Как отличить научный стиль речи от других стилей? Научный стиль — особенности и языковые средства Что такое научно популярный стиль речи.

При написании научной статьи, дипломной или курсовой работы, необходимо придерживаться определенного стиля речи – научного. Научный стиль речи имеет свои особенности и специфику. Авторам научных работ необходимо придерживаться определенных правил и избегать некоторых языковых приемов.

Научный стиль речи предназначен для одной единственной цели – передача структурированной, логически выстроенной информации с аргументацией её истинности. Научный стиль подразумевает полное отсутствие эмоционально окраса текста. Умение писать научным стилем пригодится при написании научной статьи.

Подтипы научного стиля речи

Основываясь на дисциплине или тематике, выделяют следующие подтипы:

  • научно-технический
  • научно-естественный
  • научно-гуманитарный

В зависимости от сферы применения и формы изложения выделяют подтипы

  • собственно-научный – применяется в монографиях, статьях, докладах и т.д.
  • научно-информативный – применяется в рефератах, учебниках, учебных пособиях и т.д.
  • научно-популярный – применяется в очерках, книгах, лекциях и т.д.

Особенности и аспекты научного стиля речи

Несмотря на различия, подтипы научного стиля объединены один важным свойством – доминантой. Доминанта научного стиля – логичная речь, сухие факты, точность определений.

Под точностью научной речи понимается использование языковых средств, которые обладают однозначностью и способны лучшим образом передать суть определения или понятия (иначе говоря – логически полная мысль об явлении, предмете).

Примеры научного стиля речи

Научном стиле избегают употреблять (но всё же иногда используют) различные образные средства, например, метафоры. Важно понимать, что термины-метафоры не попадают под эту категорию.

Примеры:

  • В физике – атомная масса
  • В биологии – пестик цветка
  • В анатомии – ушная раковина

Абстрактность и отвлеченность научного языка обособлено спецификой научного познания. Любая сфера науки выражает обобщенную мысль, требующая конкретизации и доказательства.

Например, в определении: «Согласование – способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное», – любое слово в определении можно декомпозировать на отдельное определение.

К слову, не соблюдение научного стиля речи – одна из наиболее .

Что не следует употреблять в научном стиле речи

Научная работа выполняется в строгой структуре изложения и требует соблюдение логики повествования. Необходимо заранее продумать общую концепцию и раздробить ее на более мелкие определения, выстроив полноценную цепочку.

Цель научной работы – поиск существующей проблемы и предложение актуального решения с необходимой доказательной базой. Здесь неуместны авторское «я» и прочие местоимения: «мы», «вы», «они». Изложение должно вестись в одном времени (используется в основном «прошедшее время»).

Эмоциональный окрас текста также неприемлем. Текст должен излагаться четко, сухо, ясно, объективно. Согласитесь, сложно представить подобный текст в научной работе посреди формул и доказательств:

«Я долго бился над решением этой сложной проблемы и наконец нашел выход»

Используйте нейтральные языковые выражения без каких-либо обращений к читателю. Перед написанием собственной научной работы рекомендуем ознакомиться с чужими трудами и перенять у них стиль изложения – это значительно упросит для вас процесс написания текста и вдобавок разовьет лексикон.

Общие данные

Тема: Особенности научно – популярного стиля. Стилистический анализ текста.

Цели: закрепление знаний о характерных особенностях научного стиля;

овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации; формирование интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления учащихся.

Ход урока.

1 Организ. этап.

2. Слово учителя.

Добрый день, ребята. Сегодня мы будем работать над темой “Особенности научно-популярного стиля речи. Стилистический анализ текста.” (анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ). Цель нашего урока – закрепить знания о научном стиле речи, научиться понимать специфику научно-популярного подстиля и анализировать текст, используя языковые средства, свойственные ему, т.е. наша работа имеет практическую направленность.

Вспомним, что мы с вами знаем о стилях языка. Какие две основные формы языка существуют? (Язык разговорный и язык книжный.);

Книжный, или литературный, язык функционирует в определенных сферах деятельности, в зависимости от этого различают различные стили языка. Какие, нам поможет вспомнить стихотворение поэта В.А.Синицына.

Творческое задание в устной форме.

Артисты говорят в гримерной,

Твой друг беседует с тобой –

Стиль это просто... (разговорный ),

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них... ( художественный ) стиль,

Стиль очень интересный.

Еще есть стиль... (публицистический ) –

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок –

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой –

увидишь… (официально-деловой).

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль... (научный).

Более подробно мы остановимся на научном стиле.

Что такое научный стиль?

(научный стиль –это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения).

Какие функции выполняет научный стиль речи?

(сообщение научных сведений, научное объяснение фактов)

Назовите основные черты научного стиля речи:

1. Строгая логичность, объективность текста, смысловая точность;

2. Стандартность, краткость, ясность, строгость

3. Научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация.

4. Терминологическая и профессиональная лексика.

5. Отвлеченность и обобщенность.

3. Работа по новой теме.

1) Сообщение темы (беседа с учащимися)

В научном стиле можно выделить три подстиля: 1)собственно-научный; 2) научно-популярный; 3) научно учебный. Каждый подстиль имеет свои особенности. Обратимся к особенностям текста научно-популярного стиля и посмотрим, какие же языковые средства характерны для него.

Языковые средства, делающие научный текст популярным:

примеры для иллюстрации отдельных научных положений;

сравнение;

вводные слова;

употребление частиц;

риторические восклицания.

Они упрощают язык науки, делают его доступным, понятным для широкого круга читателей; привлекают внимание к поднятой в тексте научной проблеме.

(Языковые средства, характерные научному

стилю:

научная лексика (терминология);

повторение ключевых слов;

абстрактные понятия (отглагольные существительные);

конкретная лексика - для обозначения общих понятий;

словосочетание «существительное +

существительное в родительном падеже»;

сложные предложения;

прямой порядок слов.

Роль этих языковых средств: строгая последовательность в изложении, смысловая точность, достоверность)

2) Работа с учебником (чтение теоретического мат-ла)

3) Прочитайте текст, попытайтесь понять его общий смысл.

(1) Тайну кровообращения раскрыли лишь в XVI веке после многочисленных опытов на животных и изучения анатомии на трупах людей. (2) Оказалось, что кровь не расходуется в органах, а лишь переходит в них из артерий в вены по мельчайшим сосудам капиллярам – и возвращается к сердцу. (3) Так был установлен замкнутый характер её движения по организму. (4) Если говорить о человеке, то в среднем за его жизнь лёгкие совершают 720 миллионов вдохов и выдохов, а сердце – три миллиарда ударов. (5) Вот уж мотор так мотор! (6) Трудно даже сравнить эту биологическую машину с чем-то, созданным людьми.

(7) Вот почему, оказалось, непросто создать искусственное сердце. (8) К сожалению, эта задача очень важна, так как сердце человека часто выходит из строя, не исчерпав отпущенного ему природой ресурса.

(9) Сейчас мы не касаемся проблемы пересадки сердца от донора. (10) Разговор идёт лишь об искусственных аппаратах. (11) Здесь есть определенные успехи, немало больных живут с искусственными клапанами сердца. (12) Но эти операции ещё очень дороги, к тому же существует проблема отторжения чужеродных нашему организму веществ. (13) Поиски в этой области идут очень интенсивно, работы здесь хватит и бионикам.

Детская энциклопедия «Я познаю мир»

К какому стилю относится данный текст?

Текст относится к научному стилю, это один из его подстилей – научно-популярный.

Здесь есть типичные признаки научного стиля: логичность изложения, точность, обобщенность, объективность. Научные суждения написаны доступным, ясным, понятным языком, раскрыты подробно, иллюстрированы примерами.

К какому типу речи принадлежит текст?

Анализируемый текст принадлежит к рассуждению. Что же об этом говорит? В нём содержится размышление над теми вопросами, которые затронуты в тексте, имеются предложения, являющиеся своеобразным выводом, вытекающим из фактов (предложение 3 и 7).

- Какова ведущая тема данного текста?

Ведущая тема данного текста – рассказ о работе сердца.

Сколько в тексте микротем? Выделите их.

В тексте три микротемы:

Открытие тайны кровообращения;

Сложность создания искусственного сердца;

- «плюсы» и «минусы» в применении искусственных клапанов сердца (запись в тетрадь) ;

- Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?

В этом тексте поднимается научная проблема исследования работы сердца и применения искусственного аппарата, проблема сложности и важности создания искусственного сердца.

Какая основная проблема существует у создателей искусственного сердца?

Проблема отторжения чужеродных органов.

Почему проблема создания искусственного сердца – трудная задача?

Какие препятствия встречают создатели искусственного сердца?

Одно из основных препятствий – дороговизна подобных операций.

Какой связью соединены предложения в тексте?

Предложения в тексте из энциклопедии преимущественно соединены последовательной связью. Так предложения 1 и 2 связаны с помощью однокоренных слов «кровообращение» – «кровь»; предложения 2 и 3 – заменой существительного «кровь» местоимением «её» и использованием в предложении 3 наречия «так», заменяющего высказывание в предыдущем, слово «мотор» в предложении 5 является контекстным синонимом слова «сердце» в предложении 4.

Какие средства языка, характерные научно-популярному подстилю, здесь используются? Какова их роль?

В тексте имеются средства языка, характерные научному стилю, научно-популярному подстилю:

Использование терминов («кровообращение», «артерий», «вена», «искусственное сердце», «бионика»);

Словосочетания «сущ. + сущ. в род. п.» («изучение анатомии», «проблемы пересадки сердца», «проблема отторжения веществ»;

Абстрактные отглагольные существительные («движения», «пересадки», «поиски»);

Подчёркивает строгую последовательность, смысловую точность, достоверность;

Применение восклицательного предложения, перифразы («мотор», «биологическая машина»); вводного слова («к сожалению»); модальных частиц («лишь», «даже») упрощает язык науки, привлекает внимание к поднятой научной проблеме и делает текст доступным для широкого круга читателей.

Выразите свое отношение к проблеме, поднятой в тексте.

Данный текст привлекает интересными фактами из области медицины. Он рождает гордость за человека, далеко шагнувшего в исследовании работы сердца, вселяет веру в то, что в далёком будущем продолжительность жизни человека увеличится.

Заключительное слово учителя.

    Итак, мы доказали, что цели, функции, языковые особенности текста указывают на принадлежность текста к научному стилю, научно-популярному подстилю.

Рефлексия

Я понял …

Я получил наиболее полные …

Я научился …

Итог урока.

Оценивание работы.

Домашнее задание.

Подготовить теоретический материал, написать сочинение - рассуждение по прочитанному тесту.

1. Общая характеристика научного стиля.

2. Основные языковые особенности научного стиля речи.

3. Термин и его специфические свойства.

4. Краткая характеристика подстилей.

1. Общая характеристика научного стиля.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Однако с ростом значимости науки в современном обществе допустим научный стиль речи и в устной форме: конференции, симпозиумы, семинары, научные дискуссии, и т.д.

1. Сфера использования

Образование

Просвещение

2. Тематика

Любая научная информация, предназначенная для серьёзного научного или учебного изучения, а также для популяризации знания в целях просвещения людей разного возраста и различного рода деятельности

3. Цели

Изложить, обосновать научное знание в целях развития научной области на основе использования аргументов, фактов, данных эмпирических исследований

Доступно изложить, объяснить научные факты в целях научения конкретной аудитории (школьной, вузовской и т.д.)

Доступно изложить, объяснить научные факты в целях популяризации достижений научной области.

4. Подстили

Собственно научный

Учебно – научный

Научно - популярный

5. Основные жанры

Учебник, учебное пособие, реферат, семинар, словари и др.

Научно – популярные издания (пособия статья, программы ТВ, радио)

6. Основные языковые черты

Использование терминов, общенаучных понятий; дедуктивный способ изложения

Ограниченное использование терминов и понятий, поясняемых в тексте; индуктивный способ изложения

Ограниченное использование терминов и понятий с привлечением средств разговорной речи и публицистического стиля; индуктивный способ изложения

7. Ведущие стилевые черты

Логичность, конкретность, точность, сжатость, обобщённо – отвлечённый характер информации, объективность

Логичность, конкретность, точность, образность, эмоциональность

2. Основные языковые особенности научного стиля речи.

Основные черты научного стиля являются: точность, абстрактность, логичность и объективность изложения, эти черты реализуются использованием следующих языковых элементов.

Лексика:

Требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность : активно используется: специальная лексика, терминологическая лексика, международная терминология (менеджмент, спонсор, секвестр, риэлтер ), общенаучная терминология (функция, процесс, условие, универсальный, причина, констатировать ); научный стиль не обладает свойством общедоступности;

Использование общелитературных фразеологизмов, межстилевых оборотов, выступающие в номинативной функции (магнитная буря, рациональное зерно, глухой согласный );

Специальные слова типа обыкновенно, обычно, систематически, регулярно и т.д.

Речевые клише: представляет собой…, заключается в…, состоит из…

Многозначные стилистически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном. Например, видеть в значении «сознавать, понимать»; «Мы видим, что в трактовке этого явления ученые расходятся »;

Стремление к обобщению проявляется в преобладании абстрактной лексики над конкретной : частотными являются существительные с абстрактными значениями типа мышление, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения, обусловленность и под.;

Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается в частности, в меньшем использовании синонимов. В научном стиле объем текста увеличивается за счет многократного повторения одних и тех же слов;

Отсутствует разговорная и просторечная лексика. Этому стилю меньшей степени свойственна оценочность. Научному стилю речи чужда эмоциональная экспрессивная окрашенность, поскольку она не способствует достижению точности, логичности, объективности и абстрактности изложения. Недопустимы следующее высказывания: «Бесподобный метод интегрирования…»; «Интеграл ведет себя вполне прилично…»; «Решение задачи дрожало на кончике пера…». В некоторых жанрах научного стиля может использоваться экспрессивная лексика, но исключительно для усиления логической аргументации.

Морфология:

Существительные на – НИЕ, - ИЕ, -ОСТЬ, - КА, - ЦИЯ со значением признака действия, состояния, изменения: мышление, газификация, функция ;

Ед. ч. в значении мн.ч.: соли, грязи, масла ;

Формы род. падежа: нормы литературного языка, язык межнационального общения;

Сложных форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных: более сложный, наиболее важный ;

Краткие формы прилагательных, выражающих не временный, а постоянный признак предметов и явлений: язык произведения богат и эмоционален ;

Глаголы в форме настоящего времени: атомы движутся, слова соединяются в словосочетания;

Формы будущего и прошедшего времени для обозначения вневременности: составим уравнение, применим метод статистического анализа, эксперимент проходил;

Местоимение МЫ вместо Я;

Предложных сочетаний, в роли которых могут выступать полнозначные слова: на основе, сравнительно с…, в зависимости от…;

Краткие формы причастий, выступающих в роли сказуемых;

Редко употребляются: простая форма превосходной степени прилагательных с суф. – ЕЙШ -, - АЙШ – в силу её эмоционально – экспрессивного оттенка; слова типа сейчас, в настоящее время, в этот момент ; формы 1-го лица ед. числа глаголов и местоимение Я, формы 2-го лица ед. и мн. числа.

Синтаксис:

Максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации, что выражается в использовании обобщенно-личных и безличных конструкций : считается, известно, есть основания полагать, предположительно, можно сказать, следует подчеркнуть и т.п.;

Стремление к логичности изложения материала в научной речи обусловливается активное использование сложных предложений союзного типа, в которых отношения между частями выражаются однозначно, например: «Иногда достаточно провести 2 – 3 занятия, чтобы восстановить плавную речь» . Наиболее типичными являются сложноподчиненные предложения с придаточным причины и условия : «Если плохо работает предприятие или какое-то его структурное подразделение, то это значит, что здесь не все в порядке с менеджментом ».

Цели подчеркнуто логического изложения мысли служит также употребление вводных слов, с помощью них достигается: последовательность сообщений, степень достоверности информации, источники информации: во-первых, во-вторых, наконец; по-видимому, как утверждают …, согласно теории и т.п.

Характерно использование пассивных конструкций: в «Русской грамматике» отражены и описаны многие явления разговорной и специальной речи;

Использование составных именных сказуемых, что связано с задачей определения признаков, качеств, свойств изучаемых явлений;

Использование связки ЕСТЬ: язык есть важнейшее средство человеческого общения ;

Использование причастных и деепричастных оборотов, вставных конструкций.

Характерны предложения, где подлежащее и сказуемое выражено именем существительным, может использоваться указательное местоимение ЭТО: язык – это система знаков;

Ограничено употребление номинативных предложений (только в заголовках и в качестве пунктов плана), бессоюзных предложеий.

Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, график и т.п.

Научный стиль обслуживает сферу аналитической деятельности человека (науки), он предназначен для описания фактов действительности, объяснения их взаимодействия, формулировки закономерностей и законов.

Добавим, что в научной речи преобладает как функционально-смысловой тип речи, и это понятно: чтобы выявить и описать закономерности, надо доказать, что сделанное истинно.

  • подчеркнутая логичность,
  • доказательность,
  • точность (однозначность),
  • отвлеченность (обобщенность).

В научной речи практически не используются восклицательные и побудительные предложения. Очень частотны причастные и деепричастные обороты, страдательные конструкции и безличные предложения. В тексте используются вводные слова и предложения, которые подчеркивают логичность текста: во-первых, во-вторых, итак, следовательно. Употребляются специальные слова и обороты связи, а иногда это целые предложения — предложения скрепы: вначале рассмотрим…, перейдем к проблеме…. Об этом говорилось выше.

Цитаты являются одним из способов доказательств.

Предлагаем ознакомиться с яркой видео презентацией по этой теме

В научной речи четко выдержана структура абзаца. Первое предложение абзаца, как правило, является новым положением. Предложение строится по схеме:

— тезис — доказательство.

Каждый абзац в научном тексте начинает новую микротему.

(Микротема –это наименьший предельный отрезок текста, тему которого можно назвать. Микротему можно выделить из готового текста или закладывать при его создании. Например, тема «Сад» разделяется на подтемы: «Плодовые деревья», «Кустарники» и т.д. Подтема «Плодовые деревья» в свою очередь на подтемы «Яблони», «Груши», вид дерева разделяется на новую подтему: сорт дерева и т.д.)

Научный текст легко делится на части, потому что каждая часть достаточно четко композиционно оформлена: зачин — развитие мысли — концовка-вывод.

Для такой речи также характерны особые стандартные обороты:

Нам представляется возможным доказать…, Нетрудно заметить, что.., Из всего сказанного можно сделать вывод…

А еще — у нас есть увлекательный онлайн-кроссворд на эту тему для проверки ваших знаний —

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой, (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь