Какие кумиры у молодежи сейчас. Кумиры наших детей

Телевидение демонстрирует (через образ телеведущих, персонажей фильмов) модели поведения, отражающие определенные нравственные ценности. Они могут входить в конфликт с ценностями, усвоенными человеком ранее. Этот конфликт у подростков нередко разрешается в пользу телеобразцов, поскольку в силу возрастных особенностей они склонны подвергать сомнению ценности близких взрослых, а для адекватной нравственной оценки им не хватает собственных ориентиров и опыта.

В результате у ребят могут формироваться искаженные нравственные представления и оценки и, как следствие, воспроизведение негативных образцов поведения как «достойных», соответствующих социальным нормам и ценностям.

Исследованию влияния СМИ на человека, и в частности на детей и подростков, посвящена обширная литература. За рубежом эти исследования начались еще в 20-х годах XX века. В последние десятилетия количество таких работ значительно возросло. Как показывают социологические исследования, телевидение занимает одно из ведущих мест по популярности среди других СМИ. С помощью фильмов подростки осваивают человеческие отношения и чувства, ценности, способы поведения.

Экранные образцы поведения не обязательно копируются. Однако есть категории школьников, которые склонны воспроизводить их в реальности. Это, как правило, подростки, испытывающие в жизни трудности - социальный, психологический дискомфорт, частые неудачи, невозможность (объективную или субъективную) самореализации. Такие ребята копируют образцы «успешного» поведения независимо от того, какими средствами достигается успех.

Для подростков кино- и телефильмы являются не только средством развлечения, но и источником, транслятором социальных норм, образцов и моделей поведения. В качестве отрицательного персонажа чаще всего предстает неудачник, тогда как в качестве положительного - ловкач, хитрый и умелый преступник.

Влияние телеагрессии на поведение и развитие личности изучается и в западной, и в отечественной психологии. Связь между просмотром сцен насилия и агрессивным поведением не считается установленной, однако выделяются три основных вида негативных психологических последствий интенсивного потребления подростками насилия на экране:

снижение чувствительности к экранному изображению насилия и его проявления в реальной жизни;

представление, что насилие - вполне приемлемое средство разрешения конфликтных ситуаций в жизни. При прочих равных условиях это представление укореняется в сознании юных зрителей тем сильнее, чем драматизированнее экранная репрезентация насилия;

искажение представлений о социальной реальности в соответствии с картиной мира, предлагаемой телевидением.

Влияние содержания фильмов на социально-психологические качества подростков изучалось в исследовании А.Злобиной. Она установила, что просмотр морально-инвестированных видеосюжетов оказывает отрицательное влияние на ценность социально-положительных качеств личности (честность, дружелюбие, верность, отзывчивость) и приводит к изменению контроля с внутреннего на внешний. Это влияние отчетливо прослеживается у 13-14-летних испытуемых и практически не обнаруживается у 19-20-летних.

Таким образом, анализ литературы по проблеме влияния СМИ на подростков и юношей показывает, что кино- и телефильмы являются весьма значимым фактором социализации подростков, задавая определенные модели социально-типического поведения и внося искажения в представления о нравственных ценностях. Это влияние обусловлено повышенным интересом подростков к нормативной стороне поведения в обществе и особой уязвимостью возраста в силу отсутствия устойчивой индивидуальной системы ценностей.

Основываясь на проведенном анализе, мы предположили, что показ в качестве положительного героя человека сильного, успешного, нередко внешне обаятельного, но с сомнительными нравственными ценностями, может дезориентировать подростков и приводить к неадекватной оценке нравственных характеристик героев. Это позволило сформулировать следующую гипотезу: оценки подростками нравственных качеств популярных киногероев носят недостаточно дифференцированный и адекватный характер, причем с возрастом дифференцированность и адекватность оценок возрастает.

Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено исследование, состоявшее из двух этапов. На первом проводилось анкетирование с целью определения наиболее популярных персонажей отечественных и зарубежных фильмов, а также их характеристик. Анкета содержала два вопроса:

1. Назовите, пожалуйста, одного или несколько наиболее привлекательных для вас героев кино- или телефильмов.

2. Чем этот герой вас привлекает?

Были опрошены 28 учащихся 8-х классов, 49 учащихся 10-х классов и 57 учащихся 11-х классов (всего 134 человека).

На втором этапе двум группам испытуемых предлагалось оценить по шкалам семантического дифференциала нескольких персонажей и ряд нравственных качеств. Обработка результатов позволяет оценить степень семантической близости качеств тому или иному персонажу.

На этом этапе в исследовании приняли участие 28 учащихся 8-го класса (15 девочек и 13 мальчиков) и 25 учащихся 11-го класса (14 девочек и 11 мальчиков).

Результаты исследования

В результате анкетирования были выделены персонажи фильмов, пользующиеся наибольшей популярностью во всех опрошенных возрастных группах. Всего было названо 63 персонажа и 17 актеров, многие из которых упоминались лишь один раз.

Чаще других указывались следующие имена:

Сергей Безруков 33%

Нео («Матрица») 17%

Юрий Никулин 9%

Терминатор 5%

Гоша Куценко 5%

Сергей Бодров 4%

Ответы на второй вопрос тоже были разнообразные, кроме того, не все респонденты на него ответили. Чаще всего указывали следующие характеристики:

Нравится внешность 27%

Сильный, мужественный 18%

Манера поведения 12%

Характер 8%

Остальные характеристики упоминались в основном одним-двумя опрошенными. Эти результаты говорят о том, что подростки не всегда осознанно подходят к оценке поведения и нравственных качеств персонажей фильмов, поэтому по результатам опроса нельзя сказать, как они оценивают характер и модели поведения привлекательных для них героев.

По данным анкетирования был определен список персонажей, подлежащих дальнейшей оценке. Мы остановились на трех героях: Саше Белом (Сергей Безруков, телесериал «Бригада»), Павле Кравцове (тот же актер, телесериал «Участок») и Нео (Киану Ривз, кинофильм «Матрица»). Выбор первых двух персонажей был обусловлен тем, что актер, чаще других упоминавшийся нашими испытуемыми, сыграл две противоположные по нравственным установкам роли. Это позволяет четко развести отношение к актеру и отношение к персонажу, способность дифференцированно оценивать именно нравственные характеристики героев. Третий персонаж, Нео, представляет собой достаточно типичный для современной кинопродукции образ героя, который во имя благих целей пользуется достаточно жестокими, насильственными средствами.

В список характеристик, отражающих нравственный облик персонажей, вошли следующие: смелость, честность, порядочность, верность дружбе, доброта, человеколюбие, жестокость, упрямство, стремление к достижению цели любым способом. Кроме того, в список включили привлекательную внешность, поскольку эта характеристика часто упоминалась в ответах подростков.

Полученные результаты говорят о том, что наиболее привлекательным для подростков является Кравцов, причем оценки мальчиков и девочек практически не расходятся. На втором месте у мальчиков Белый, а у девочек - Нео, что объясняется, возможно, большей романтичностью, «красивостью» последнего.

Наиболее сильным из героев воспринимается Нео, он же наиболее активный. Оценки активности первого и третьего персонажей у мальчиков и девочек не различаются, тогда как активность Кравцова значительно выше для девочек, чем для мальчиков. Это может быть связано с более выраженной у девочек ориентацией на внутренние критерии и состояния.

В целом Кравцов скорее привлекательный герой, нежели сильный или активный.

Самыми сильными качествами для мальчиков являются смелость и порядочность, а для девочек - верность дружбе и смелость. Примерно так же распределяются и значения по параметрам активности. Негативные нравственные качества заметной силой и активностью в представлении подростков не обладают.

Вопросом, вынесенным в название статьи, задаются в нашем обществе многие. Но, наверное, никто не будет спорить, что чаще всего с задачей определения образцов для подражания нашего подрастающего поколения приходится сталкиваться учителям. Ну а уж преподавателям таких гуманитарных дисциплин как история или литература без этого вообще не обойтись.

Конечно, в житейской суматохе далеко не всегда остаётся время на целенаправленное осмысление этого важного вопроса, но сама жизнь как раз и не даёт забыть о нём, сталкивает тебя с проблемой лицом к лицу.

На изучение истории Великой отечественной войны в программах для студентов техникумов и колледжей времени отводится совсем немного, поэтому приходится немалый объём информации давать на самостоятельное изучение. И вот в один прекрасный день после рассказа в общих чертах о партизанском движении в СССР студентам дается задание подготовить рефераты о Зое Космодемьянской. Имя для молодёжи оказывается абсолютно незнакомым, а ведь в советские времена его помнил любой октябрёнок. Ну да в принципе ничего. Ведь для того эти мальчишки и девчонки и пришли учиться, чтобы узнавать новое.

Не секрет, что практически единственным источником для подготовки рефератов у современного студента является Интернет. Обычный студент не мудрствуя лукаво просто распечатывает первый материал, выданный поисковиком и читает его только после напоминания преподавателя, что защита реферата подразумевает хотя бы знакомство с его содержанием. Хороший студент всё-таки сам хотя бы бегло реферат просмотрит. Ну а отличный может посмотреть не одну первую ссылку в сети, а попробовать ознакомиться с несколькими, прежде чем распечатывать материал.

Худо-бедно, но рефераты были подготовлены. Что же готовы были студенты рассказать своим одногруппникам? Материал мог отличаться мелкими деталями, но содержание в целом совпадало. Говорилось в этих рефератах о том, что Зоя Космодемьянская была, скорее всего, сумасшедшей, с детства страдавшей приступами шизофрении. Про зверства фашистов на нашей земле упоминалось вскользь, зато немало внимания уделялось описанию того, какой плохой был Сталин, и как он жестоко обходился со своим народом. Поступок Зои объявлялся абсолютно бессмысленным с военной точки зрения, аморальным по отношению к русским колхозникам, которые из-за партизанки лишились своего жилья. Особо смаковалось, что именно русские и требовали от немцев жестокого наказания девушки, оскорбляли и избивали её.

В общем, обычный материал в стиле разоблачения всего и вся, сопровождающийся многочисленными заверениями в раскрытии страшных тайн, но очень слабо подкреплённый доказательствами.

И ведь студенты ни в чём не виноваты – честно выполнили домашнее задание. Конечно, в том же самом Интернете можно найти и вполне объективную информацию о Зое Космодемьянской, о других известных участниках партизанского движения, но сложно требовать от учеников, чтобы они пересмотрели десятки ссылок на источники, тем более, что и учатся они всё-таки не на историков, а на автомехаников, бухгалтеров, электриков.

Такой вот маленький конкретный случай, отражающий, однако, общую тенденцию в области формирования общественных идеалов.

Не смотря на известную библейскую заповедь – «не сотвори себе кумира», мы понимаем, что ни один здоровый социум не может обойтись без этих самых образцов для подражания. Процесс выбора обществом своих кумиров очень сложен и далеко не всегда поддаётся государственному контролю, хотя роль существующего общественно-политического устройства не стоит и преуменьшать.

Можем взять для примера ту же советскую эпоху. Недостатка в идеалах для подрастающего поколения там не было. Образцами могли быть и вполне конкретные люди: Гагарин, Стаханов, Панфилов, та же Космодемьянская. Наряду с этим существовали и своего рода обобщённые образы идеального Учёного, Космонавта, Офицера, Партийного работника. Да могли быть и нестыковки официальной идеологии и народного мировоззрения, не всегда их представления об идеале совпадали – взять того же Павлика Морозова, например. Но в целом система работала и способствовала успешной социализации в сложившееся общество.

Сегодня эта сложившаяся более чем за полвека система активно разрушается на наших глазах. Против идеалов связанных с конкретными историческими фигурами порой развертываются, чуть ли не целые чёрные пиар-кампании. Для этого используются два основных способа. Если есть возможность, то стараются опровергнуть сам факт подвигов или достижений. Пример с Космодемьянской уже приведён. С такой же лёгкостью мы можем найти во всемирной паутине подробные рассказы о том, что подвиг панфиловцев был всего лишь выдумкой советских журналистов, что Стаханов смог поставить свои рекорды лишь с помощью несправедливой системы расчёта и явных приписок и ещё множества подобных «разоблачений».

Если же отрицать сам факт совершения человеком какого-либо выдающегося поступка не удаётся, то используется второй способ. Начинается копание в грязном белье, разыскиваются любые, самые незначительные фактики, способные показать героя в смешном, нелепом или жалком виде. Возьмем, к примеру, того же Гагарина. Практически во всех последних публикациях в СМИ акцент делается не на том, чтобы подчеркнуть уникальность этого человека и его достижения, а на показе его слабостей, недостатков, ошибок, которых, конечно, не дано избежать никому из людей.

Что касается прежних обобщённых идеальных образов, то они разрушаются самой нашей жизнью. Много ли сегодня найдётся людей, которые согласятся увидеть «героя нашего времени» во враче, учителе, учёном? Разумеется, нет! Герой должен либо добиваться успеха, либо ярко и трагично погибать на пути к нему, но никак не вести жалкую повседневную борьбу за существование.

Само собой возникает вопрос – а кто же займёт пустеющие места на пьедестале почёта? Кто будет новыми кумирами нашей молодёжи?

Ответы на этот вопрос даются разные. Многим людям, особенно, из старшего поколения кажется, что молодежь нашла свои идеалы в мире гламура, где ухоженные, модно одетые, успешные мальчики и девочки беззаботно проводят дни, целенаправленно двигаясь вперёд, желая стать постоянными героями светских хроник. Не случайно такое сильное возмущение, вплоть до судебных исков, вызывает телепередача «Дом-2». Многие бабушки и дедушки видят в этом теле-шоу и в Ксюше Собчак некий злодейский соблазн, который затягивает юных несмышлёнышей в бездны порока.

Здесь, однако, происходит подмена причины всего лишь одним из её последствий. Сам по себе «Дом-2» или любое подобное шоу не являются чем-то страшным, и не стоит думать, что подростки готовы увидеть в этих телеперсонажах образцы, по которым будут выстраивать свою дальнейшую жизнь. Говорю об этом с уверенностью: социологических опросов, конечно, не проводил, но общался со студентами на подобные темы не мало.

Да, тот же «Дом-2» смотрят очень многие, но персонажи шоу вызывают в лучшем случае смех, а очень часто презрение. Попытка со стороны друзей сравнить студента с каким-нибудь участником известного проекта могут стать поводом для серьёзной обиды. В кичащихся шоуменах молодёжь видит лишь объект для насмешек и вовсе не собирается копировать их поведение.

Многие указывают, что кумирами нынешней молодёжи стали олигархи и политические деятели, что каждый студент мечтает если и не купить яхту длиннее, чем у Абрамовича, то стать депутатом, как минимум областного Законодательного собрания. С этими кумирами всё намного сложнее. Отрицать то, что у многих, действительно, есть если не стремление, то хотя бы мечта занять какой-нибудь из подобных постов, конечно, не приходится. Другое дело, что понятие идеала всё-таки намного сложнее, образцом для подражания не обязательно становится тот, кто занимает высокое социальное положение или живёт с максимальным комфортом.

В целом отношение нашего молодого поколения к руководителям бизнеса и политическим деятелям представляет причудливую смесь злобы и зависти. Создаётся абсурдная ситуация, при которой каждый готов чуть ли не матом обругать любого чиновника вплоть до руководителя государства, но при этом был бы очень даже не прочь занять одно из вакантных местечек во властной вертикали. Власть перестаёт быть авторитетной и уважаемой, оставаясь при этом всё-таки желанной.

Так что нет у нас сейчас в общественном сознании идеальных обобщённых образов политика и бизнесмена с большой буквы.

На самом деле в нашем обществе сейчас идёт не просто смена идеалов, что само по себе было бы вполне естественно. У каждого времени должны быть свои герои, а кто-то из великих людей прошлых эпох неизбежно уходит в тень, постепенно превращаясь в смутные легенды. У нас же происходят изменения не отдельных кумиров, а меняется сам принцип процесса социализации. На примере молодёжи это просто проявляется наиболее заметно, потому что большинство социальных норм человек усваивает как раз в детском и подростковом возрасте.

Естественно, что в любой социальной среде человек в своём развитии постоянно сравнивает себя с окружающими. Это не только внутренняя потребность самого человека – к этому его активно подталкивает и окружающее общество. Возможны два основных варианта такого сравнения. Человек может ориентироваться на лучших представителей своего общества или отдельной социальной группы, понимать, что он не является на данный момент равным своему идеалу, и стремиться приблизиться к нему.

Такой путь очень труден и долог. Он требует больших усилий от самого человека, которому приходится бороться с ленью, самомнением, преодолевать себя. Не менее трудно приходится родителям, учителям, идеологам. Малейшая фальшь распознаётся ребёнком и вызывает соответствующую реакцию отторжения. Каждый педагог или родитель знает, что если, например, постоянно ставить мальчику Васе в пример мальчика Петю, то, скорее всего Василий не увидит в другом мальчишке идеал, к которому надо стремиться, а просто возненавидит его. В общем, трудностей много, ошибки и перегибы в той или иной степени неизбежны. Но только при таком варианте социализации, при построении своего будущего по принципу «я могу и должен стать лучше, я хочу быть таким как …» возможно успешное развитие не только отдельного человека, но и общества в целом.

К сожалению, у нас мы видим развитие социализации по другому варианту. Сравнение себя с окружающими тоже, естественно, происходит. Но люди руководствуются при этом принципами: «вокруг меня полно гораздо более плохих людей» или «как хорошо, что я не похож на…».

В здоровом обществе подобный тип самооценки тоже присутствует, но обычно ограничивается достаточно специфическими и замкнутыми социальными группами. С такими вот перевёрнутыми идеалами можно встретиться, например, в местах лишения свободы. Так как род человеческий время от времени порождает таких чудовищ как Чикатило, то практически каждый зек имеет возможность сказать себе, что он не так уж и плох по сравнению с маньяками, педофилами, майором Евсюковым. В негативных образцах для сравнения, к сожалению, недостатка, скорее всего, у нас никогда не будет.

Но у нас ведь практически вся молодёжь сегодня живёт именно по такому принципу, а общество с помощью масс-медиа и при попустительстве государства с избытком снабжает юные умы негативными примерами. Этот путь лёгок и приятен, не требует напряжения сил и льстит самолюбию. Глядя на гламурного мальчика из телешоу так легко почувствовать себя настоящим мужиком. А на фоне большинства героинь того же «Дома-2» практически любая девушка будет казаться образцом целомудрия, деликатности и доброты. Высокая самооценка и ощущение своего совершенства обеспечены.

Вот только такое самолюбование на фоне убогих «героев нашего времени» рано или поздно приведёт к кризису и застою. Общество не может двигаться вперёд не имея позитивных идеалов, не ставя перед своей молодёжью трудновыполнимые задачи, не вызывая желание равняться на лучших.

Последние события показывают, что государство сейчас вовсе не заинтересовано в этом, и путь развития через сравнение себя с худшими его вполне устраивает. Остаётся лишь надеяться, что инстинкт выживания общества окажется сильнее, и наши дети не только не забудут старых героев, но и сумеют из своей среды выдвинуть новых.

Кто они?

Молодежь — это часть общества. Не поняв общества, в котором живет молодежь, невозможно понять саму молодежь и ее специфические проблемы. Конфуций советовал вслушиваться в песни, которые поют в народе, чтобы понять, чем живут люди, на что надеются. Где же и искать кумира, как не в искусстве? Музыка, кино, литература дают широкий материал для исследований и размышлений. Благодаря им можно понять, что творится в глубине человеческих душ.
Само слово “кумир” изменило свое значение – теперь это все чаще не идеальный образец для подражания, а обычный человек, который добился быстрого успеха и материального благополучия.
Я и моя подруга привели опрос, чтобы определить наиболее популярных персонажей отечественной и зарубежной киноиндустрии, артистов, музыкальных исполнителей, а также выявить значимых и видных личностей 20-21 века. На основе этого опроса была составлена научно-исследовательская работа.

Эйс Вентура

Самым популярным киножанром среди учащихся 14-15 лет является комедия. Наибольшее количество голосов набрали: «Универ», «Интерны», «Реальные пацаны», «Эйс Вентура», «Самый лучший фильм», «Симпсоны», «Том и Джерри», «Шрек». Учащиеся 16-17 лет также выбирали комедию, но в списке предпочтений появилось и большое число других жанров, как психологические, военные, исторические фильмы, триллеры, возросла любовь к мелодрамам. Наибольшее количество выборов: «Такси», «Шаг вперед», «Гарри Поттер», «Мы из будущего», «Маша и медведь», «Доктор Хаус», «Аватар», «Сумерки».


Джонни Депп

Выбор любимых артистов показал, что учащиеся предпочитают наиболее привлекательных современных кинозвезд Голливуда — Киру Найтли, Джонни Деппа, Джима Керри, Леонардо ди Каприо, Киану Ривза, и молодых популярных российских актеров, которых можно увидеть практически во всех современных сериалах на всех телевизионных каналах — Марию Кожевникову, Дарью Сагалову, Сергея Светлакова, Михаила Галустяна, Ивана Урганта, Гарика Харламова.
Среди любимых киногероев были выбраны: Нео, Джек Воробей, Шрек, персонажи сериала «Интерны» (исключительно молодые специалисты).
Среди музыкальных исполнителей ученики чаще всего выбирали: Lady Gaga, Кристина Агиллера, Рианна.


Интерны

Если говорить о влиятельных и знаменитых личностях 20-21 века десятка (в порядке убывания), которую выбрали подростки, такова
1. Барак Обама
2. Майкл Джексон
3. Дарья Домрачева
4. Мерилин Монро
5. Бред Питт
6. Петр Машеров
7. Билл Гейтс
8. Джоанна Роулинг
9. Стив Джобс
10. Виктория Азаренко


Майкл Джексон

Молодежь привлекают люди успешные, известные, достигшие высокого социального положения. Но не всегда то, что привлекает наше внимание и интерес должно вызывать у нас стремление следовать этому. Человек обладает сознанием и определенной свободой. Можно сказать, что тот или иной певец, актер тебе нравятся, но нужно понимать, что его жизнь – это не твоя судьба.

Кумиры современной молодежи

Глава I

Значение слова «кумир»

Для определения значения слова «кумир» мной рассмотрены формулировки из толкового словаря Даля. «Кумир - изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван. Предмет бестолковой любви, слепой привязанности». «Кумир - статуя языческого божества. Предмет восхищения, поклонения».

В религиозной культуре маленького народа возникло это чудо? За двенадцать веков до Помпеи Бог заключил завет с народом, который Он вывел из египетского рабства. Условием завета было строгое соблюдение десяти заповедей, среди которых была и заповедь «Не сотвори себе кумира».

Идолопоклонством становится и служение воображаемому образу Бога, и почитание конкретного человека, приписывание ему божественных качеств. Пристальное внимание молодежи к «кумирам» тоже часто граничит с религиозным поклонением. Кумиротворение неизбежно тогда, когда человек утрачивает способность ясно осознавать. Предмет, ставший кумиром, может быть и хорошим, и незаменимым в другом его качестве, но едва лишь человек возложит на него надежды, которые способен оправдать лишь Бог, предмет этот превращается в коварного идола. Все человеческие кумиры могут служить для человека центрами жизни.

Сегодня кумиры входят в жизнь людей группами, взаимно дополняя друг друга. Одни из них будто бы способны подменить имманентность Бога (присущее его природе) и удовлетворить человеческую нужду в благополучии. Другие имитируют Его трансцендентность (недоступность познанию), пытаясь удовлетворить нужду в осмыслении человеком сущности бытия. Так в современном обществе потребления из популярных «идолов вблизи» почитаются обещающие благополучие - богатство, власть и знание. Считается, что от них зависят жизненный уровень, успех, признание. Их дополняют «идолы вдали» - прогресс как движущая сила бытия, судьба и случай как космические правители, освобождающие от моральной ответственности.

Когда тысячи, а то и миллионы подростков вдруг начинают бешено любить (фанатеть) от какого-нибудь одного актера или певца, собирать и аккуратно наклеивать в альбом любое упоминание о нем, часами и сутками стоять под окнами его квартиры и ненавидеть всех, кто этого самого певца или актера недостаточно любит и ценит - что это такое? С одной стороны, все тоже разделение на своих и чужих.

Своих и чужих - это больше подходит к референтной группе. Это группа значимых для человека людей, к мнению, советам которых данный конкретный человек прислушивается, от чьих оценок зависит его самоощущения. Это те люди, которым он сам отдал право «судить» себя, которым он готов давать и принимать от них искреннюю обратную связь. Референтная группа есть у многих людей. Её количественный состав может варьироваться, но в современном городском обществе она, как правило, не особенно многочисленна. Референтная группа может ограничиваться рамками семьи, а может совсем не включать её. Это может быть группа одноклассников или коллег по лаборатории, армейские сослуживцы или туристическая группа, студенческая компания или скамеечное общество старичков или старушек. Часто, но не совсем точно, референтную группу обозначают словосочетанием «своя компания». В основе существования референтной группы лежит древнейшее разделение на своих и чужих. Своим я доверяю, и они мне доверяют, своих я в случае чего буду защищать, и сам могу рассчитывать на их помощь и поддержку. С чужими все наоборот. Понятно, что изначально своими был свой род, свое племя, а чужими все остальные. Сегодня мы живем отнюдь не в условиях родоплеменных отношений, но разделение на своих и чужих вполне живо в нашем менталитете. В самом деле, ведь нельзя доверять абсолютно всем. Значит надо как-то выбирать.

В подростковом и юношеском возрасте, по мнению психологов, это происходит чаще, потому, что есть определенные психологические предпосылки, связанные с развитием личности, ее становлением. Ребенок отрывается от родителей, старается найти свое место в обществе, определить свою роль, позицию. В этот момент утраты своего места в семье появляются люди, которые помогают социализироваться, создавая некую иерархию идеалов.

Естественно, что для еще не окончательного развитого интеллекта подростка все потребности реализуются через персонификацию, через конкретного человека, через кумира. В зависимости от сферы интересов, семьи, интеллектуального развития молодых людей этим Кумиром может стать практически кто угодно. Пахан банды, писатель Толстой, герой кинофильма Бэтмен. Понятно, что чаще всего в роли кумиров выступают актеры, эстрадные певцы и музыканты. Сама их деятельность насквозь публична и, в общем- то рассчитана на публичное восхищение поклонников. Кумиры бывают разные и всем это известно.

Роль кумиров в формировании личности

По мнению ученых педагогов, психологов одной из характерных черт «экспериментального поведения» и поиска своего «я» свойственных юношеству, является подражание. Ни для кого не секрет, что будучи в подростково-юношеском периоде, многие заполняют анкеты: там всегда присутствует вопрос, есть ли у тебя кумир, кто он? Следовательно, этот вопрос очень важен для них. Кумир определяет эмоциональный и эстетический вкус. И, обращая внимание на того, кто для кого является кумиром подростки строят отношения в своей среде.

Ученые, рассматривая данный вопрос, выделяют как положительные, так и отрицательные стороны подражанию кумирам. «Порой почитание знаменитостей может приближаться к идолопоклонничеству, но это, как правило, не наносит вреда. Если его кумиры не отрывают подростка от реальности, то ничего в этом страшного нет. Если его страсть встала на пути нормальных отношений и разумной оценки своих умений и способностей, тогда в этом можно увидеть потенциально нездоровое явление. Если девочка день и ночь глядит на фотографию придуманного возлюбленного, вместо того чтобы встречаться с настоящими мальчиками, или если она хочет подражать своему любимому поп - идолу, не обладая ни слухом, ни голосом, тогда воображаемые отношения препятствуют нормальному образу жизни...».

Данные социологических исследований о кумирах современной молодежи

«Наша молодежь дезориентирована и, в большинстве своем, не имеет действительно положительного образца для подражания...» - главный вывод социологического опроса, который провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Социологи опросили респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Их интересовало - кого молодые люди считают своими кумирами? И вот что они выявили: «На первом месте оказались представители так называемой «поп - культуры» и «золотая» молодежь. Им отдали свои симпатии 52% респондентов. Далее находятся олигархи и представители бизнеса. Они набрали 42 %. Впрочем, весьма многочисленная группа молодежи отдает свои симпатии к спортсменам (38 %). Это уже ближе к нормальной ситуации. Однако возникает вопрос - а как же быть с военными, учеными, испытателями, путешественниками? Увы, они не оказались в числе кумиров. Зато 30 % респондентов объявили таковыми героев телесериалов. Лишь на пятом месте находится президент России Владимир Путин (14 %). И это несмотря на его высокий рейтинг! В данном случае мы видим, что молодежь не особенно привлекает образ волевого и в меру жесткого политика, которым предстает Путин.

Эти же данные подтверждают и другие соц. опросы « В числе тех, кого, но мнению россиян, можно назвать кумирами нашей молодежи в настоящее время», респонденты чаще всего указывают фамилии тех или иных певцов, музыкантов (15%), а также политиков (15%).

Глава 2

2.1 Методика и тактика исследования
Методы исследования.

Исследование проводилось с помощью анкетирования

Базой исследования стали школьники и учителя МОУ СОШ №3 г. Георгиевска.

Анкеты состоят из нескольких блоков. Полученные данные в ходе анкетирования обработаны методом вариационно-статистического анализа.

Бланк анкеты и опросника см. в приложении.

2.2 Анализ полученных данных.

Мною было опрошено 25% учителей школы. Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы необходимо было выяснить:

    нужны ли кумиры современной молодежи?

    зачем нужны?

    знают ли они этих кумиров?

    были ли у самих педагогов в детстве кумиры?

Преподаватели единогласно считают, что кумиры нужны. Нужны для того, чтобы «стать успешным», «сформировать личность», для поиска «идеала» или «образца социальной культуры»

Ведь у них в подростково - юношеском периоде были кумиры: Ю. Шатунов из «Ласкового мая», В. Высоцкий, герои кинофильма «Гардемарины, вперед» и «Приключения Электроника», книги Л. Кассиля «Кортик». Кроме того, исследования среди учителей показывают, что наиболее значимые для них люди, повлиявшие на выбор жизненного пути, как правило, или учитель или тот человек, к которому они пришли как молодые специалисты, старший начальник или родители. Учителя нашей школы предположили! Что у школьников обязательно есть кумиры, обладающие следующими качествами: порядочностью, успешностью, внешней и внутренней красотой, целеустремленностью. По их мнению, это...

представители шоу бизнеса(поп -звезды)

спортс мены

персонажи

криминаль

элементы

политики

Д. Сахаров

Г. Поттер

В.В.Путин

А. Розенбаум

II. Капица

Гардемарины

Ю. Лужков

В. Высоцкий

В.Жиринов ский

Д. Медведев

К. Собчак

И. Крутой

М. Галкин

Ф. Киркоров

Р.Рострапович

В.Спиваков

А. Волочкова

Д. Хворостовский

Кого же выбирает современная молодежь в качестве кумиров?

Мною было опрошено 92 респондента. 66% опрошенных признают, что кумиры нужны для того, «чтобы было на кого равняться», «стремиться к лучшему». Чтобы стать кумиром, человек должен быть:

    Популярным в обществе

    Быть лидером

    Иметь незапятнанную репутацию

    Обладать профессионализмом

    Иметь красивую внешность

    Быть образованным и обаятельным

    Модно и стильно одеваться

Что необходимо кумиру, чтобы стать кумиром?

Нужна некая харизма - совокупность личностных особенностей, то, что мы называем изюминкой. Необычность, которая позволяет обращать на себя внимание. Умение себя подать, выделиться из толпы.

34% считают, что в кумирах нет необходимости, что человек должен быть самим собой, «влюбляться в кумиров это глупо», «они влюбляются в мечту», «лучше любить близких людей».

59% хотели быть похожими на своих родителей (девочки на маму или сестру, мальчики на папу или дедушку) за их трудолюбие, ум, характер, доброту, изобретательность, успех, мудрость и терпение.

40% не выбирают родителей в качестве кумира. Это может говорить о том, что ребята не включают в сферу своих референтных лиц из близкого окружения.

Может, они хотят равняться на своих учителей?

По результатам анкетирования 81% не видят в учителе личность достойную подражанию, но 19% считают, что учитель может быть кумиром за такие качества, как: талант, эрудиция, интеллект, терпимость, пунктуальность, умение находить контакт с разными подростками.

Респондентам было предложено перечислить известных людей на кого, они хотели бы быть похожими. Все указанные имена расположили по сферам их деятельности:

Представителей политики выбирают 18,4 % опрошенных.

Шоу бизнеса - 34 %.

Культуры и искусства - 15,7 %.

Персонажи известных фильмов, книг - 21 %.

Представители наук - 10,5 %.

Сфера деятельности потенциальных кумиров

Чьи имена назвали студенты?

Итак, на первом месте оказались представители так называемой «поп - культуры» или шоу-бизнеса. Им отдали свои симпатии 34% респондентов. Среди кумиров этой категории, чаще всего из представителей отечественной эстрады встречаются: Максим Галкин, Марат Башаров, Дима Билан; зарубежной: Бандерос, Бритни Спирс, Анжелина Джоли, Бред Пит, Шакира. Чем они привлекают современную молодежь? Прежде всего, в рейтинге привлекательных качеств, свойств - известность и популярность. Кроме того, красивая внешность, материальное благополучие, профессионализм, успех, энергичность и решительность.

Далее в рейтинге современных кумиров политические деятели. Им отдали предпочтение 18,4% опрошенных. Круг популярных политиков невелик, старшеклассники в качестве своих кумиров называют Президента РФ Д.А. Медведева, В.В. Путина и лидера ЛДПР В.В. Жириновского.. Таким образом, можно предположить что, современную молодежь привлекает как образ волевого и в меру жесткого политика, которым предстает наш президент, так весьма заметного на политической арене своей непредсказуемостью, умением привлечь внимание лидера либерально-демократической партии, которого можно смело отнести к представителям шоу-бизнеса.

Третье место (15,7%) в иерархии современных кумиров школьники отводят киногероям (Гарри Поттер. Фандорин, Джек Воробей, персонажи из «Властелина Колец»). В принципе неплохой выбор для подражания. У них есть чему поучиться. Но вероятность того, что эти молодые люди склонны жить в выдуманном мире, симпатизируя не столько реальным людям и социальным группам, сколько тем образам, которые создаются актерской игрой, высока. Это показатель того, что сознание некоторой части молодежи виртуализируется.

Итак, в основном в «героях» современных студентов ходят «попсовики», политики и киногерои. Возникает вопрос - а как же быть с военными, учеными, испытателями, путешественниками?

Анализ данных показал 10,5% школьников, выбрали в качестве своих кумиров представителей науки. Отмечая их ум, изобретательность. Эта часть молодых людей хочет быть похожей на (не много, не мало) Эйнштейна, Менделеева, Леонардо да Винчи. Однако нельзя не отметить, что ими не упомянут в данном контексте ни один российский представитель современной науки.

К сожалению, российских спортсменов не оказалось в списке кумиров. А как же наши олимпийские чемпионы? Как же наши мировые рекорды? Имена, перед которыми приклоняется весь мир (Павел Буре, Алексей Немов, Светлана Хоркина, Евгений Плющенко, Евгений Кафельников, Александр Фетисов?)

Если обобщить все ответы, то они сводятся к тому, что на формирование кумиров сильно влияет мода.

Таким образом, можно предположить, что сегодня в фокусе внимания молодежи интересы, прежде всего направленные на личностную самореализацию, материальное преуспевание и соответствие современным канонам красоты. Да и само понятие «кумир» перемещается из плоскости некого идеального образца для подражания к пониманию кумира как человека, олицетворяющего быстрый успех в жизни, как правило - без оценки того, как этот успех был достигнут. Также привлекают внимание молодежи персонажи, обладающие мощным энергетическим посылом, неким «драйвом». Естественно, в этом качестве лидирующие позиции занимают звезды телеэкрана, представители шоу-бизнеса, киногерои, политики.

Лишь небольшая часть опрошенных в качестве кумиров видят представителей науки, искусства, спорта.

Установили, что большинство школьников привлекают люди успешные, известные, достигшие высокого социального и экономического положения. Но не всегда то, что привлекает внимание и интерес, действительно вызывает стремление следовать этому. Молодой человек может констатировать, что тот или иной певец, актер или актриса ему нравятся, но в то же время, понимать, что это не его путь. Соответственно, и его усилия будут направлены на разные вещи - от достижения поставленной цели в мире, например, известности или славы, до работы над собой, чтобы пробудить и развить в себе схожие с кумиром качества.

Итак, у большинства современных юношей и девушек есть объект восхищения и преклонения, человек которому хочется подражать. К чему обязывает наличие кумира? Какую роль в его жизни играет значимый человек?

Роль кумира в жизни современного школьника

Анализ данных показал:

Значительная часть обладателей кумира, живет в стремлении лично с ним познакомиться; 28%. Большинство респондентов (26%) наличие кумира обязывает к сбору информации о жизни героя. Студенты стараются смотреть все передачи о своем кумире, читать книги и журналы. Кто-то увешивает комнату фотографиями, кто-то ходит на концерты в надежде получить автограф.

На третьем месте(14%) стремление развить в себе такие же профессиональные качества.

Лишь некоторой части (12%) присуще стремление подражать своему кумиру в манере одеваться, делать макияж и прическу. Небольшая часть опрошенных 10% стремятся обладать личностными качествами кумира (быть таким же добрым, великодушным, справедливым....). Такая же по численности группа молодых людей старается перенять манеру поведения своего кумира. Таким образом, большая часть респондентов озадачена лишь поиском новой информации о личной жизни кумира, его жизненных приоритетов, желаний, планов... Личное знакомство - предел желаний для каждого третьего. Небольшую часть опрошенных привлекают кумиры своими профессиональными и человеческими качествами.. Лишь каждого седьмого наличие кумира толкает на личностный и профессиональный рост. Несмотря на то. что не все респонденты признают необходимость наличия кумиров, 50% из них хотели бы стать примером, кумиром для молодежи. Однако не мешало бы помнить, что одного желания мало необходимо развивать в себе многие качества.

Глава III. Заключение

3.1 Выводы

1.У большинства современных мальчишек и девчонок есть объект восхищения и преклонения, человек, которому хочется подражать.

2.Кумиры школьников и учительства различны.

3.Большая часть опрошенных моделируют свое поведение, копируя самых близких ему людей, таких, как родители и учителя и одноклассники. Постепенно ближайшее окружение ребенка теряет свою привлекательность и перестает быть объектом для подражания.

4.Основаниями для подражания являются: хорошая учеба, умение быть интересным собеседником, модная одежда, красивая внешность, обеспеченная семья, привлекательность для большинства.

    Процентное соотношение желаемых качеств неодинаково - на первом месте - хорошая учеба, умение общаться и модно одеваться.

    В основном в «героях» современных студентов, проживающих как в столице, так и в глубинке ходят «попсовики», политики и киногерои.

    Сегодня в фокусе внимания молодежи интересы, прежде всего направленные на личностную самореализацию, материальное преуспевание и соответствие современным канонам красоты. Да и само понятие «кумир» перемещается из плоскости некого идеального образца для подражания к пониманию кумира как человека, олицетворяющего быстрый успех в жизни.

8. В представлении кумиром современного молодого человека должен быть тот, кто обладает следующими качествами: патриотичность, мужественность, целеустремленность, волевые качества.

9.Описывая своего кумира, ребята не показывают средств достижения этих благ, что позволяет судить об отсутствии четко сформированных жизненных целей и перспектив будущего в период самоопределения.

10.Существование кумира в жизни современного школьника обязывает последнего к постоянному сбору информации, попыток познакомиться и внешней идентификации. Лишь каждого седьмого наличие кумира толкает на личностный и профессиональный рост.

Выбор кумира отражает измерения нашего внутреннего мира, уровень ценностей, на которые мы ориентируемся. Поэтому очень важно осознать свои предпочтения. Ведь подражание кумирам может направить наши усилия на разные вещи - от достижения поставленной цели в мире, например, известности или славы, до работы над собой, чтобы пробудить и развить в себе схожие с нашим героем качества. Причем, в последнем случае конкретные достижения самого героя оказываются не столь важны. Важно, ради чего и как мы стремимся к ним. В этом и есть практическая значимость нашей работы. Как взрослым, работающим с молодежью, относиться к кумирам? Прежде всего, знать о них. Не запрещать, а формировать положительные образы и развенчивать отрицательные. Запретный плод сладок. Если будем запрещать, то молодежи ничего не остается, как верить в то, что запретно. Если запрещают, значит, это хорошо, значит, это интересно. Другое дело - потакать всему, тоже может привести к нежелательным результатам. Поэтому, педагогам на наш взгляд, важно иметь представление о молодежных кумирах, уметь объяснять свою позицию взрослого, приводить собственное мнение. Но все-таки, право выбора оставлять за молодежью, с учетом каких-то особенностей - все-таки, другое поколение. Когда мы, взрослые, берем на себя обязанность развенчивать что-то, тогда мы не даем право выбора и не ставим молодого человека в ситуацию самостоятельного выбора, предполагающего ответственность за него как во взрослой жизни.

3.3 Глоссарий

Референтная группа- группа значимых для человека людей, к мнению которых он прислушивается.

Кумир- статуя языческого божества; предмет восхищения, поклонения.

Подражать - делать что-нибудь по какому- нибудь образцу.

Имманентность - присущее природе самого предмета; пребывание в чем- либо; внутренняя связь, в противовес внешней.

Трансцендентность- недоступность познанию, находящийся за пределами опыта.

Иерархия- порядок подчинения низших высшим.

Харизма - совокупность личностных особенностей.

« Драйв»- (англ.) - энергия, сила.

Ориентир - предмет, по которому устанавливают свое местоположение, направлении движения.

Современный - относящийся к одному времени, эпохе с кем- либо; теперешний; стоящий на уровне своего века, не отставший.

Приложение №1

Анкета для учеников

Уважаемые ребята, приглашаем вас принять участие в социологическом исследовании «Кумиры современной молодежи» Ваш пол (муж жен)

Хотелось бы вам быть похожими на своих родителей?

Если да, то в чем?

Могли бы вы назвать кого-нибудь из родителей своим кумиром?

Хотелось бы вам быть похожим на своего учителя?

Если да то в чем?

Могли бы вы назвать учителя своим кумиром?

Есть ли в вашем классе, школе человек, которому хотелось бы подражать?

Если да, то, какими качествами он обладает? (подчеркните подходящее утверждение или предложите свой вариант ответа)

имеет красивую внешность

модно и стильно одевается

из богатой семьи

хорошо учится

интересный собеседник

нравится большинству однокурсников

свой вариант ответа

Если да, то для чего?

Если нет, почему?

Какими качествами должен обладать кумир? __

Перечислите имена известных людей, на которых вы бы хотели быть похожими

сфера деятельности

качества, которые вас восхищают

представители

политики

представители

шоу-бизнеса

представители

культуры и искусства

персонажи известных

фильмов и книг

Напишите имя человека, которого вы могли бы назвать своим кумиром. Подчеркните утверждения, которые вам подходят

стараюсь также одеваться как он (а)

стараюсь также выглядеть (прическа, макияж и т.п.)

стараюсь перенять его (ее) манеру общаться

стараюсь развить в себе такие же личностные качества

стараетесь развить в себе такие же профессиональные качества

смотрю с моим кумиром все передачи, фильмы и т.п.

не пропускаю новые концерты

развешиваю его (ее) фотографии в квартире

посвящаю ему (ей) все свободное время

постоянно стараетесь узнать о нем что-то новое

стараюсь, вести себя так, как, по моему мнению, вел бы себя кумир

пишу ему (ей) письма

мечтаю с ним (ней) встретится

хочу, чтобы он узнал обо мне

свое утверждение

Как вы относитесь к людям, которые влюбляются в своих

кумиров? .

Происходило ли это с вами?

Хотите ли вы сами стать кумиром для подростков?

Приложение №2 Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги, приглашаем вас, принять участие в социологическом исследовании «Кумиры современной молодежи »

Нужны ли современной молодежи кумиры?

Если да, то для чего?

Если нет, почему?

Какими качествами должен обладать кумир?

Знаете ли вы кумиров современных школьников? Если да, перечислите?

Считаете ли вы, что подражание современным кумирам может положительно влиять на формирование жизненных ориентиров молодых людей?

Если да, то почему?

Если нет, почему?

К какой профессиональной группе относятся, по вашему мнению, большинство кумиров современной молодежи?

Назовите имена известных людей, которые на ваш взгляд могут быть достойными кумирами современной молодежи.

представители политики

представители шоу-бизнеса

представители культуры и искусства

персонажи известных фильмов и книг

Есть ли в вашем, образовательном учреждении педагоги, которые являются для школьников кумирами?

Есть ли у вас школьники, которые являются кумирами для других подростков?

Какими качествами они обладают?

Есть ли у вас кумир? Если да, напишите кто это

Был ли у вас кумир в детстве? Если да, напишите кто это?

Сыграло ли наличие кумира какую-то роль в вашей жизни? Если да, то какую?

Список литературы

1. Толковый словарь русского языка для школьников / Сост. Ю.В. Алабугина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 408 с.

    Советский энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия. 1989

3. Толковый словарь. В. Даля, государственное издательство иностранных и

национальных словарей, 2 том. М., 1955

5.Учительская газета 2001 г. № 52, « Идеалы и кумиры», стр.8

6.Ваш непонятый ребенок. Е.В. Мурашова. Дрофа 2002 г., стр.381-399

7. Е. Омельченко « О молодежи», Ярославский Государственный Университет, 2004г.

    Анна Шварцвебер. «Каков ваш внутренний возраст?», ж. Психология №2/2007

10. М.Н. Колоткин. Социология, гл.1 О/Сибирская государственная геодезическая академия, 2005г.

11 .Англо-русский словарь./ под ред. Джулии Хинтон/,С-Петербург,2005г.

    Современный словарь иностранных слов / М.» Цитадель», 2000

    Словарь русского языка СИ.. Ожегов/ М.ОНИКС «Мир образования», 2003

Кто же они кумиры современной молодежи? и получил лучший ответ

Ответ от..............[гуру]

Ответ от Гоша Шершнёв [активный]
Денис Сплюхин, каста это да)) А еще Грот))


Ответ от Пупсик Мандарин [гуру]
Адам Гонтье


Ответ от Даниил Цырлин [активный]
Хороший, годный способ развить специальную олимпиаду, detected.
У всех разные. Молодежь не объединена НадМозгом, не едина. ведь 16 и 23 - это разная молодежь. Да и "Тот кто в 16 лет убежал из дома врядли поймет того, кто учился в спец школе. "©
Мой кумир - Проф из книги "Луна жестко стелет" Р. Э. Хайнлайна


Ответ от Галя -Галочка [гуру]
То что насаждается СМИ: самые богатые, самые популярные, самые часто мелькающие на экране и в интернете


Ответ от Аlex [гуру]
Чаще всего кумирами становятся певцы
Россияне чаще всего называют в качестве кумиров своей юности певцов и музыкантов (25%), причем это более характерно для молодых респондентов (33%). Почти у каждого шестого опрошенного кумирами были актеры (17%), у каждого седьмого - спортсмены (14%), у каждого десятого - киногерои (10%). Предпочтения мужчин и женщин значительно разнятся: в юности мужчины чаще выбирали своими кумирами спортсменов (20% против 8% среди женщин) , а реже - актеров (12% против 22%). На своих родителей и родственников равнялись 10% респондентов. Также в качестве кумиров упоминались космонавты (8%), военачальники и герои войны (5%), разведчики (5%), исторические и политические деятели (5% и 4% соответственно). А вот россияне с высшим образованием в два раза чаще, чем в среднем по выборке, говорили, что в юности их кумирами были писатели, поэты (10% против 5% среди всех опрошенных) и литературные герои (12% против 6%).
Кто является кумиром сегодняшних юношей и девушек 14-18 лет?
Кто, по мнению респондентов, является кумиром сегодняшних юношей и девушек 14-18 лет? Полученные суждения представляют в данном случае интерес еще и потому, что до известной степени воспроизводят "коллективный образ" современного подростка.
Респонденты полагают, что сегодняшние юноши и девушки почитают как кумиров прежде всего певцов и музыкантов, то есть героев шоу-бизнеса (53%), звезд телевидения (33%), актеров (27%), киногероев (18%), спортсменов (18%). Оценивая предпочтения нынешних юношей и девушек 14-18 лет, 23% опрошенных называют также представителей светской тусовки, а 18% - манекенщиц, моделей. Интересен тот факт, что респонденты в возрасте 18-25 лет (которым самим еще недавно было 14-18 лет) почти не упоминают светских моделей и манекенщиц в качестве кумиров своей юности (по 1%).
Кумиры современной молодежи: лучше или хуже?
Респондентов попросили сравнить тех, кто были когда-то для них кумирами, с кумирами сегодняшних юношей и девушек. Наибольшая часть респондентов - 39% - отказались отдать предпочтения тем или нынешним, сказав, что современные кумиры не хуже и не лучше. Только 3% опрошенных считают, что нынешние кумиры лучше. В ответах на открытый вопрос они пояснили свою позицию, ответив, что кумиры сегодняшних молодых менее идеологизированные, более открытые, успешные, образованные ("раньше было больше запретов, комплексов, люди не были такими свободными, как сейчас"; "у них лучше образование, свобода слова").
Чуть более четверти респондентов (27%) полагают, что кумиры сегодняшних 14-18-летних хуже тех, что были в их юности. Они утверждают (опять-таки в ответах на открытый вопрос) , что современные кумиры не соответствуют тем высоким стандартам, которые существовали прежде ("у нас были великие люди, а сейчас - певцы"; "слишком примитивны"; "слишком пустые"; "у нас они серьезнее были"; "вертихвостки", "однодневки" - 7%), что нынешние кумиры, как и их поклонники, бездуховны, сконцентрированы только на деньгах и удовольствии ("нет духовности у молодежи, романтизма, свойственного молодости, деньги для них главное"; "наши пели для души, а сейчас поют за деньги"; "у них одна ориентация - деньги" - 6%), что эти люди агрессивны и развратны ("сейчас кумиры безобразны, развратны, распущенны"; "то, что делают сейчас, - мы об этом даже и не могли думать"; "наши кумиры были скромнее" - 6%).
Опрос проведен фондом "Общественное мнение" 23-24 августа. 44 субъекта РФ. 100 населенных пунктов. 1500 респондентов.


Ответ от Денис Сплюхин [новичек]
для всех они разные)) лично для меня это Каста и Сэт)