Диалог восьмой. о промысле и свободе воли

Алексей Алексеев

06.04.2017 - 20:01

Согласно учению Церкви, Господь Бог есть Промыслитель: «Веруем, что все существующее, видимое и невидимое, управляется Божественным промыслом; впрочем зло, как зло, Бог только предвидит и попускает, но не промышляет о нем, так как Он и не сотворил его. А происшедшее уже зло направляется к чему либо полезному верховной Благостью, которая сама не творит зла, а только направляет оное к лучшему, сколько это возможно» (Послание восточных Патриархов о православной вере, чл. 5); «Промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется... Бог есть и Творец и Промыслитель... То, что зависит от Промышления, происходит или по благоизволению Божию, или по попущению» (ТИПВ. преп.Иоанн Дамаскин. Гл. 49). Именно об этом говорит Господь: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:29-30). Промысел Божий проявляется в наказании людей, которое требуется для благих целей: «Он употребляет все меры, чтобы удержать их от греха, воспрещает его своими законами, угрожает за него наказанием преступникам (Исх. 20:1-18 и др.), действительно наказывает их (Быт. 7:7 и след.; 19:24-29; Исх. 17, 8. 14 и др.)» (ПДБ. митр.Макарий. Ч.1, Гл.2).

Все вышесказанное означает, что и волос с головы не упадет без воли Божьей, не говоря уже о более серьёзных событиях. Ничего случайного в нашей жизни не бывает. Только такое понимание, предлагаемое Церковью, позволяет нам адекватно воспринимать, оценивать и делать правильные выводы из любых происшествий.
* * *
Однако многие люди не хотят верить в то, что Господь стоит за происходящими событиями, что Он наказывает и Он же милует. Поэтому Господь зачастую делает тонкие намеки через даты событий - чтобы даже самые упрямые не смогли отрицать «совпадения», а остальные наконец-то увидели, в меру своих сил, духовный смысл происходящего.

Так, 22 июня 1941 года началась война. В этот день Церковь отмечала день Всех Святых в земле Российской просиявших. Многие современники тех событий, а также современные священники и епископы, включая Святейшего Патриарха Кирилла, увидели в этом ясное и недвусмысленное наказание за гонения Церкви, за массовые убийства православных христиан. Тогда Господь совершил отмщение врагам своим.

Но нужно также заметить, что и победа в этой войне пришлась на 6 мая 1945 года, когда Церковь праздновала Пасху Христову и день вмч.Георгия Победоносца. Очевидно, и здесь была рука Божия - Он наказал и Он же помиловал, так как произошло хотя и не полное, но все же покаяние народа и накал гонений со стороны власти был снижен. Он показал, что и начало великой войны и её конец в Его руках. И за современными событиями также стоит Господь. Так, Евромайдан в Киеве начался 21 ноября 2013 года, когда Церковь праздновала Собор Архистратига Михаила, покровителя города Киева. Сейчас уже не возникает сомнений, что это было началом наказания Божиего и разрушения страны. Далее, 17 марта 2014 года Верховный Совет АР Крым провозгласил Крым независимым государством и обратился к РФ с предложением о принятии Крыма в свой состав; в этот же день Президент РФ подписал указ о признании независимости Республики Крым. 18 марта был публично подписан, и широко освещен в СМИ, договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии последней в состав РФ. А 18 марта Церковью, как это не удивительно, отмечался один из дней памяти святителя Луки Крымского, архиепископа Симферопольского, ныне одного из небесных покровителей Крыма. Только рьяно упорствующий в своем нежелании признать Божие вмешательство в нашу жизнь, Божие управление этим миром, может все это считать «случайностями» и «совпадениями». Как сказал Господь про таких людей: «вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Лк.16:2-3)
* * *
Недавнее чудовищное преступление в Санкт-Петербурге не является исключением. Если теракт, как и любое другое событие, не является случайностью, то необходимо понять по каким причинам, для чего Господь попустил этому совершится. Нам представляется, что сделать это будет не столь сложно, так как и здесь не обошлось без ярких «совпадений».

Теракт в Санкт-Петербурге произошел 3 апреля, а 4 апреля отмечается память св.Исаакия Далматского. Некоторые спросят: «Где связь?». Дело в том, что в честь св.Исаакия Далматского освящен Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.

А что предшествовало теракту? 28 января и 12 февраля прошли многочисленные акции противников возвращения Исаакиевского собора Церкви, в которых принимали участие депутаты зак.собрания. 26 марта состоялся массовый «антикорупционный» митинг, среди участников которого было множество активных противников передачи Исаакиевского собора Церкви, то есть де-факто наряду с антикорупционной темой, вопрос противодействия возвращению собора также был на повестке митинга.

Таким образом, с начала 2017 года, часть горожан вместе с депутатами, которых также выбрали горожане, трижды активно и массово выступали против возвращения Церкви отобранного большевиками храма Божьего и вот в канун престольного праздника храма происходит теракт. Такое вот «совпадение».

Некоторые возмутятся: «Неужели Бог наказал погибших в теракте за то, что горожане были против возвращения храма Божьего Церкви?! Разве не исламист совершил теракт?» . Нет, мы такого не утверждали. Для каждого из погибших была своя причина умереть в этот день. И мы не считаем их грешнее остальных жителей. Но сама массовая гибель не была «случайностью». И кроме злой воли исламиста, совершившего теракт (и который конечно же виновен), здесь есть и духовный смысл. Об этом говорит Господь: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:4-5). Такие события являются призывом к покаянию всем остальным. Так изъясняет это блаж.Феофилакт Болгарский: «Башня, упавшая в Силоаме, была предуказанием на то, что имело впоследствии случиться с этим народом. Примером немногих, тогда погибших, она вразумляла многих, что и они потерпят большое зло. Ибо башня служила предызображением целого города, а те погибшие восемнадцать человек - целого народа. Действительно, когда город пал от Тита, тогда вместе с ним погиб и весь народ, упорный в неверии. Это должно быть для нас уроком при всех ежедневных случаях» . Очевидно, и этот теракт является громогласным предупреждением всем горожанам!
* * *
А если знать житие св.Исаакия, то можно ещё более удивиться происходящему. Как повествует святитель Дмитрий Ростовский, во времена св.Исаакия действовал «нечестивый император» Валент, защищавший ересь Ариеву (арианство) и способствовавший ее распространению, который «поднял гонение на правоверных христиан; повелел запереть святые храмы, дабы в них не совершались обычные божественные жертвы» . Ничего не напоминает? Это то самое, что сделали большевики с Исаакиевским собором - запретили в нем богослужения; это то, чего де-факто желают противники возвращения храма! За это, как продолжает святитель Дмитрий, «Бог... воздвиг на нечестивого царя Валента варваров, именно: варвары, жившие в то время по реке Дунаю, собрав все полки свои, начали войну с греками» .

И сейчас варвары-исламисты ведут войну против русских, а террористический акт является одним из актов этой войны. И вот, как повествует святитель, «в то время как Валент выходил из Константинополя с полками своими, блаженный Исаакий зашел вперед его и громогласно воскликнул: «Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему». Но царь не отвечал ему, презирал его, как простеца и безумца; не придав значения словам его, он продолжал путь свой. На другое утро блаженный старец, подойдя к царю, опять сказал: «Открой, царь, храмы для правоверных, и тогда война окончится для тебя благополучно: ты победишь врагов своих и возвратишься домой с миром в добром здравии»... И на третий день блаженной старец снова подошел к царю; взяв за узду коня, на котором он сидел, Исаакий начал еще усерднее просить и увещевать царя открыть храмы; в противном случае грозил ему судом Божиим» .

То есть, святой Исаакий призывал открыть храмы Божии, призывал отдать их православным христианам и предупреждал, чем грозит отказ возвращать храмы. Именно возврату, как и нечестивый Валент, сопротивлялись горожане и депутаты Санкт-Петербурга! Удивительные параллели, не правда ли? В итоге, император Валент так и не послушался призывов, и не вернул храмы Церкви. И случилось то, о чем предупреждал св.Исаакий: «Между тем греки сошлись с варварами; битва была весьма жестокая; по попущению Божию победили варвары, согласно пророчеству святого Исаакия; многие из греков пали от меча; сам царь Валент был ранен и, не будучи в силах противиться врагам, обратился в бегство. Варвары же преследовали греков и посекали воинов греческих как траву; они настигали уже и самого царя, которой бежал лишь с одним советником своим, военачальником, арианином, посоветовавшим ему не слушать Исаакия. Подъехав к некоему селению, он увидал сарай, в котором лежала солома; так как конь его был уже утомлен, он слез с него и скрылся в том сарае вместе с советником своим. Но не укрылся он от карающей руки Божией, потому что варвары, преследовавшие его, доехав до того селения и узнав, что в том сарае скрывались греки, подожгли его со всех сторон и сожгли до основания. Так погиб окаянный царь тот и его злой советник» .
* * *
Все происходящие настолько прозрачно для православных, которые знакомы со Священным Писанием, церковной историей и жизнеописанием святых, что не нуждается в особых доказательствах. Всем же жителям Санкт-Петербурга стоит задуматься о том, что «случайностей» не бывает, а теракт очевидно является предупреждением свыше - не должно идти войной против Бога, это плохо заканчивается даже здесь, на земле.

Духовник . Что же смущает тебя в вопросе о Промысле?

Неизвестный . Невозможность примирить понятие свободы воли с церковным учением о воле Божественной.

Духовник . Скажи подробнее, что именно кажется тебе непримиримым.

Неизвестный . Вот слушай. Понятие свободы воли, может быть, и непостижимо для разума, и, возможно, что ты прав, проводя в этом отношении параллель между «свободой» и «бесконечностью». Пусть непостижимость бесконечности подобна непостижимости свободы, которая с формальной стороны является как бы «бесконечностью» в волевой сфере. Но как бы то ни было, мы постигаем в понятии свободы воли момент «беспричинности», хотя и не можем его себе представить. для нашего сознания – это во всяком случае возможность независимого ни от каких внешних причин самостоятельного действия. Называя поступок «свободным», мы хотим обозначить этим, что он совершен не по необходимости, а по личному волеизъявлению человека. И потому нравственная ответственность, как ты не раз говорил, всегда предполагает свободную волю. А так как человек ответственен за всю свою жизнь, то тем самым предполагается, что и вся его жизнь состоит из ряда свободных, никакими внешними причинами не обусловленных поступков.

И вот я открываю Евангелие и читаю: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (). Эта мысль о всецелой зависимости человеческой жизни от воли Божией в совершенной полноте выражена в 6-й главе того же Евангелия. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» ().

Разве такое отношение к жизни совместимо с признанием человеческой свободы? Если ни одна птица не упадет без воли Отца, если ни один волос не упадет с головы человека без воли Божией, если человек совершенно бессилен сам своей волей изменить свою жизнь, не может «прибавить в себе росту хотя бы на один локоть», если человек сам по своей воле и не должен ни о чем заботиться, так как Отец Небесный знает, кто в чем имеет нужду, то спрашивается, где же проявляется свободная воля человеческая? Наша жизнь вся зависит от Бога. Все в ней совершается по Его воле. Церковь именует это Промыслом Божиим, но Промысел не совместим со свободой. Признать его – это значит неизбежно прийти к учению о предопределении. Если каждое движение жизни делается по воле Отца, то Его воля и решает все. Если предрешено Его волей, то твоя воля – ничто. Но если признание Промысла исключает возможность свободной воли, то, с другой стороны, признание воли исключает возможность Промысла. Я приведу тебе такой пример: разбойник напал на мой дом. Ограбил, изувечил, надругался над моими близкими. Я верю в Промысел Божий. Все от Бога. Господь знает, в чем каждый имеет нужду. Значит, и разбойник от Бога? Но ведь разбойник имел свою свободную волю. Почему же он на меня напал? Потому, что таково было его свободное волеизъявление, или потому, что такова была воля Божия? Если потому, что была воля Божия, то где же свободная воля разбойника? Если потому, что захотел сам, то при чем тут воля Божия? Ясно, что признание свободной воли разбойника совершенно исключает участие воли Божией в этом злодеянии, а, значит, и промыслительный его смысл.

Вот те сомнения, которые явились у меня по поводу всего сказанного тобою о таинствах, нравственном совершенстве и монашеских подвигах. Своими силами я не мог разрешить этих сомнений.

Духовник . Да, твой вопрос действительно нуждается в разъяснении. Он сложен по двум причинам. Во-первых, потому, что затрагивает целый ряд побочных вопросов, и во-вторых, потому, что Церковное учение о Промысле часто принимается совершенно искаженно.

Неизвестный . Вот я и прошу тебя разъяснить мне все это.

Духовник . Постараюсь. Нам придется вновь и более подробно говорить о свободе. Ты знаешь уже, что, по Церковному учению, человеку, созданному по образу и подобию Божию, дарована свободная воля. Он – не только частица вещества, организованная в живое существо и подчиненная, как все в вещественном мире, закону причинности. Он – носитель того таинственного и непостижимого начала свободы, которая делает его волю первопричиною тех или иных действий, ничем иным, кроме этой свободной воли не обусловленных. Поступки человека не механические явления физического мира. Они не есть автоматические следствия какой-то причины, вне воли заключенной, и не являются простым следствием физико-химических процессов в самом человеке, они определяются его собственной волей, ибо воля его, как начало свободное, является в причинном ряде явлений причиной в себе. Сам человек определяет тот или иной ряд явлений и несет нравственную ответственность за свои поступки, потому что поступить так или иначе, хорошо или плохо зависит от его собственной воли, он всегда выбирает сам. И не по формальному своему определению, а по существу, свобода – это одно из свойств души человеческой, которая, являясь единой по существу, как подобие существа Божия, имеет и подобие ипостасей, в существе своем оставаясь единой и неделимой.

Неизвестный . Я очень хорошо понимаю все, что ты говорил о свободе человеческой воли, вот потому-то я прошу разъяснить, как это учение о свободе можно примирить с учением о воле Божией.

Духовник . Подожди. Я предупредил тебя, что здесь необходимо коснуться многих побочных вопросов. Первородный был свободным актом человека. Он сам выбрал свой путь, не совпадающий с волей Божией, и, нарушив данную Богом заповедь, встал на путь своего волевого самоутверждения. Этот акт, свободный сам по себе, привел человека к рабству и по последствиям своим был потерей дарованной ему свободы. Дело искупления было делом освобождения – не потому, что упразднялся грех, а потому, что уничтожалась власть этого греха в мире. Ибо через жизнь в Боге каждый воссоединялся с Богом, по слову Апостола: «...соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (). Первородный грех искуплен, и возможность соединения с Богом восстановлена. А тем самым восстановлена и свобода. Вот почему в слове Божием говорится: «...стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (). «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» ().

Неизвестный . Эта свобода не есть реальность, данная каждому, а лишь возможность?

Духовник . Нет, эта свобода дана всему миру как реальность, но человек как совершил свободно первородный грех и тем отказался от своей свободы, так же свободно отказывается и теперь или не отказывается от той свободы, которая дарована ему искуплением.

Неизвестный . Что же ты разумеешь под отказом от свободы?

Духовник . Отказ от веры в Христа Воскресшего, ибо только через веру освобожденный человек остается освобожденным, а не отдает себя вновь в рабство греха и смерти. Для решения поставленного тобою вопроса о взаимоотношении свободы воли человека с Божественной волей весьма важно уяснить себе следующую мысль. Неверие и проистекающее отсюда состояние души человека есть отказ от свободы и признание внутреннего рабства. Этим отказом человек, по внешности оставаясь человеком, ставит себя в общий ряд с бытием животных, но как более совершенный вид этого ряда. Он не делается «вещью», но отказывается от высшего достоинства свободного человека. Апостол говорит верным: «Грех не должен над вами господствовать» ().

«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» ().

Это состояние рабства греху Апостол Петр изобразил следующими словами: «Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся» (). «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия» (). «Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» ().

И напротив: «...кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» ().

Вот что надлежит держать в своей памяти при рассмотрении вопроса о свободе человеческой воли и воли Божественной.

Неизвестный . Я все еще не могу понять, какое отношение все эти предварительные рассуждения имеют к самому вопросу?

Духовник . Подожди. Ты сейчас поймешь это. Вот ты привел слова Спасителя из 6-й главы Евангелия от Матфея: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (). Но закончил их только стихом 32-м: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». А дальше? Почему ты на этом остановился? Ведь слова, приведенные тобой, совершенно неотделимы от следующего 33-го стиха: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Как часто люди ропщут, что не исполняется обетование Спасителя – все, что ни попросите во имя Мое, дастся вам. Помня лишь одну часть обетования: «все, что ни попросите, дастся вам», забывая условие этого исполнения «во имя Мое». Апостол говорит таким людям: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ().

Так же и в вопросе о воле Божией в нашей жизни и о промыслительном о нас попечении. Для того, чтобы воля Божия во всей полноте содержала жизнь нашу, надо искать Царства Божия и правды его – и тогда все остальное приложится.

Если перенести этот вопрос в сферу формально-логическую, можно сказать, что поскольку человек сохраняет свою свободу и не поддается игу рабства – его воля совпадает с требованием воли Божией.

Неизвестный . Но ведь жизнь слагается из действий не только моей воли. Допустим, моя воля будет свободной и совпадет с волей Божией, а как же воля разбойника? Ведь она тоже определяет мою жизнь. Как же быть с его злой волей, как понять ее действие на мою жизнь? Как ее примирить с Промыслом?

Духовник . Да. То, что сказано мною, этого вопроса не разрешает. Пока мы говорили только о том, ограничивает ли Божественная воля волю человеческую и тем делает ли ее «несвободною»? И на вопрос этот ответим: нет, не ограничивает – истинное состояние свободы есть исполнение воли Божией по свободному произволению человека – такой свободный, то есть в Боге живущий, человек прежде всего ищет Царствия Божия, и тогда все остальное ему дается.

Теперь будем говорить о воле Божией в физическом мире и о Божественном Промысле в отношении всей жизни вообще, памятуя все время о том, что раскрыто нам в слове Божием о свободе.

Ты привел слова Спасителя: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (). Что значат эти слова? В чем выражается воля Божия в физическом мире? В отношении мира физического участие во всем Божественной воли надо понимать в том смысле, что сами законы, по которым протекает эта жизнь, являются выражением воли Божественной, и их неизменность и продолжающееся действие возможны только потому, что Господь повелевает этому быть, то есть содержит все это в своей воле.

Божественная воля дала вселенной неизменный строй. Душа человеческая, имея в себе Богоподобное начало свободы, живет по иным законам. Однако и она, через эту вещественную основу своего земного бытия, составляет некоторую частицу вещественного мира. Поэтому физическая жизнь может оказывать то или иное действие и на наш душевный строй, и потому Божественная воля может содействовать нашему спасению через так называемые «механические законы природы». Господь направляет их в соответствии с высшими целями нашей духовной жизни. И то, что в отношении естественно-природного бытия является Божественной волей в форме неизменных законов, определяющих жизнь вселенной, то в отношении жизни человека становится Божественным Промыслом.

Неизвестный . Ты говоришь, что Божественная воля может содействовать нашему спасению через механические законы природы, что ты под этим разумеешь?

Духовник . Во-первых, совокупность тех восприятии, которые зависят от пяти внешних наших чувств. Во-вторых, непосредственное действие на нашу физическую природу, как, например, физические болезни или органические недостатки, и, в-третьих, знамения и чудеса, поскольку они облекаются в форму физическую.

Неизвестный . Понятие чуда ты ставишь в связь с учением о Промысле Божием.

Духовник . Разумеется.

Неизвестный . Разъясни мне это.

Духовник . Чудо не есть нарушение «законов природы» как некоторых сил, чуждых силе Божественной. Это есть действие той же Божественной воли, но не в форме известных нам, постоянно действующих законов природы, а в форме отдельного акта непосредственно, лишь в данный момент действующей силы Божией. В чуде приостанавливается волеизъявление Божие, по которому живет материальный мир всегда, и Господь особым актом определяет то или иное явление. Этот особый акт всегда совершается Богом в целях промыслительных. «...Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему...» (). Ибо всеведущий Господь знает бесполезность чуда для рода лукавого и прелюбодейного. Таким образом, наша вера в возможность чуда основана на нашей вере во всемогущую силу Божию, наш разум утверждает эту веру, видя в физических законах действие воли Божественной, а в чуде -особый акт той же Божественной воли, и наше чувство находит полное удовлетворение в промыслительном значении всякого чуда.

Неизвестный . Теперь я понимаю это.

Духовник . Перейдем теперь к вопросу о свободе человеческой воли и Промыслу Божию.

Опять я должен начать с того, что тебе известно. Господь дал человеку свободу. И не механическим путем, превращая человека в автомат и тем лишая все его поступки морального содержания, ведет его Господь ко спасению. Господь дал человеку свободу для того, чтобы он сам избрал себе путь спасения, и этим бы сделалось возможным его свободное соединение с Божеством в вечной жизни. И если человек избирает путь зла, то есть отхождения от Бога, – это не есть активное выражение Божественной воли.

Неизвестный . Постой! Значит, такое отхождение совершается без воли Божией? Но как же тогда «ни един волос»?

Духовник . Я сказал, что такое отхождение не есть активное выражение Божественной воли, но это совсем не значит, что оно делается без Его воли.

Неизвестный . Не понимаю.

Духовник . Божественная воля попускает быть этому отхождению, Своей силой его не пресекает, и потому мы утверждаем истину: «все делается по воле Божией». В каждом, самом злом поступке человека участвует воля Божия, поскольку она не препятствует его совершению.

Неизвестный . Я прошу тебя пояснить мне это на конкретном примере. Вот на том разбойнике, о котором я говорил.

Духовник . Прекрасно. Возьмем этот пример с разбойником. Разбойник напал на твой дом и совершил злодеяние. Была ли здесь воля Божия? Да, была, но не в том, что разбойник решил напасть на твой дом, а в том, что Господь попустил совершиться его злой воле и не приостановил ее действия.

Неизвестный . Но почему же не приостановил? В чем же тут Промысел Божий?

Духовник . Об этом я скажу дальше. Будем продолжать наше рассмотрение учения о Промысле. Человеческая жизнь складывается не только из его поступков, но и из поступков окружающих людей. Ты не только сам своей волей определяешь свою жизнь, но гораздо в большей степени ее определяют тебя окружающие люди. Разбойник, напавший на тебя, может совершенно изменить внешние условия твоей жизни, вся жизнь твоя от этого события может пойти в другом направлении. И если представить себе, что окружающие тебя люди являются носителями свободной воли, ясно, что и все эти изменения в твоей жизни, происшедшие от злых поступков, не могут рассматриваться как активное проявление Божественной воли. Возьми эпоху мученичества. Святых распинали и бросали диким зверям. Что же, и это была активно действующая воля Божия? Нет, это была злая воля людей. А где же тогда «все по воле Божией»? Ответ и здесь тот же: все события, зависящие от свободной воли окружающих нас людей, не являются активным выражением Божественной воли. Но так как каждое свободное действие человека Господь может пресечь, то каждое, без исключения, проявление свободной человеческой воли в отношении нас зависит от воли Божественной. Господь его попускает, не пресекает своей высшей волей.

Неизвестный . Но если воля Божия только пассивная, каково же тогда значение этой воли в нашей жизни? В чем выражается забота о нашем спасении? Где в нашей жизни Божественный Промысел? Коль скоро во всем полная свобода человека, а Господь только «попускает» – значит и Промысла как активно действующего начала нет. Человек, в конце концов, предоставлен самому себе.

Духовник . Ты слишком забегаешь вперед. Я вовсе не сказал тебе, что воля Божия – только пассивная: ни в коем случае. Она и активно действующее начало. Но и пассивно попуская, и активно действуя – она в одинаковой мере является промыслительной в нашей жизни.

Неизвестный . Пожалуйста, разъясни мне все это.

Духовник . Господь не пресекает всех злых поступков человека, потому что это было бы лишением его свободы воли и превращало бы его поступки в причинно-обусловленные явления, где этой причиной являлась бы сила Божия. А этим бы уничтожался всякий смысл созданной Богом жизни. Ибо этот смысл лежит в свободном самоопределении человека к добру и соединении его с Богом как следствии этого самоопределения. Но это совершенно не значит, что промыслительное попечение о злых людях исчерпывается только предоставлением им полной свободы, а попечение о людях, в отношении которых совершается зло, – «попущением» этого зла. Тогда, действительно, люди были бы оставлены Богом и предоставлены только самим себе.

Неизвестный . Но в чем же тогда проявляется при совершении злых поступков Божественный Промысел? Я совершенно не могу этого понять.

Духовник . Вот теперь мы подошли к этому вопросу. В чем же выражается Божественный Промысел при попущении Богом злых деяний? В том, что Господь промыслительно содействует пережить их во благо нашего спасения.

Неизвестный . Не понимаю. Какое может быть «благо» от злого поступка?

Духовник . Когда человек делает нам зло, мы разумеем под этим злом лишь его душевное состояние, те побуждения, которые руководили им. Разбойник, напавший на дом, сделал зло, потому что им руководила злая его воля. Но для тебя – не с точки зрения мирской а с точки зрения христианской, – это может быть злом, и не злом, в зависимости от того, как ты это переживаешь и что это дает для твоей внутренней жизни. И ограбление, и избиение, и бесчестие – может быть для тебя источником озлобления и разорения душевной жизни. И тогда злодеяние разбойника будет для тебя злом. Но то же ограбление, и избиение, и бесчестие, – хотя они и злые деяния, взятые сами по себе и в отношении злой воли, их совершившей, – но для тебя они могут быть источником великого блага, коль скоро ты переживаешь их во благо своего спасения, с терпением, неосуждением, всепрощением... Тебя обманули, оклеветали, оскорбили – это поступки злые, но ты можешь сделать их для себя источником добра. Вот почему святые мученики говорили: «Вы можете убивать нас, но не можете сделать нам зла». Тюрьма – страшное зло, но скольких людей привела она к Богу. Истязание – страшное зло, но сколько людей стало через него святыми. Ни в чем так не ясно это, как в промыслительной заботе Господа о святой Церкви. Сколько зла было сделано Церкви ее гонителями в эпоху мученичества. Господь до срока не пресекал этого зла. Но Церковь, пережив все во благо, стала Церковью святых мучеников, и руками ее врагов, проливших святую кровь по действию Божественного Промысла, созидалось величие Церкви. Много было испытаний в Церкви, и часто смущались верующие долготерпению Господа. Невольно вставал вопрос у них в сердцах: доколе. Господи? Почему попускаешь торжествовать злу? Почему не приостановишь его Своей всемогущей волей? Но ответ на этот вопрос полностью содержится в учении о Промысле: какое бы зло ни делалось в отношении Церкви – оно всегда ведет к ее благу, всегда очищает и возвеличивает ее. И самые злые ее враги по действию Божественного Промысла не могут сделать для нее ничего, кроме блага. Ибо Господь созидает Церковь Свою не только непосредственным действием Божественной силы, но и руками врагов, попуская злу, которое Церковь переживает во благо. Вот в чем Промыслительный смысл попускаемого Богом зла. Он – в сохранении человеческой свободы и нравственной задаче для каждого человека всякое совершающееся в отношение его зло превратить в источник нравственного совершенства и духовного устроения.

Неизвестный . Но опять-таки я не вижу, в чем проявляется Промысел, то есть Божественная воля. Бог попустил злу совершаться, и человек должен пережить его во благо. При чем же тут Бог? Все опять-таки зависит от человека. Если у него хватит сил пережить во благо попущенное зло – великолепно. Не хватит – человек погибнет. Туда ему и дорога. Сам виноват. Где же Промысел? Опять я вижу только одно «попущение».

Духовник . Ошибаешься. Божественная воля активно помогает нам в исполнении этой нравственной задачи. Дабы не лишить человека свободы, Господь не пресекает воли совершающего зло, но тем, в отношении кого зло совершается, Господь помогает пережить его во благо. И здесь Господь оставляет решающее слово за самим человеком, чтобы не лишить его свободы, не решает нравственной задачи за него, но содействует ее решению.

Неизвестный . Каким образом?

Духовник . Пути разнообразны. Их не перечтешь. Через все Господь посылает ему помощь. Ведь нельзя Промысел Божий понимать только в смысле отрицательном. Господь не только представляет человеку свободу и не только требует от него исполнения определенных нравственных задач. По учению Церкви Господь соблюдает каждую человеческую душу. Каждое движение его, каждую его мысль, чувство, намерение – все видит Господь и все, что возможно сделать, не лишая его свободы, для его спасения, – делает по неизреченной своей любви и милости. Нам не ведомы все пути, которыми ведет Господь человека ко спасению. Но многое нам известно из слова Божия, из жития святых и из опыта Церкви. Вся жизнь человека исполнена иногда явного для него самого, иногда более прикровенного попечения. Нас не должно смущать, что не пресекает Он всегда злой воли и не делает добра за нас Своей всемогущей волей. И здесь Его милость. И здесь Его любовь. Ибо в противном случае жизнь перестала бы быть жизнью. Но, не отнимая свободы, Он помогает нашему доброму произволению, вразумляя, показывая, просвещая. На нашу жизнь невидимо действуют в этом отношении потусторонние силы, ибо у каждой души есть Ангел-хранитель, который бережно ведет душу ко спасению, есть помощь угодников Божиих, заступничество и ходатайство Матери Божией. Господь Своей волей ставит нас в такие жизненные положения, которые помогают нам идти по надлежащему пути. Он действует на нашу душу и таинственными, неведомыми путями, и через святую Церковь, и через определенных людей, которых посылает на нашем пути. И милость Божия к нам, недостойным, столь безмерна, что удостаивает иных и непосредственного воздействия в форме знамений, видений и чудес.

Неизвестный . Но если «злая воля», действующая в нас, окажется сильнее, если зло не по силам пережить во благо? Тогда Бог «попускает» человеку погибнуть?

Духовник . Никогда. По церковному учению, активная Божественная воля, попускающая зло, всегда пресекает действие на нас злой воли, через которое создается непосильное искушение. Божественный Промысел попускает зло только потому, что оно может быть пережито во благо нашего спасения и потому не допускает зла «непосильного». Если зло попущено Богом – это всегда значит, что оно для нашей жизни, для нравственной задачи посильно. А потому и каждый человек, не переживший его во благо, – согрешает, и сам за это несет ответственность перед Богом. Церковь не знает «непосильных искушений». В слове Божием говорится прямо: «...верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил...» ().

Неизвестный . Но еще один вопрос. А как же судьба злых людей? Что значит в отношении их Промысел Божий? Бог попустил им совершить зло. Он не пресек их свободной воли: ну и что же? Почему Божественная воля «не пресекла» – я понял. Бог не хотел лишать людей свободы и делать их «механическими явлениями». Пусть так. Но ведь Промысел – это забота о спасении. В чем же выражается эта забота в отношении людей, совершающих зло?

Духовник . В том же, в чем она выражается и в отношении тех, кому делается зло. Господь всем хочет спасения. И никого не лишает свободы. Не добрых только, но и злых Он ведет ко спасению, и все, что я говорил об активном значении Божественной силы в деле нашего спасения, относится одинаково и к добрым, и ко злым. Он и злым помогает освободиться от рабства греху, помогает и их доброму произволению, вразумляя, наказывая и просвещая. Каждому давая потребное.

Неизвестный . Да, но тогда Бог превращается в какого-то «Отца», почти в земном смысле, но у которого миллиарды детей и который разбирается во всех мелочах повседневной их жизни. Это как-то не вяжется с моим представлением о Боге.

Духовник . Вот потому-то ты и не чувствуешь великое значение того, что Церковь именует Промыслом Божиим. Потому и смущают тебя кажущиеся формальные противоречия учения о Промысле и свободе воли. Ты опять стремишься облечь все в земные образы и опять косное земное так заслоняет от тебя высшее Божественное, что ты начинаешь видеть только внешнюю, вещественную, окружающую тебя жизнь. Но ты суди о жизни по духу. Посмотри на все изнутри. Забудь о том, что мир – только вещество и душевная жизнь только физико-химические процессы. Пусть все переживаемое нами в течение нашего земного бытия не будет для тебя лишь бессмысленным чередованием ничем не связанных между собой фактов. Вспомни, что тот иной мир – как в тумане за образом здешнего мира и душевная жизнь – лишь отблеск жизни иной, и вся она объемлется силой Божией. Ты поймешь тогда, что, подобно тому, как Божественная воля, в неизменно действующих законах природы, участвует в каждом, самом ничтожном процессе физической жизни, так же и сила Божия, действующая в Промысле Божием, участвует и содержит каждый шаг жизни человеческой. Ведь не спрашиваешь ты, каким образом каждый камешек притягивает к себе земля, хотя камней на земле бесчисленное множество. И не спрашиваешь, каким образом каждая частица воды, нагретая солнцем, превращается в пар, хотя невозможно измерить все превратившееся в пар частицы воды, потому что для этого не хватит никаких сил. Ты не спрашиваешь об этом, потому что здесь воля Божия действует в физических, неизменных законах, так не спрашивай, каким образом сила Божия объемлет в промыслительном попечении каждое движение человеческой жизни, потому что людей – «миллиарды». Воля Божия все содержит и потому во всем действует, а раз во всем, то нет для измерения ее ни числа, ни меры.

Неизвестный . Да. Это можно принять. Я не так представлял себе учение о Промысле.

Духовник . Это не только можно принять, но без этого нельзя по-настоящему жить, ибо вера в Промысел дает истинное и твердое основание всей нашей жизни. Не имея в сердце своем чувства Божественного попечения о нас, человек отдается во власть слепого хаоса без основы, без порядка, без смысла.

Он – просто песчинка, которая кружится в каком-то вихре слепых сил и бессильна осмыслить или изменить свое движение. Совсем иное, когда сердце озарено чувствованием Божественного Промысла. Тогда над собою человек ощущает твердое основание. Он знает, что жизнь его в руках Божиих и что эта всемогущая рука ведет его ко спасению. Он идет по жизненному пути спокойно, радостно, с твердым упованием, что милосердный Господь видит каждый шаг его жизни, все, что ни совершается с ним, все к «лучшему», все имеет высший смысл, все не «случайно», а разумно, ибо во всем, всегда и везде действует Божественная воля и сохраняет Его Божественное Промышление.

Неизвестный . Да. Личная жизнь, действительно, как бы получает основу при таком понимании Промысла. Но вот тот последний вопрос, о котором я как-то упомянул раньше, все же остается в силе.

Духовник . Последний ли он?

Неизвестный . Кажется, последний. Но, однако, невозможность ответить на него может разрушить и все воздвигнутое тобою здание.

Духовник . Каков же тот вопрос?

Неизвестный . Я всегда недоумевал, в чем, с точки зрения церковной, лежит смысл мировой Истории? Вот ты говоришь о Промысле Божием. О том, как Божественная сила ведет человека ко спасению. Ну, а жизнь мира! По нашему учению, истинная жизнь в Церкви. Мир во зле лежит. Но Церковь – горстка людей. Неужели культура, наука, искусство, все, в чем живет этот во зле лежащий мир, – пустая комедия? Неужели весь смысл существования этого громадного злого, но прекрасного «мира» только в том, чтобы соблазнить благочестивых христиан? Неужели он «проклят» и больше ничего?

Духовник . Я предвидел твой вопрос. И без ответа на него наше здание действительно было бы незавершенным.

Неизвестный . И ты мне на него ответишь?

Духовник . На него ответит Церковь. А мы постараемся сделать надлежащие выводы из этого ответа.

Неизвестный . Мне важен не церковный авторитет, а истина.

Духовник . Там, где нет церковного авторитета, -нет истины.

Неизвестный . Да, да. Теперь я не возражаю против этого.

Духовник . Прекрасно. В следующий раз мы будем говорить о прогрессе и конце мировой истории. Это и будет ответ на твой вопрос.

Благодаря воздействию вредных факторов внешней среды, активной химической промышленности в продуктах и предметах ежедневного обихода человека, — выпадение волос в наше время явление не редкое.

Стресс, синтетика и воздействие химических соединений повсюду провоцируют осложнение самочувствия и ухудшение здоровья человека. Но как быть, если выпали волосы на голове пятном.

Что делать с этой проблемой и как предупредить алопецию (выпадение волос на голове локально — пятнами) необходимо знать каждому.

Согласно утверждениям трихологов, признаки алопеции могут быть самые различные. Все зависит от причины, которая вызвала выпадение волос.

Волосы могут выпадать понемногу или облысение начнётся внезапно. А также выпадение волос пятном может быть не только на голове, но и по всем теле.


К сожалению, если выпадают волосы на голове пятном — причин много и до конца это явление не изучено. Ученые говорят о сбоях в иммунной системе, которая ошибочно атакует волосяные фолликулы

Выделяют основные признаки алопеции:

  1. Волосы на голове начинают постепенно истончаться и выпадать.
  2. На волосистой части головы, а иногда и на бровях или бороде (у мужчин) появляться выпадение волос пятном. Их еще называют проплешины.
  3. Выпадение волос пучками при расчесывании или при мытье головы.
  4. На теле волосы могут выпадать при приеме некоторых медикаментов (например, химиотерапия). При окончании приема препаратов волосы опять вырастают.

Интересный факт! У мужчин облысение начинается со лба, а у женщин – с висков.

Провоцирующие факторы выпадения волос на участках кожи

Если выпадение волосы происходит на голове локально, — пятном, это свидетельствует о ряде серьезных причин и факторов. Одними из самых вероятных провоцирующих факторов специалисты считают следующие:

  • недостаточный уход за волосами;
  • стрессы и нервные расстройства;

  • гормональные сбои в организме;
  • нерациональное питание и дефицит витаминов;
  • предрасположенность организма на генетическом уровне.

Причины выпадения волос на голове пятном

Причин, вызывающих выпадение волос пятном, существует множество. В таблице приведены самые распространённые причины алопеции в зависимости от ее видов.

Причины алопеции в зависимости от ее видов

Вид алопеции Причина, вызывающая алопецию
Рубцовая алопеция – появление рубцов после перенесенных заболеваний и отсутствие роста волос на этих рубцах Врожденные и наследственные заболевания, лишай, аутоиммунные заболевания, опухоли кожи, травмы кожи, сахарный диабет.
Нерубцовая алопеция – возникает внезапно, без предыдущих поражений кожи Иммунные заболевания, расположенность организма генетически, нарушения обмена веществ, заболевание органов пищеварения, стрессовые состояния организма и депрессия, химические препараты и излучение радиации.
Диффузная алопеция – состояние, когда волосы выпали на голове пятном Гормональные изменения и перестройка организма при половом созревании, беременности и лактации, в период климакса, а также стресс, прием наркотиков и дефицит железа в организме.
Андрогенная алопеция – когда происходит облысение по мужскому типу у женщин и по женскому типу у мужчин Отсутствие баланса мужских и женских гормонов в организме, заболевание щитовидной железы, злокачественные и доброкачественные опухоли в организме.

И это еще не все существующие виды алопеции. Поэтому необходимо обязательно пройти обследование и установить причину, почему волосы на голове выпали пятном. Тогда и лечение будет назначено правильно и грамотно.

Средства народной медицины для роста волос на голове

Существует множество народных рецептов, которые способствуют росту волос.

Важно помнить! Лечить выпадение волос на голове пятном одними народными средствами неэффективно!

Отвар лопуха

Самым первым помощником в борьбе с облысением является растение лопух (а именно его корень).

Приготовление отвара необходимо проводить по следующему рецепту: 3 ст. ложки сушеных корней проварить в 750 мл воды, настоять 20-25 минут, процедить.
Втирать в кожу головы, слегка массируя.

Масло репейника

Результативно также использование масла репейника, втирая его в корни волос. Заметный результат приносит массаж кожи головы с помощью морской или обычной поваренной соли.

Нанести на мокрую голову, нежно помассировать и смыть теплой проточной водой.

Распространённым средством, вызывающим рост волос есть настойка жгучего перца. Использовать ее, лучше на ночь.

Будьте осторожны! Вызывает жжение кожи! Наносить осторожно, после нанесения вымыть руки, избегать попадания в глаза. Если все же настойка попала в глаза, промыть водичкой, лучше кипяченой.

Настой крапивы

Настой готовиться так: 3 ст. ложки сушеной крапивы залить 1,5 л горячей воды, дать настояться 45 минут и отцедить. После каждого мытья головы необходимо споласкивать волосы отваром.

Массаж и физиотерапия при выпадении волос на голове пятном

Если волосы выпали на голове пятном, придут на помощь физиотерапевтические процедуры и массаж кожи головы. Данные процедуры стимулируют кровообращение, что способствует пробуждению волосяных луковиц и соответственно рост волос усиливается.

Наиболее частые физиотерапевтические процедуры, которые советуют трихологи:

  • Дарсонвализация – воздействие на кожу головы токами, которые находятся под большим напряжением. Данная процедура назначается пациентам, у которых облысение вызвано себореей.
  • Криотерапия – это воздействие жидкого азота на волосяные луковицы. Эта процедура делается точечно. Показана при гнездной и круговой алопеции.
  • Ионофарез – во время этой процедуры с помощью тока (гальванического) вводят в глубокие слои кожи лекарственные препараты, которые помогают в борьбе с алопецией.

  • Массаж банками (вакуумный массаж) – делается с помощью банок для медицинских процедур. Это массаж можно выполнять также и в домашних условиях.

Массаж кожи при алопеции можно также проводить самостоятельно. Для этого расчешите волосы, обе руки положите на голову. Массаж проводиться большими и средними пальцами.

Легкие массажные движения делаются, двигаясь от периферии к центру головы. Делайте такой массаж 3 раза в неделю и результат будет заметным уже через месяц.

Медикаментозное лечение алопеции

Медикаментозное лечение алопеции зависит от ее вида.

Андрогенная алопеция

Если это андрогенная алопеция, то ее лечение стоит проводить гормональными препаратами, содержащими эстроген и прогестерон.

К отличному результату приводят безрецептурные препараты, содержащие Миноксидил. Это могут быть как спреи (Алерана и Генеролон – цена от 500 до 630 рублей), так и шампуни, растворы (Касилон – цена от 1000 рублей).

Важно помнить! Препараты, в состав которых входит Миноксидил, разращено использовать с 18 лет. Также нельзя превышать суточную дозу препарата, независимо от области облысения.

Грибковая инфекция кожи головы

Если выпадение волос связано с грибковым поражение кожи, то тут на помощь придут препараты, содержащие кетоконазол. К таким средствам относится шампунь Низорал – цена от 350 до 400 рублей.

Способ применения: нанести на влажные волосы на 3-5 минут. Смыть проточной водой, избегать попадания в глаза. Использовать 2 раза в неделю на протяжении месяца.

Препарат Финастерид (235-250 рублей) – препарат для лечения облысения у мужчин. Препарат является гормональным и продается только по рецепту врача. Имеет очень много побочных эффектов и в лечении женщин применяется только в тяжелых случаях.

Препараты Сульсена используют, чтоб восстановить фолликулы. Действующим веществом здесь является селен. В серии препаратов Сульсена есть паста для головы (цена от 80до 100 рублей) и шампунь (цена от 180 до 300 рублей).

Эти средства можно применять как в комплексе, так и отдельно друг от друга. Но стоит помнить, что использовать эти и многие другие медикаментозные средства от облысения стоит только после консультации и назначения врача.

Хирургическое восстановление волос на голове

На сегодняшний день существует несколько видов хирургического восстановления волос:

  • трансплантация искусственных волос;
  • пересадка своих волос;
  • вырезание лысых участков кожи;
  • лоскутная пластика.

Самым популярным методом хирургического восстановления волос является трансплантация своих волос или аутотрансплантация.

Процедура представляет собой пересадку собственных фолликулов из той области кожи, где волос много на лысеющие участки.

Операция по пересадке собственных волос проводится так:

  1. Под местным обезболиванием вырезается донорский кусок кожи.
  2. На этом месте накладываются швы, которые в скором времени будут совсем незаметны.
  3. Из иссеченной кожи выделяют волосы с фолликулами.
  4. Врач делает микроотверстия и помещает туда фолликулы.

На сегодняшний день это самый действенный метод лечения андрогенного облысения. Пересаженные таким способом волосы растут на коже и сохраняют свои свойства до конца жизни человека.

Алопеция – явление неприятное, однако, лечению поддается. При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу для проведения обследования и выявления причин болезни, а потом начать грамотное комплексное лечение.

Что делать, если выпали волосы на голове пятном. Причины и способы лечения:

Гнездная алопеция (облысение). Комментарии врача:

Виноват ли Иуда в том, что он предал Иисуса Христа, или же он был назначен Им для совершения этого мистического акта? В главе 13 Евангелия от Иоанна в стихе 18 Иисус Христос говорит: Но да сбудется писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. В Стихе 21 мы читаем следующие слова Иисуса Христа: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. И далее в стихе 26 Он говорит о том, кто должен предать Его: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Обратите внимание: «и после сего куска вошел в него сатана». Следовательно, до этого сатана не был властен над Иудой, и можно думать, что прежде у него не было мыслей о предательстве своего любимого учителя. И еще обратите внимание как он предает Иисуса Христа: в Евангелии от Матвея в 49 стихе 26 главы написано: И, тотчас, подойдя к Иисусу, сказал: радуйся Равви! И поцеловал его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? И еще можно привести просьбу Иисуса, когда он молился в Гефсимании: Авва (это халдейское слово, обозначающее высшее доверие, преданность и обычно употребляется при обращении к отцу семейства) Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Зная это, мы не можем говорить о том, что Иисуса Христа к распятию привел сатана, в действительности эта мистерия должна была произойти, чтобы обозначить черту новой эры, которая положила начало трансформации смертного человеческого существа в бессмертное Гностическое существо. И это событие было не игрой или прихотью творца всего живого на земле, но необходимостью, в которой Иуде Искариоту отводилась своя роль, а Иисусу Христу - своя.

И тогда еще один вопрос, который здесь следует рассмотреть: почему «горе тому, через кого приходит соблазн»? Возможно, уже изначально, со дня своего рождения, а может быть и намного раньше, иуда был предназначен для той роли, которую он сыграл в распятии Христа. Мог ли он выбирать - быть или не быть предателем. Исходя из евангельских текстов, можно предположить, что Иисус Христос назначил ему эту миссию. Сатана вошел в него только после этого назначения. Следовательно, прежде у этого, единственного грамотного человека среди группы учеников, не было никаких мыслей о предательстве. По-видимому, никто другой не смог бы справиться с этой миссией. Вспомните, как иуда обратился к Иисусу Христу: «Радуйся, Равви!» И поцеловал его. Не был ли этот поцелуй прощальным, так как Иуда знал, что его любимого учителя распнут. Радуйся Равви! Я выполнил твое указание, без которого мистерия распятия и воскрешения была бы невозможной. Конечно же, он знал, что его самого ждут муки самых темных миров ада, но он знал и то, что без подобной его жертвы, человечество еще долгие столетия, а может быть даже тысячелетия будет находиться в плену сил великого духовного антибожественного существа, власть которого распространилась на весь материальный мир. Мог ли согласиться на такой поступок Петр или кто-либо из других учеников Христа? И могли ли соблазнить Иуду тридцать серебренников, обещанных фарисеями, если он и так был казначеем группы учеников Христа, и никто не мог контролировать его, так как он был единственным грамотным среди тех, которые следовали за Христом. Сопоставим ли его поступок с количеством денег, обещанных за предательство своего учителя. И тогда предательство ли это? И лежит ли на нем вина, если сам Бог избрал его для выполнения этой роли? Но во всей этой трагедии, кажется, повисли в воздухе слова Христа: горе тому, через кого приходит соблазн. И тогда как понимать слова, так же сказанные Иисусом Христом: даже волос с головы твоей не упадет без воли его. Если на предательство Иуды была Божественная воля, то можно ли предателя наказывать за то, что он выполнил волю своего господина. Без разрешения Иисусом Христом предательства, не вошел бы сатана в Иуду и никакого предательства не было бы. Конечно, Иуда был наиболее подходящим инструментом для выполнения выпавшей не его долю роли. Возможно, он был более приземлен материально, но бесспорно, что его воля была сильнее, чем воля всех его друзей. Мог ли Иуда не предавать Христа? Но кто-то это должен был сделать, таковы правила мистерии Христа. Мог бы, но он знал важность всего, что должно было произойти для всего человечества. И поэтому, он не мог поступить по-другому. Радуйся, Равви! - сказал он, и прощаясь, поцеловал своего учителя. Он согласился стать проводником зла, чтобы на земле восторжествовало добро. Он согласился на вечный позор среди будущих поколений и жестокие муки во тьме ада, чтобы, человечество получило надежду духовного воскрешения и бессмертия.

Но это только одно из мнений, с которым можно и не согласиться. Это мнение родилось, потому что в событиях двухтысячелетней давности есть много неясного, а существующие сегодня догматические взгляды на эти мистические события, предлагают верить, не рассуждая, что совершенно не соответствует принципам познания, которых придерживается человек, идущий духовным путем.

Спрашивает: Юля

Отвечает:

Христос Воскресе!

Уважаемая Юлия!

Безусловно, любая смерть тяжело переносится родными и близкими, особенно если она носит трагический характер. Как правило, люди задаются вопросом: что является причиной смерти родного человека?

Как же нам согласовывать смерть невинных людей с Божественным Промыслом? Современный мир рассматривает смерть как абсолютное зло. Христианство видит в смерти лишь переход от одного образа бытия к другому.

Мы часто вопим к Небу, грозя сжатыми «праведным» гневом кулаками: «Куда Бог смотрит? Почему гибнут невинные дети?» Мы задаём Небу наши роковые вопросы, совершенно уверенные в том, что, если бы не молчание Божие, невинные младенцы не погибали бы, и вся тварь не страдала бы и не мучалась бы доныне! Какие бы несчастья ни обрушились на род людской, разве хоть в одном из них род сей «прелюбодейный и грешный» усмотрит свою вину? Нет, у нас, как всегда, виноват только Тот, Кто за нас же принёс Себя в Жертву!

Даже разбойник благоразумный понял, что «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк.23.41), а мы, неразумные потомки его, всё ищем виноватого в своих несчастьях, всё подозреваем Небеса в равнодушии к нашим скорбям, на все лады повторяя один и тот же вопрос: «За что, Господи?»

Господь призывает к Себе всех, но не все к Нему приходят, а если приходят, то все идут по-разному. Сколько людей, столько в Царствие Божие путей... Порой человек омрачен грехом так, что не знает, как ему от греха проснуться. Бывает, стоит погибнуть сыну, и мать с отцом "просыпаются" от греховной жизни. Приходит в церковь, к Богу - каются. Господь забирает человека, зная, кого когда забрать. Человек достигает расцвета своего, он уже не станет лучше - и Господь в этот момент его забирает из жизни. А сколько человеку - сто, пятьдесят или десять - неважно. Богу виднее. Он - Творец. Мы не имеем права указывать Ему.

Очень сложно сказать, по какому поводу скончался этот мальчик или из-за чего. Одни люди умирают в юных летах, другие - в средних, а иные - в старости.

Суды Божие непостижимы для нас, смертных и падших, и есть много причин, по которым Господь соизволяет забрать того или иного ребенка к Себе. Это полезно и самому ребенку, и его родителям или родственникам, и прочим взрослым, знавшим его. Если мы верим в благость Бога и знаем, что Он все делает только к лучшему для нас, то никогда не смутимся смертью невинного ребенка.

В Евангелии сказано, что ни один волос не упадет с головы человека, если на то не будет воли Божией. Всякий человек, обладающий злым сердцем, переходя в вечность, ощущает свою ущербность и несостоятельность. Напортив, доброе сердце обретает блаженство и покой .

Поэтому с младенцами как раз проще всего. Они греха не имеют и отходят в Царствие Небесное, им не за что отвечать. Неожиданно умирают люди в землетрясениях, наводнениях, под случайными обвалами зданий, в сошедшем с колеи поезде или врезавшемся не туда куда нужно самолете (это мы теперь слишком хорошо знаем). Лес рубят – щепки летят. Умирают потому, что представители одной национальности возненавидели людей другой и не склонны просто человека друг в друге видеть. Они знают, что есть враг, которого нужно уничтожать, и им дела нет, кто перед ними – воин, женщина или ребенок. Такой видимой несправедливости в мире очень много. У христианина на этот вопрос есть уже окончательный ответ. Эти случайности нельзя запланировать, но мы, православные, не имеем права говорить, что люди эти греховнее нас, поэтому они так страшно погибают. Мы только можем сказать, что такую же незаслуженную смерть принял за каждого из них Господь Иисус Христос на Кресте. И он незримо присутствует рядом с любым погребаемым под обломками зданий, утопающим в волнах, несправедливо и жестоко убиваемым человеком. Он его никогда не оставит. Нет слезы, которая была бы пролита, и которую Христос потом не отер. Или горя матери, потерявшей ребенка, которого не было бы "засчитано" в Царствии Небесном. Это наш единственный и окончательный ответ.

Одному Богу ведомо, за что мальчику надо было пострадать. Поэтому все это надо оставить на Промысел Божий и не рассуждать на эту тему. Просто нужно радоваться, что у Вас появился молитвенник пред престолом Божиим, т.к. он был молодым и безгрешным. На все воля Божия. И не нам грешным рассуждать об этом. Убиваться не надо, необходимо взять себя в руки и больше плакать о своих грехах.


Ответ на этот вопрос прочитали 1348 посетителей