Как заинтересовать ребенка чтением консультация на тему. Приобщение детей к чтению

«Мой ребенок совершенно ничего не читает. Он вырастет неучем!», «Как заставить его взять книжку и думать головой?», «Почему они не читают? Раньше было стыдно не читать», «Я всегда читала детям, когда они были маленькими, но так и не приучила их к самостоятельному чтению», «Он любит комиксы и всякую ерунду, но серьезными книгами его не увлечь».

1. Есть устойчивые свидетельства того, что дети все меньше и неохотней читают. Тяжелые фолианты и толстые книги, чернила и перья так долго символизировали высокую культуру, что с их исчезновением из обихода, мы погрузились в тревожное ожидание конца цивилизации. С прекращением чтения разрушится самый важный канал передачи опыта между поколениями.

2. Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первыми стали заниматься американцы, в частности, психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Для значительной части американских детей, детей мигрантов, английский язык не был родным, и предполагалось, что трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, по, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могли не только пересказать, но иногда даже сказать, о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. При этом тесты на интеллект они проходили успешно, причем иногда особо выраженным у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика были тут не причем. Низкая мотивация к чтению и обучению в целом привели к тому, что высокая миграция в США сопровождались снижением уровня образования в технологически самой развитой стране.

3. Вместе с тем речь не шла о возврате к абсолютной неграмотности. Чтению-письму сегодня обучаются все. Возможно, что общий объем прочитанных текстов и не меньше, чем в старые времена, но очевидно, что читают сегодня в основном не книги с хрустящими переплетами и шуршащие газеты, а электронные тексты всевозможных форматов. У этого равнодушия к чтению книг, которые когда-то были для нас образцами стиля, есть обратная сторона. Взрослея, дети со своей стороны обнаруживают, что их родители не умеют пользоваться компьютером, и не проявляют никакого интереса к виртуальным мирам.

4. Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.

5. Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.

6. Последствия гуманитарной революции, связанной с быстрым переходом от устной речи к письменной, от чтения к письму еще предстоит оценить. Пока есть опасение, что ребенок в сети оперирует с более просто и часто неграмотно написанными текстами. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, утильного, интересного. Так не развить мышление, не решить глобальные проблемы… Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.

Ситуация 1. «Принудительная мотивация»

Папа шестилетнего Сережи принял решение, что в отличие от остальных детей, его сын будет образованным, начитанным человеком. Он вырос в неполной семье, и гордился, что сам получил образование, которое и помогло устоять ему и его супруге в трудные времена. Чтобы не упустить момент, в семье было заведено правило каждый вечер читать с ребенком. В 1 год и 7 мес. Сережа уже знал все буквы. В 2 года и 4 месяца он складывал и читал простые слова «Ма-ма», «па-па», «ба-ба». В четыре с половиной года Сережа мог читать новые слова, но под разными предлогами он стал увиливать от давно заведенной процедуры чтения. Среди книг на очереди были «Мифы Древней Греции», толстый том сказок Гофмана. И как раз в этот момент ребенок, который поражал всех своей осведомленностью, стал болеть, замкнулся и очень скоро перестал разговаривать с домашними, думая о чем-то своем. Психолог в детском саду пришла к выводу, что у мальчика депрессия или эмоциональное истощение, связанное с необычным видом «психологического насилия» над ребенком – принудительным, все усложняющимся и все менее понятным ребенку чтением.

Комментарий:

Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту – отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения, а члены семьи оцениваются по своим «рабочим» характеристикам.

Дети не знают также возрастных нормативов, и если взрослый настаивает на том, что в «твоем возрасте все давно читают», то ребенку ничего не остается, как принять эту максиму на веру и вместе с этим признать, что он, возможно, «вырастет настоящим идиотом».

Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками и переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению. Нельзя растить ребенка в вынужденной изоляции, а принудительное развитие той или иной способности сужает круг общения ребенка. Любая деятельность ребенка, как и взрослого человека, полимотивирована. Часть стимулов к развитию мы черпаем из общения со сверстниками, не желая от них отстать или стремясь попробовать то, что кажется нам интересным именно в их исполнении.

Ситуация 2. «Чтение и компьютер»

Пятилетняя Катя не хотела учить буквы, пока ее не пустили за компьютер. Оказалось, что она уже знала половину букв, занятия с бабушкой не прошли даром. Но – чудо! – за пару вечеров она выучила десяток компьютерных команд, чтобы играть в компьютерную игру. После этого трудно было обвинить девочку в слабых способностях и лени. Но читать она по-прежнему отказывалась. И тогда решено было запрещать играть до тех пор, пока Катя не прочитает сказку, сначала про «Машеньку и медведя», потом «Про трех поросят». Катя плакала, но читала… Пока у бабушки Кати не выдержали нервы, и она не пожаловалась психологу в детском саду на Катю, родителей и детский сад, в котором не приучают детей к культуре…

Комментарий:

Давайте, по-честному сравним преимущества работы за компьютером и чтения. О первом родители мало знают и поэтому мало думают, потому что этот опыт не знаком им по их собственному детству. Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение – это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т.д.. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения – буквально рукой подать, одно движение. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус – ребенок получает возможность играть. Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Интуитивно понимая это, взрослые начинают манипулировать ситуацией, выстраивать зависимости «чтение à игра на компьютере» и т.д.. Обучение в игре в большей мере соответствует запросам дошкольного возраста, чем «школьное» обучение. Роковая разница в пользу чтения состоит в том, что читая, ребенок эмоционально вживается в роль. Играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных («волевых») навыков.

Ситуация 3. «Механическое чтение»

Петя уже в четыре года научился читать. Одновременно он стал «работать» на компьютере и в пять лет он уже и читал, и писал, поражая домашних своими способностями. Настоящий ребенок Индиго, гениальное дитя. Проблема обнаружилась, когда в гости к родителям Пети приехала бабушка из провинции. По интеллигентской привычке она захотела побеседовать с внуком о его любимых книгах, и обнаружилось, что Петя не смог поддержать разговор. Он, кажется, не знал, или не помнил ни одной книжки! «Как воскликнула бабушка, — разве ты не читал про Буратино?» Петя ответил утвердительно только тогда, когда ему с полки сняли книжку и показали. «Эту – читал». Он узнал ее по обложке. Точно так Петя «читал» все книжки на полке. По требованию бабушки, Петя читал без запинки с любого места, но о чем был этот эпизод, он не помнил, не знал, не интересовался. Он даже не мог его пересказать… «Он у вас не умеет читать! Читать и не понимать, о чем? Это не чтение!» Бабушка оказалась права…

Комментарий:

Феномен «механического чтения» стал распространяться со скоростью компьютерного вируса. Состоит он, на мой взгляд, в том, что в развитии познавательных навыков все больший упор делается на оперативные характеристики, кратковременную память и непроизвольное внимание. Именно эти навыки лучше всего тренируются при работе за компьютером. Вся информация «устаревает», если перейти от одной игры к другой. Точно так и книги «забываются» после того, как текст прочитан и не использован. Если мы не будем чтение включать в актуальные отношения ребенка, не научим его формировать свое будущее и включать в этот образ будущего прочитанную информацию, книги потеряют свое культурное предназначение – хранить и передавать значимый опыт.

  1. У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности. Я знаю много случаев, когда наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки испачканы пластилином.
  2. Дети слишком рано учатся читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничнная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. До войны иметь начальное образование, то есть уметь читать-писать, было достижением и статусной привилегией. Переоценка умения читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в интеллектуальную элиту страны.
  3. Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.
  4. Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана.
  5. Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.
  6. Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.
  7. Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей – это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.
  8. Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше – существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.
  9. Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.

Приемы мотивации чтения у детей

Маховская О. И.






- В доме должна быть детская библиотека







- Почаще спрашивайте о мнение детей о книгах, которые они читают.



- Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы психолога родителям :

I. Как заинтересовать ребенка чтением

Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
- Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
- На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).
- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
- В доме должна быть детская библиотека

Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
- Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
- Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.
- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
- Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
- Почаще спрашивайте о мнение детей о книгах, которые они читают.

Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают всё что угодно!
- Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
- Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть .

II. Для родителей будущих первоклассников

Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Сформировать интерес к книге.

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности.

5. Научить ребенка общаться со сверстниками.

Хотите узнать, готов ли ваш ребенок к школе? Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.

Анкета для родителей: «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».

1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?

2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?

3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?

5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?

7. Имеет ли он хорошую координацию движений?

8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?

9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?

10. Хочет ли он ходить в школу?

Интерпретация результатов :

За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.

1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.

4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.

7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения

10 советов родителям будущих первоклассников :

Совет 1. Заранее познакомьтесь со школой, условиями обучения и учителем.

Совет 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Совет 3. Выделите ребенку место для занятий дома.

Совет 4. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником.

Совет 5. Избегайте чрезмерных требований к ребенку.

Совет 6. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.

Совет 7. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

Совет 8. Ребенок имеет право на ошибку. Поэтому не относитесь к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша помощь и поддержка.

Совет 9. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.

Совет 10. Не перенагружайте ребенка учебой. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.

III. Психологические особенности пятиклассников.

Познавательные процессы :

В 5-ом классе продолжается развитие основных характеристик познавательных процессов:

· внимания,

· памяти,

· воображения,

· мышления,

· речи.

У пятиклассников над всеми психическими процессами доминируют словесно-логическое и образное мышления, на которые опирается материал предметов 5-го класса.

Рекомендация: Мама и Папа, водите меня чаще в театры и музеи. Путешествуя в фантастическом мире с героями пьес и картин, я развиваю образное мышление. Со временем я начну усваивать структуру пьесы: начало, развитие сюжета, конец. Таким образом, у меня развивается логическое мышление. Мама, подведя меня к картине, спроси: «Что хотел показать нам художник?» Отвечая на твой вопрос, я буду развивать словесно-логическое мышление

Ведущий вид деятельности :

В пятом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. С приходом к разным учителям изменяются интересы, направленные к отдельным школьным предметам. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются:

· эмоциональным отношением ребенка к учителю,

· эмоциональным отношением родителей к учителю.

Рекомендация: Мама и Папа, когда я рядом с вами, не обсуждайте ошибки деятельности моих учителей. Слушая вас, я начну плохо о них думать. И перенесу свое негативное отношение с учителя на предмет. Я буду хорошо учиться по всем предметам, если буду любить всех своих учителей.

Социальная ситуация развития

С переходом детей из младших классов в средние изменяется их положение в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Учителя и родители переходят на новый стиль общения с пятиклассниками, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам. Дети приспосабливаются к системе требований сверстников при общении с ними.

· мне приходится приспосабливаться к разным учителям,

· все большее место в моей жизни начинают занимать серьезные дела и все меньше времени мне остается на отдых и развлечения.

Мама и Папа, я буду быстрее приспосабливаться к новым условиям, ощущая вашу поддержку. Мне необходимо, чтобы вы каждый день интересовались:

· моими успехами и неуспехами в школе,

· чем я занимался весь день,

· какое у меня настроение.

Мотивация:

В пятом классе обучение ребенка зависит от сложившейся в начальных классах мотивации к школе: содержательной, формальной и негативной. На ее основе в этом возрасте формируется другая мотивация, определяющая поступки и решения человека в его деятельности. Такая мотивация бывает двух видов:

1. Если взрослые люди, обладающие достаточно высоким авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи, больше наказывают за промахи, то в итоге формируется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов.

2. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Рекомендация : Мама и Папа, контролируя меня, не забывайте хвалить чаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого я должен верить в свои силы, знать, что я самоценен.

Новообразование :

Дети пятых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. Идет развитие саморегуляции: ребенок учиться владеть своим настроением и эмоциями. У пятиклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Если я себя переоценю, то обратите внимание на мои неудачи. И объясните, как их можно избежать.

Если я себя недооценю, просто за что-нибудь похвалите меня.

Так я научусь адекватно себя оценивать.

Общение :

Общению пятиклассника характерны следующие признаки:

· Неустойчивость контактов.

· Эмоциональность.

· Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.

· Разрыв между мальчиками и девочками.

· Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.


Чем старше становится ребенок, тем чаще родители жалуются, что чадо не оторвать от телевизора и от компьютера. А вот хорошей книжкой его увлечь очень и очень сложно. Поэтому как можно раньше научите малыша общаться с книгой, и он обязательно полюбит читать! Дошколенок - особый читатель. Было бы правильнее назвать его слушателем. Ведь читают ему взрослые, да и выбор книг для малышей целиком и полностью зависит от родителей.

Как выбрать книгу для ребенка?

От того, какие книжки появятся первыми на полке вашего ребенка, зависит и то, станет ли он настоящим, увлеченным и вдумчивым читателем, знатоком хорошей литературы. Детской литературой завалены не только книжные магазины, но и уличные лотки. Так что, казалось бы, недостатка в книгах сейчас нет. Но приглядишься и поймешь: в некоторых детских книгах много ошибок, неточностей, опечаток, содержание «пустое» и непонятное для малыша. Или перевод не очень высокого качества, или картинки ужасные…

Поэтому не стоит покупать книжку, полагаясь лишь на продавца. Не пожалейте времени и внимательно изучите издание перед покупкой.

Главное правило при приобретении книжек для самых маленьких - до 70 процентов площади страницы должна занимать иллюстрация. Детям до 1,5-2 лет сложно усидеть на месте, какая бы занимательная ни была история, а вот интересные картинки их привлекут. Так что иллюстрации - это первое, на что надо обратить внимание.

Малыши любят яркие контрастные цвета, без полутонов. Им понравятся картинки, сделанные в теплых тонах. Яркие красный, оранжевый - вот те цвета, на которые маленькие дети обращают внимание в первую очередь.
Интересно, что на полутона, смешанные цвета человек начинает реагировать лишь после 7 лет!

В книгах, адресованных детям до 3 лет, должны быть узнаваемые рисунки. Например, если рассказ о собачке, то и изображена должна быть собака, а не порождение жутковатой фантазии художника. На лицах героев должны быть четко прорисованы все эмоции. Любоваться мимолетной улыбкой Джоконды вашему малышу еще рановато. Хотя это вовсе не исключает раннего знакомства с замечательными образцами живописи. Кому-то шедевры, возможно, и западут в душу.

В рисунках должна быть простая композиция. Главный герой посередине, а все остальные - вокруг, поскольку в этом возрасте кроха еще не может решить, кто главный, а какие персонажи второстепенные.

Какие книги читать детям?

А как же традиционное детское чтение - сказки? По сути, сказка - это выработанная веками народная мудрость, поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира. Поэтому выбирайте только простейшие сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». В них совсем не прописаны психологические особенности характеров героев, зато сделан акцент на последовательность действий, повторение названий, что будет способствовать развитию ребенка и обогащению его словарного запаса.

Обсуждаем прочитанное с детьми

К 3 годам у детей рождается потребность в сюжетноролевых играх. Начиная с этого возраста, сказки становятся неотъемлемым элементом в процессе воспитания. Сказка формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним, развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и умение сочувствовать. После чтения непременно поговорите, обсудите с ребенком прочитанное. Спросите у малыша, кому из героев он сочувствует, на кого хотел бы быть похожим, попросите его вспомнить похожие ситуации из реальной жизни. Можно даже попробовать разыграть сказку с помощью кукольного или настольного . А в 4-5 лет уже пора наряжаться в костюмы и самим становиться актерами. Домашние спектакли, на которые приглашают знакомых и друзей, не только запомнятся ребенку, но и помогут ему самому побыть героем сказки, подумать, как бы он повел себя на месте персонажа, роль которого исполняет. Это отличная психотерапия, с помощью которой корректируются многие детские комплексы. Причем не стоит зацикливаться только на русских народных сказках. Ведь сказки разных народов обогащают наши познания об окружающем мире.

Конечно, обязательные произведения на книжной полке - сказки А.С. Пушкина, «Конек-Горбунок» Петра Ершова, «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик» Шарля Перро, трогательные и немного грустные сказки Ганса Христиана Андерсена и Дональда Биссета, рассказы о животных Эрнеста Сетона-Томпсона. Стихи выбирайте с интересным сюжетом, а потом обсуждайте его перипетии с малышом. К уже полюбившимся крохе произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака смело добавляйте английские баллады (в классическом переводе тех же классиков детской литературы), ритмичные стихи Джанни Родари. Переводы детской поэзии советского времени действительно первоклассные, ведь ими занимались великие русские и советские поэты. Пусть и не от хорошей жизни, для заработка и когда им не давали печатать свои собственные произведения, но занимались. И мы, и наши малыши должны быть благодарны!

Детские психологи настоятельно рекомендуют выбирать для ребят книги, повышающие интерес к жизни, внушающие бодрость и жизнерадостность. В литературе для малышей не должно быть описаний жестоких и грубых сцен. С такой реальностью ваш ребенок, увы, еще столкнется, когда повзрослеет.

Правила чтения для ребенка

В комнате малыша столько интересных вещей - кукол, машинок, конструкторов, головоломок, пирамидок. А ведь есть еще телевизор с видеоприставкой и DVD-плеером, лежат диски с мультфильмами и видеоиграми. Сколько искушений! К тому же не надо напрягаться, включать воображение. Нажал кнопку, телевизор заработал - и воспринимай героев такими, какие они на экране. Кроме того, если кроха видит, что его родители проводят все вечера у , а на прикроватной тумбочке у папы в лучшем случае лежит вчерашняя газета, то и он вырастет равнодушным к книгам. Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка к чтению , очень важен ваш личный пример. Но помните, что излишняя настойчивость может только отвратить малыша от чтения или от любого другого дела.

  • В зависимости от возраста ребенка процесс чтения должен занимать от 15 до 30 минут в день.
  • Читать нужно ежедневно, лучше, если вы выберете какое-то постоянное время для встречи с книгой, чтобы кроха жаждал узнать продолжение полюбившейся истории .
  • Продолжайте читать малышу на ночь, пока он не будет читать сам.
  • Обсуждайте с крохой прочитанное.

Понять мораль ребенок сможет только в том случае, если он понял значения слов, которые есть в тексте, причем как в прямом, так и в переносном смысле.

Если вы видите, что малыш не понимает смысла, прервитесь и объясните, что ему непонятно.

  • Когда ребенку исполнится 5 лет, просите его самого искать значения слов в толковом словаре. Так он научится самостоятельно справляться со сложностями, отыскивая новые слова.

С первой книжкой прививайте малышу и культуру чтения. Постоянно обращайте его внимание на обложку с названием произведения и именем автора. Если иллюстрации ребенку понравились, обратите внимание крохи на фамилию художника. Ну а если иллюстрации, к примеру, принадлежат классику жанра - Виктору Васнецову, чем не повод посетить художника или посмотреть иллюстрации в альбоме? Именно в период совместного чтения у ребенка закладываются:

  • культура чтения;
  • бережное отношение к книге;
  • умение организовать место для чтения (установить правильное освещение, соблюдать нужное расстояние до глаз).

Как заинтересовать ребенка чтением

Эти вопросы задаются учителям, друзьям, у которых дети читают, ведь от этого во многом зависит их успеваемость в школе. Я тоже ни один раз слышала эти вопросы и просьбы о помощи от своих знакомых.

С книжкой с пеленок

Начну с того, что ребенка нужно приучать к чтению с самых-самых ранних лет. Рассказывать ему маленькие стишки, прибаутки, колыбельные (да-да их тоже можно читать, если медведь на ухо наступил)), гуляете - рассказываете что вокруг, моете посуду, готовите обед - говорите с малышом, что вы делаете. Когда ребенок подрастет, берите любую сказку с большими картинками или и не сказку вовсе, но главное, что бы были картинки и начинайте читать или придумывать свою историю. Но не торопясь, суп никуда не убежит, а рассматривая каждую мелочь на картинке и объясняя ее сыночку или доченьке. Так вы знакомите малыша не только с книгой, но и обучаете его цветам, счету, новым словам и тут же показываете, что они означают. У нас, например, таким «учебником» была обычная сказка «Курочка Ряба», в тоненьком переплете, но с яркими картинками. Поэтому, необязательно покупать ребенку дорогие книги, можно обойтись и обычными, главное уделить немного внимания. И обязательно читайте деткам на ночь! Я даже сейчас читаю своим детям, когда они просят.

Когда детки пошли в школу, а читать как-то нет желания, можно попытаться тоже помочь им. Сейчас так много разных книг, что можно найти именно то, что будет интересно прочесть вашему школьнику. Даже пусть он будет читать детские детективы или Гарри Поттера, а не книги рекомендованные учителем, но он НАЧНЕТ ЧИТАТЬ. Ну и конечно, должна быть достойная мотивация к чтению. Это могут быть:

  • чтение по ролям;
  • подготовка, совместной с папой и мамой, инсценировки кого-либо произведения или куска из него и показ результата, например, бабушке;
  • изучение разнообразных стихов и сочинительство своих собственных опусов;
  • свободный доступ ребенка в библиотеку, как домашнюю, так и городскую (школьную);
  • ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР мамы и папы. Он очень важен, поэтому, так важно как можно чаще отвлекаться от бытовых проблем при помощи книги.

«Сложный» подростковый возраст

Еще сложнее с подростками, которые, в соответствии со школьной программой, должны читать большие произведения. Но и тут можно найти выход, коротко пересказав вашему подросшему человечку нужный текст, но так, чтобы ему стало интересно, даже, может, используя молодежный сленг и приводя параллели с нашей сегодняшней жизнью.

Анна Пилипюк

В настоящее время принято отдавать детей в школу в 6 лет, когда они уже освоили навыки чтения и знают буквы. Даже на подготовку сейчас приводят малышей, которые уже читают, хотя бы по слогам. На родителей детей, которые совсем не умеют читать, возможно, будут косо смотреть не только педагоги, но и их «коллеги», над самим ребенком издеваться будущие одноклассники.

Не всем детям наука дается легко – некоторые отказываются учиться, не хотят запоминать буквы, и между ними и родителями завязывается нешуточная борьба – с истериками и плачем с одной стороны, и криками с другой. Как заинтересовать ребенка чтением, чтобы обучение было ему в радость?

А стоит ли заинтересовать ребенка чтением?

Современным родителям не очень трудно выучить с малышом буквы и освоить основы процесса – этим занимаются также воспитатели в детском саду, так что определенная подготовка проводится. Почему-то сначала родители детей учат запоминать буквы в игровой форме, а когда малыши освоят основы сложения слов, читать уже заставляют.

Игры в электронную азбуку или освоение прикладного творчества, когда буквы вырезают или лепят из пластилина, малышам интересны.

Они с удовольствием занимаются, играют и учатся одновременно.

Но затем оказывается, что книги читать никто не собирается – способности демонстрируют на названиях улиц и заголовках газет, изучают описания компьютерных игр, и все. Заинтересовать ребенка обучению навыкам чтения намного проще, чем привить сами навыки, как решить эту задачу?

Без чтения развитие интеллекта и расширение кругозора невозможно, поэтому нужно сознательно прививать любовь к литературе.

Упражнения для развития основных навыков

Очень трудно понимать прочитанное, если читаешь плохо. На усвоение информации уходит слишком много времени. Поэтому ребенка нужно не просто научить читать, а обучить делать это достаточно бегло.

Для этого можно предложить следующие упражнения.


  1. Прочитать вместе книжку, а затем составить предложения, в которых пропущены имена или отдельные фразы. Это поможет ему научиться воспринимать информацию из прочитанного;
  2. Развитие творческих способностей. Пусть на основе прочитанного малыш сам составляет предложения и пробует переделать сюжеты. Например: Элли встретила Страшилу. А как она попала бы домой, если бы Страшилу не встретила?
  3. Упражнение на внимательность и умение запоминать. Специально отпечатывают два небольших текста по прочитанной книге. В одном из них смысл изменен. Задается вопрос: в каком тексте ошибки?
  4. Развитие навыков в осмыслении информации. Малышу дают прочитать короткие стишки, пословицы и поговорки – любые фразы, смысл которых зависит от порядка слов. Затем выдаются карточки с отдельными словами. Если прочитанное удалось запомнить, с заданием удастся справиться легко.

Так можно решить задачу, как заинтересовать чтением ребенка в 5-6 лет, детям постарше подобные игры уже не будут интересны.

Интересы дошкольников

Подготовка дошкольников к школе, как уже упоминалось, не ограничивается освоением навыка чтения по слогам. В школе обязательно спрашивают, какие книги уже успели прочитать.

Как заинтересовать ребенка чтением в 6 лет, если он отказывается играть в школу? Дети в этом возрасте активно стремятся участвовать в жизни семьи, помогать взрослым.

Поэтому можно применить различные способы:

  • читать интересную книгу вместе и закончить на «самом интересном» моменте – пусть дальше узнает сам, что произошло с героями;
  • использование ролей – вряд ли малыш откажется поиграть с родителями в театр;
  • договориться читать по очереди по одной главе;
  • если есть младший братик или сестренка, попросить почитать книжки им.

Есть еще метод, как заинтересовать ребенка учится много читать. Пусть мама или папа притворятся, что болит горло, но им очень нужно узнать погоду, положение в мире или еще что-то… Игра в «медсестру» или «медбрата» принимается с удовольствием – за прихворнувшим родителем обязательно поухаживают и по его просьбе даже почитают книжку.

В летнее время с собой в отпуск не стоит брать планшет – лучше прихватить побольше книг и оставлять с ними наедине. Пусть малыш поймет, что чтение – лучший способ избавиться от скуки.

Как заинтересовать чтением ребятишек в 8-9 лет


В этом возрасте «почти подростки» уже умеют настоять на своем, точно знают, чего хотят, уже пытаются попрать родительский авторитет и книгам предпочитают компьютерные игры.

Что делать родителям в этом случае?

Книги, которые задали в школе, нужно изучить обязательно. Можно придумать поощрение, если сюжет кажется скучным. Прочитал – получил поход в кино или в парк, мороженое. Если метод не сработает – придется знакомиться с содержанием вместе.

Если дополнительная литература не заинтересовала, не нужно заставлять ее дочитывать. Так можно совсем убить любовь к литературе. Необходимо найти историю, которая покажется интересной.

Как только становится заметно, что чтение утомило – его следует прервать. Зевает чадо, отвлекается на посторонние предметы, смотрит в окно, начинает быстро перелистывать страницы – все это показывает, что накопилась усталость. Если сюжет увлекает, а описания природы или погоды навевают скуку, их можно смело пропускать.

Хвалить нужно за любые успехи, даже самые маленькие. Почитал сам – похвалили, рассказал о сюжете – достоин поощрения. Пусть с книжками будут связаны только приятные моменты. Всегда следует найти время, чтобы показать, насколько интересно совместное общение, вместе почитать, обсудить прочитанное. Только так можно добиться, чтобы чадо не воротило нос от книжек.

Нюансы обучения

Следует анализировать, что интересует малыша в данный момент. Если это домашние животные, стоит приобрести книгу о собаках и кошках. Если оружие, можно достать книги с описанием стрелковых или древних видов вооружения. Интересуется Древним миром, динозаврами, компьютерными играми – приобретите книгу с сюжетом по мотивам данной игры. Если знать увлечения собственного дитяти, то всегда его можно заинтересовать.