Карточки тюленева раннее развитие. Методика раннего развития П.В

Я продолжаю изучение методики Тюленева.

Оно проливает свет на тайну возникновения удивительной системы «МИР ребенка».

Итак, даю слово Павлу Викторовичу Тюленеву:

«В этой истории о методике обучения рисованию моего отца, В.М. Тюленева много интереснейших подробностей:

Тогда семья художника Тюленева жила в одной комнате, которая одновременно служила и мастерской, где пахло краской, и у окна стоял мольберт - отец тогда постоянно подрабатывал дома: рисовал портреты, и даже иконы - надо было достраивать наш дом на улице Онежской.

Назревали проблемы.

Младшие братишки - погодки 3-4 лет – подрастали. Были агрессивны. Обстановка стремительно накалялась... Малыши-кибальчиши воспринимали старшего брата как игрушку и лезли драться. Остановить их было невозможно...

Было два пути:

Либо подавить и сломать старшего брата - меня, заставить терпеть естественную активность младших братьев и погубить, так как уединиться даже для школьных занятий было нельзя. Но это было невозможно - я бы просто ушел из дому сам, убежал бы, стал беспризорником - такой был характер...

Либо найти неординарный выход из создавшегося, по сути, катастрофического для семьи и всех детей положения.

И после одного, первого же несправедливого наказания – из-за выходок младших братьев - меня отцом, мама нашла выход из критического положения. Она серьезно поговорила с ним и, по сути, заставила отца отвлечься от работы на несколько часов в день и научить меня рисовать!

После этого строгого обучения через неделю я уже ходил на этюды – «рисовать природу» на несколько часов, и всё успокоилось...

Итак, я систематически ходил на этюды с подаренным этюдником, «оттачивал мастерство», пока братья «мутузили» друг друга...

Через полгода мы переехали уже в три комнаты, на первый этаж только что построенного и отделанного дома. И у меня появилась возможность закрываться в большом зале - гостиной, и делать уроки в спокойной обстановке...

К тому времени мои рисунки в школе уже были нарасхват: никто не верил, что их рисовал я, а не какой-либо профессионал... В третьем классе я вынужден был скрывать, что хорошо рисую. Был даже случай, когда пришлось вмешиваться директору школы, чтобы найти и забрать у старшеклассников мои рисунки...

Через 4-5 лет в 7-8 классе я увлекся на уроке рисованием на тему «Как вы отметили день 7 ноября 1965 года?». В это время наш школьный учитель по рисованию и черчению, обходя класс, воочию увидел, как рождается профессиональный рисунок. Он громко сказал, что он «ничему не сможет меня больше научить, а только может испортить...» Он был честным и принципиальным - ещё на первом уроке обмолвился, что если кто-то нарисует лучше, чем он, то он освободит от уроков... Ни я, никто другой не придали тогда значения этим словам. Но этот учитель пошел к директору школы и по собственной инициативе добился «освобождения Тюленева от рисования и черчения».

Правда, вместе с директором и завучем меня попросили раз в квартал делать заставки к школьной стенной газете. После первой же заставки я передал это дело отцу: он рисовал быстро и с удовольствием. Ему меда не надо было, дай порисовать что-нибудь творческое 🙂 ... Я же в это время, помнится, усердно читал, в том числе... Карла Маркса. В то время «Комсомольская правда» печатала школьные сочинения этого «гиганта мысли»...

В общем, благодаря тому, что из-за необходимости и по настоянию матери, отец передал мне свои профессиональные навыки по рисованию и сумел меня научить: «хорошо рисовать - значит правильно думать» - а именно так он называл рисование, по-Репину - мне удалось в дальнейшем освободиться ещё от 2-х предметов: литературы и русского языка.

Это было настоящее счастье, потому что мама лечилась долгими месяцами в далёком Крыму, отец непрерывно работал, и весь дом: большое хозяйство и обучение братьев - всё лежало на мне. А меня тогда уже интересовали психология, казусы и проблемы неэффективности педагогики, философия, научная фантастика и зарубежная литература и так далее.

Так что теперь, после получения свободы было время заниматься самообразованием, и я уже на практике догадывался или даже на своём опыте знал, что потенциал ребенка используется не более, чем на 5 %.

Таким образом, когда в 1964 году вышла и стала известна книга Норберта Винера и другие книги по кибернетике, и о ней повсюду стали говорить, мне, как никому другому, была понятна фраза о том, что мозг человека используется лишь на пять процентов...

Я бесконечно удивлялся тому, что педагоги ничего не делают, не предпринимают в этой связи, и решил, что это будет главным делом в моей жизни, хотя было поставлено ещё и много других задач...

Впрочем, думаю, что мои учителя и завуч школы № 47 города Фрунзе, когда меня освобождали, тоже были под влиянием слов кибернетиков о «пяти процентах». Тогда все надеялись на грядущие педагогические открытия. Об этом писали многие газеты и журналы.

Поэтому чтение книг по психологии и философии в районных и научных библиотеках стало для меня лет на пятнадцать постоянным делом.

Но сколько я не искал разумного и научного подхода, так и не нашел. Напротив, Академия педагогических наук, вместо того, чтобы сокращать сроки обучения, попыталась в то время внедрить 12-летку. Как говорил тогда Б.П. Никитин – «для того, чтобы вызвать застой, демографический кризис и разрушить, добить страну!»

Пришлось делать все заново - и педагогику и психологию - исходя из науки - из кибернетики, математики, информатики...

(Павел Викторович Тюленев стал заниматься по своим разработкам с дочкой Олей - мое примечание - О.С.).

Наконец, в 1995 - 1996 году я издал книгу , и она с трудом была пристроена в «Доме педагогической книги», в «Доме медицинской книги» и книжном магазине «Москва»...

Руководители книжных отделов не могли найти ей подходящего раздела, а педагоги даже и возражали - в 1997 году, до моего выступления по телевидению по теме «Читать - раньше, чем ходить» в книжных магазинах Москвы ещё не было ни одного раздела «Раннего развития детей» или чего-то подобного.

Моё впечатление от многочисленных трудов по психологии и педагогике точно выразил доцент кафедры философии Владимир Михайлович Жаринов , приехавший к нам в Центр «Содействие развитию и воспитанию детей» на улицу Тухачевского, дом 32:

Вот более точное его мнение:

«Я вдруг понял, что после прочтения книги «Читать - раньше, чем ходить» всё, что написано до неё по психологии, педагогике и философии - всю «Библиотеку имени Ленина» надо... закатать под асфальт! Там столько ненужного и устаревшего. Те книги только мешают, уводят в сторону, ... отвлекая и не давая результатов...»

Я не виноват - это он сам пришёл и так сказал... Приходили и другие ученые, учителя - из разных уголков страны...»

Счастья Вам и Вашему дому!

Основанная на трудах Шаталова, Макаренко, Никитиных, методика Тюленева позволяет максимально реализовать потенциал ребёнка. Тюленев полагал, что каждому ребёнку дан “ген гениальности”, поэтому задача родителей – с первых же дней жизни ребёнка создавать условия для функционирования этого гена. Благодаря этой методике ребёнок раннего возраста умеет то, что не могут делать дети дошкольного возраста. По мнению Тюленева В.П., для развития ребёнка важна каждая неделя его жизни. Поэтому родителям нельзя терять драгоценное время, — чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем лучше будут результаты. Предназначенная для развития детей с рождения и до18 лет, эта методика показала удивительные результаты. Ещё в 80-х годах 20 века по телевизору шёл репортаж о детях, которые, не умея ходить, отлично читали и считали. Обученные по методике Тюленева, “читающие младенцы”, поразили многих. Ещё большее удивление вызвали дети, закончившие школу в 10 лет и получившие диплом в 14 лет.

Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одну из линий развития ребёнка. Благодаря этой методике ребёнка можно научить чтению, печатанию, музыке, математике, рисованию, развить в ребёнке спортивные, исследовательские таланты. Тюленев считал, что с первых недель жизни младенца важно предоставлять ему как можно больше сенсорных раздражителей, тем самым заставляя работать его мозг. В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры. следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов. С четырёх месяцев нужно начинать играть в “Игрушкобол” – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов. С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности. С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру “Принеси букву”, а с десяти месяцев – в игру “Покажи букву”, затем — “Назови букву/слог/слово”. С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева.

Плюсы и минусы методики

По мнению педагогов, методика Тюленева является одним из самых необычных открытий двадцатого века. Эта методика позволяет в полной мере подготовить ребёнка к школе, раскрыв его потенциал. Однако педагоги считают, что сделанное ребёнком сознательно осмысливается лишь в младшем школьном возрасте. На более ранних ступенях действия ребёнка носят чаще механический, неосмысленный характер. Поэтому, если несколько месяцев не заниматься с ребёнком по этой методике, то ребёнок быстро забудет всё заученное раннее. Кроме того, не все родители способны понять эту методику и не у всех хватает терпения на каждодневные занятия с малышом.

Методика Тюленева. О других методиках детского развития можно почитать .

Педагог и социолог Тюленев Павел Викторович разработал уникальную методику раннего развития. Основная её идея - "вовремя успеть сформировать способности, раскрыть интеллектуальный и физический потенциал ребенка и сделать его одаренным". Свой личный опыт считает вполне успешным: младшая дочка начала читать раньше, чем ходить (в возрасте около года), писать - в полтора года, а первый роман "Миледа" напечатала в возрасте 4 лет 11 месяцев. Старшая дочь закончила школу с золотой медалью; а еще раньше, в 1968 году, в игровой форме ему удалось за короткое время феноменально развить своих младших братьев - подростков 11 - 12 лет, которые фактически стали рекордсменами мира по гимнастике. В 1995-1996 годах была издана его книга «Читать раньше, чем ходить».

Суть методики

Автор считает, что обучение ребенка разнообразным навыкам лучше начать еще до того, пока тот начнет ходить. Для этого необходимо создать ребенку определенную среду. Тюленев предлагает обучить младенца счету, чтению, нотам, рисованию и даже умению руководить раньше, чем ходить.

Обучение по этой развивающей методике нужно начать с самого рождения – с первых дней жизни новорожденного, причем каждая минута бодрствования малыша должна быть направлена на его умственное и физическое развитие. Родители должны представлять ребенку окружающий мир, стимулировать активность и движение, ну и конечно же, постоянно разговаривать с ним как со взрослым (эта методика не приветствует «сюсюканье» с детьми).

Основные принципы методики

Его методика очень строгая и ваш с ребенком день должен быть распланирован по часам. Раннее развитие ребенка до года требует соблюдения некоторых правил:

  • свести к минимуму потери времени впустую младенцем, оно стоит невероятно дорого.
  • создать максимально полезную среду, обеспечить пособиями, обеспечить внимательный подбор игрушек.
  • общение с ребенком должно быть развивающим.
  • все, что демонстрируется ребенку, должно быть озвучено.
  • все, что отвлекает ребенка (телевизор, музыка…) должно быть устранено.

Как применять метод

С рождения до двух месяцев.

Ребенку можно демонстрировать изображения – геометрические фигуры, буквы, орнаменты. Окружающая обстановка должна быть простая, чтобы не отвлекать малыша. Ребенок будет рассматривать картинки, прикрепленные в кроватке, а вы называть, что на них изображено.

С 2 месяцев.

Показывать и называть изображения животных, растений, математических символов, иероглифов, букв, предметов обихода...

С 4 месяцев.

Знакомство с физическими законами – бросайте игрушки разного веса и размера на пол.

С 5 месяцев.

Дать возможность ребенку самостоятельно извлекать звуки из музыкальных инструментов (например, стучать молоточком по ксилофону). Это способствует развитию музыкального слуха.

С 6 месяцев.

Добавьте очередное пособие – открытки. Ребенок должен их рассматривать. К году в распоряжении ребенка должно быть не менее 100 открыток, к двум годам - не менее 500.

С 7 месяцев.

Игры с магнитной азбукой, составление слов. Подпишите предметы интерьера, мебели в квартире (прикрепите к ним таблички с названиями).

С 8 месяцев.

Ежедневно нужно играть с ребенком в игру "Дай букву", малыш должен подать или указать ту букву, которую вы называете.

С полутора лет.

Можно обучить ребенка играть в шахматы.

С двух лет.

Ребенок может составлять слова и короткие предложения из отдельных букв азбуки, печатать их на компьютере.

С трех лет.

Знакомство с профессиями. Научите ребенка писать письма родственникам, героям сказок, игрушкам. Также можно познакомить ребенка с азами журналистики, научить пользоваться видео и фотокамерой.

В этом возрасте прогулки на свежем воздухе тоже должны быть развивающими.

Представьте, что это не прогулки, а путешествия:

Ведите дневники путешествий, которые всегда берите на прогулку. Например:

  • «Путешествие геолога». По маршруту прогулки собирайте интересные камушки, описывайте географические объекты.
  • «Путешествие Дарвина». Нужно переписывать всех животных, птиц и насекомых, увиденных на пути.
  • «Путешествие Мичурина». Собирайте гербарий, потом сделайте альбом с описанием образцов.
  • «Путешествие Петра I». Пересчитывайте и описывайте встречающуюся технику, интересные строения.

Так словарный запас ребенка будет быстро пополняться, появится желание узнать больше о "переписанных" объектах, ребенок захочет прочитать специальную литературу, энциклопедии.

С четырех лет.

Ребенок может сочинять рассказы и сказки, печатать их на компьютере или печатной машинке. .

С четырех - пяти лет.

Нужно организовать доступ ребенка к школьным учебникам. Так дети осваивают программу начальной школы самостоятельно.

Таким образом, раннее развитие ребенка по методу Тюленева позволяет не только развить интеллект, кругозор ребенка, но и закончить школу экстерном, а в последствии и несколько ВУЗов.

Плюсы и минусы

По мнению педагогов, методика Тюленева позволяет в полной мере подготовить ребёнка к школе, раскрыв его потенциал. Однако считают, что сделанное ребёнком сознательно осмысливается лишь в младшем школьном возрасте. На более ранних ступенях развития действия ребёнка носят чаще механический, неосмысленный характер. Поэтому, если несколько месяцев не заниматься с ребёнком по этой методике, то ребёнок быстро забудет всё заученное раннее. Кроме того, не все родители способны понять эту методику и не у всех хватает терпения на каждодневные занятия с малышом.


Методика интеллектуального развития детей под названием "МИР" разработана и внедрена в педагогическую практику известным педагогом П.В. Тюленевым.
Методика "МИР" помогает всесторонне развивать малышей, начиная с рождения и до окончания школы.
Основными учителями для детей по методике Тюленева являются родители, в том числе и те, которые очень заняты на работе. Методика не предусматривает больших временных затрат.
Автор глубоко убежден, что если родители будут использовать методику "МИР", то без особых затрат времени и финансов во время прогулок, приемов пищи или домашних игр превратят своего ребенка в гения.
По методике П. Тюленева малыши очень рано смогут научиться читать, ознакомятся с различными компьютерными программами, освоят шахматы, основы естественных наук, игру на музыкальных инструментах.

Идеи методики П. Тюленева:

"МИР" - это целая система, которая позволяет в очень раннем возрасте обучить малышей многим навыкам в достаточно короткие сроки.

Родители должны своевременно заняться формированием способностей ребенка;
- У малышей уже в период перинатального развития заложен огромный потенциал. Родителям необходимо максимально раскрыть интеллектуальный потенциал своего малыша в наиболее раннем возрасте;
- Родители должны заниматься формированием и раскрытием физического потенциала своих малышей;
- Задача родителей - сделать малыша одаренным;
- Научить малыша читать как можно раньше сделает огромный прорыв в развитии. Научившись читать, малыш уже сможет самостоятельно искать источники информации. Ведь ни одни родители не в состоянии рассказать ребенку все то, что он сможет прочитать самостоятельно.

Периоды развития детей:

П. Тюленев выделяет такие периоды развития детей:

Раннее развитие - от рождения до полутора лет;
- Среднее развитие - от полутора до двух лет;
- Позднее развитие - от двух до трех лет.

Всех малышей, которые в возрасте старше трех лет не являются готовыми к школе П. Тюленев считал запущенными. Поэтому согласно методике "МИР" родители должны уделить максимальное внимание развитию малышей в первые три этапа, когда происходит интенсивное развитие головного мозга.
Наряду с периодами развития П. Тюленев выделяет десять класс-миров. Первый класс-мир малыш начинает "посещать" сразу после рождения. Последний класс-мир приходится на возраст ребенка от 12 до 14 лет. По мнению автора методики десятый класс-мир полностью соответствует получению высшего образования.
Чтобы научиться читать ребенку отводится первые пять класс-миров - от 0 до 2 лет. П. Тюленев обращает внимание родителей на то, что максимальную насыщенность обучающая программа имеет именно в это период, поскольку до двух лет развитие ребенка осуществляется наиболее интенсивно.

Важно! Родители ни в коем случае не должны упустить это благоприятное время!

Основные работы автора:

"Читать раньше, чем ходить";
"Знать ноты раньше, чем ходить";
"Считать раньше, чем ходить";
"Предпринимать раньше, чем ходить";
Методики перинатального развития (с четвертого месяца беременности);
Методы интеллектуального и физического развития детей в разном возрасте.

Принципы методики П. Тюленева:

Успешное обучение малышей возможно только в результате тесного и эффективного общения родителей и детей, начиная еще в период внутриутробного развития. П. Тюленев выделяет три способа получения максимального результата от такого общения:

1. Родители должны воспринимать своего малыша кумиром. А вы являетесь близким помощником своего кумира (то есть малыша);
2. Время бодрствования малыша и максимально эффективное его использование - это залог его будущих успехов и период активного формирования талантов и способностей. Родители должны с момента рождения, когда активность продолжается несколько минут, заполнять ее познавательными делами. Малыш только проснулся - а перед его глазками уже новый объект (этот предмет или объект можно увидеть, потрогать, понюхать, он определенные свойства и свое название). Период активности ребенка, как и всех гениев, стоит дорого. Если его грамотно использовать, то это обернется талантами, способностями, успехами и огромными достижениями ребенка в будущем;
3. Родители - важные и главные учителя в жизни каждого малыша. Для него вы - Бог, царь, объект для подражания. Родители должны высоко ценить и свое время. Нельзя тратить его попусту. Цените каждую минуту, проведенную с малышом. Пускай каждый контакт с вами станет для крохи новым уроком. Развивайте кругозор ребенка, выучите по 2 неизвестных для него слова, покажите новую эмоцию или сделайте вместе что-то новое;
4. С самого рождения необходимо создавать обучающую среду для ребенка. Очень важным периодом автор считает первые недели его жизни. Их нельзя упустить. Создание условий и атмосферы - это главное. Даже если у вас минимум свободного времени на занятия с малышом, то развивающая среда, которую вы ему создали, будет развивать ребенка вместо вас постоянно. Для этого автор разработал идею развивающей кроватки (ее в методике называют микрошколой). Для этого на ее стенки необходимо крепить изображения букв, различных объектов в зависимости от возраста малыша;
5. Процесс обучения по методике П. Тюленева требует строгого соблюдения режима занятий. Автор акцентирует внимание родителей не только на привязанности занятий к определенным дням, но и даже временным промежуткам. Но в то же время не стоит пугаться, что занятия по методике будет требовать очень много времени. Она рассчитана на любых родителей, в том числе и очень занятых на работе. Просто следуйте рекомендациям автора, уделяйте для занятий несколько минут перед тем, как уйти на работу, а затем в вечернее время и перед сном. И даже при таком графике вы обязательно добьетесь огромных результатов;
6. Во время обучения по методике ребенка не должны отвлекать игрушки и посторонние предметы. Все внимание должно быть сосредоточено на изучаемых предметах и материалах;
7. Любой изучаемый объект должен озвучиваться. Недопустимы неозвученные демонстрации карточек. Только живое и развивающее общение.

Инструменты для реализации методики П. Тюленева:

Чтобы полноценно использовать и внедрять методику автор разработал множество наглядных средств для ее успешной реализации. Важный момент, на котором автор постоянно делает акцент - все материалы должны постоянно находиться рядом с ребенком. Не стоит их прятать далеко. Малыш должен их трогать, рассматривать, а в дальнейшем использовать по назначению.
П. Тюленев разработал специальные развивающие карточки для новорожденных. Это так называемые опорные образы. Содержание карточек (тематика) будет меняться с увеличением возраста малыша.
Для детей до трехмесячного возраста предусмотрена демонстрация комплектов карточек с изображением преимущественно букв.
Когда ребенку исполнится 3 месяца, добавляются карточки (опорные образы) на которых изображены рыбы, птицы, предметы быта.
С пятимесячного возраста автор рекомендует использовать для занятий с малышом специально разработанную универсальную магнитную азбуку "МИР". Она позволит детям потрогать каждую букву, поиграть с ней, а также в дальнейшей учить с их помощью читать, писать и даже считать.
Все комплекты пособий для занятий с малышами, которые вы приобретаете, сопровождаются методическими рекомендациями, изучить которые нужно обязательно перед началом занятий. Только в случае выполнения всех требований автора методика даст быстрый и ожидаемый эффект.
У родителей есть возможность изготовить наглядные материалы самостоятельно. Но автор настаивает на том, что их нужно приобрести, поскольку существует множество тайных секретов при их создании, которые являются собственностью автора методики. К тому же в случае использования неправильно или неточно изготовленных пособий значительно снижается эффективность методики П. Тюленева (автор сравнивает это с самопроизвольным добавлением в математическую формулу нового элемента).

Результаты использования методики:

При правильном и полноценном использовании методики автор утверждает, что малыши смогут добиться таких результатов:

Ускорение темпов обучения и развития в 20 раз при выполнении всех рекомендаций автора;
К пяти годам малыши успешно осваивают всю программу начальных классов;
Освоение программы средней школы к 10-ти годам;
Программу ВУЗа осваивают к 18 годам.

Проверяем малыша:

В процессе раннего обучения чтению родителям трудно проверить, насколько малыш усваивает развивающую программу. Все дело в том, что формирование навыков чтения у малышей значительно опережает развитие устной речи. Поэтому такие дети читают "про себя" (были даже случаи, что малыш читал в 5 месяцев). Чтобы определить, на каком уровне находится ваш малыш, необходимо попросить его найти какое-либо слово в пособии (книжке-мир). Малыш, который еще не может сказать и озвучить, но освоил навыки чтения, уверенно покажет требуемое слово. Если ребенок не может показать слово, тогда необходимо проверить, насколько хорошо он усвоил буквы. Сделать это можно таким же способом.

Суть методики и ее реализация:

Класс-мир 1: от рождения до 2 месяцев

Сразу после рождения ваш малыш идет в первый класс-мир. он может еще только рассматривать все вокруг. Автор называет таких малышей "смотрунками". Глазные яблоки у новорожденных имеют точечно-прерывистый характер. Это позволяет им отлично распознавать и изучать лишь единичные и четкие предметы. Поэтому автор акцентирует внимание родителей на том, что если малышу в таком возрасте показывать один крупный предмет, то он его быстро запомнит и распознает в будущем. Если же в поле зрения крохи попадет множество мелких деталей, то их запоминание будет значительно хуже. Одновременно угасает интерес и малыш попросту засыпает от усталости.
Главная задача родителей в это время - создать максимально простую развивающую обстановку вокруг малыша. Его должны окружать предметы только четких правильных форм и в минимальном количестве. Лучший вариант - фигуры (треугольник, квадрат, линии).
Автор убежден, чтобы значительно ускорить развитие новорожденного малыша необходимо максимально уменьшить количество информации, которое поступает к нему из окружающей среды. А дальше постепенно увеличивать ее количество.
Если ваша задача максимально быстро научить малыша читать, то первые объекты, которые он должен видеть будут именно буквы. Они пишутся черным цветом на белом фоне. Родители либо самостоятельно демонстрируют карточки с буквами, либо закрепляют их на специальном стенде около кроватки. П. Тюленев рекомендует использовать оба способа демонстрации карточек, поскольку так будут наиболее быстро развивать глазные яблоки и мышцы малыша. Карточки необходимо показывать ребенку на расстоянии 50-80 см от уровня его глаз.
Сначала необходимо показывать ребенку 1-2 буквы. Затем с каждым днем увеличивайте количество на одну букву. В конце первого месяца занятий малыш будет знаком со всеми буквами. Малыши, видя знакомую букву, значительно оживают и начинают улыбаться. Это говорит о том, что ваш малыш запомнил букву.
Важный момент в обучении: когда вы продемонстрировали малышу все буквы, необходимо начать их проговаривать. Начните с небольшого количества звуков. Через определенное время вы заметите, что, услышав название звука, ребенок начинает глазками искать его на стенде.
Второй месяц жизни - это время, когда пора усложнять изображения на карточках. Показывайте ребенку изображения животных, растений, фигур.
Важное правило методики: проснувшись, малыш должен видеть именно буквы. Все остальные изображения должны иметь второстепенное значение.

Класс-мир 2

Это период от трех до пяти месяцев. В это время автор называет малышей "трогунками". Они уже осваивают движения руками и могут трогать предметы. Этот период имеет главное правило: трогать буквы раньше, чем прочие вещи. Для этого между прутьями кроватки необходимо натянуть веревку и развесить на ней буквы, чтобы ребенок мог самостоятельно до них дотрагиваться.
Такие занятия рекомендуется проводить в первой половине дня. В продаже имеются специальные буквы Тюленева, предназначенные для развешивания. Но также можно использовать и буквы из магнитной азбуки.

Класс-мир 3 (3-6 месяцев)

Малышей в этом классе автор называет "пластунки". Они уже умеют переворачиваться и начинают ползать на животе. В этот период ребенок должен ползать именно за буквами. Доползая до буквы, ребенок должен взять ее в руки и отдать родителям. А вы должны пропеть и проговорить звук четко и громко. В этих целях можно использовать те же буквы, что и в предыдущем классе. Не подойдут кубики с изображением букв, поскольку не дадут возможности сконцентрироваться на конкретной букве. Этот период развития ребенка дарит ему радость от движения к цели и знаниям (пока за буквами, а в дальнейшем за новой информацией).
Играйте с ребенком в "игрушкобол". Эта игра стимулирует в ребенке активность и действие. Суть заключается в сбрасывании с края поверхности различных небьющихся предметов и игрушек. Малыш должен с удовольствием наблюдать за этим процессом.
также предложите ребенку различные музыкальные инструменты. Пускай он пробует самостоятельно извлекать из них звуки разного характера. Такое занятие прекрасно формирует музыкальный слух и восприятие.

Класс-мир 4 (от шести месяцев до начала хождения)

Теперь ваш малыш стал "сидунком". Он умеет сидеть и ему доступно больше информации. И здесь снова играть он должен с буквами: перебирать, складывать, находить, узнавать и прочее.

Класс-мир 5: от начала хождения до двух лет

Теперь ваш ребенок называется "ходунком". Он знает все буквы и может прочитать простые слова, а также собирать слоги.
Сейчас необходимо приобрести очень важную по мнению автора игрушку - пишущую машинку (или любое печатающее устройство). Автор убежден, что в этом возрасте малыша очень просто научить писать. Но не ручкой на бумаге (это практически невозможно), а на пишущей машинке. Важно отметить, что те навыки, которые получает малыш в пятом класс-мире, соответствуют навыкам учеников начальных классов.
С возраста 1,5 лет начинайте играть с малышом в шахматы. Сначала на доске располагайте по одной фигурке и догоняйте друг друга.
Автор рекомендует в возрасте около двух лет играть с малышом в руководителя. Для этого на кухне или в магазине (или в другом подходящем месте) просите ребенка указывать пальцем куда вам идти и что делать. Поначалу все свои действия взрослые должны комментировать. Но позднее игра становится более автоматической. П. Тюленев убежден, что все дети от природы - начальники. И эту черту важно поддерживать, поскольку она поможет добиваться поставленных целей в будущем.

Класс-мир 6-10

Эти классы приходятся на возраст от 2 до 18 лет. Ваш малыш уже умеет читать и печатает несложные сочетания слов на слух. Со временем такие диктанты будут усложняться и начнут превращаться в сочинения. Обязательно прививайте любовь к книгам, которыми максимально окружите ребенка.
С трехлетнего возраста предложите ребенку вести в компьютере свой личный дневник. Пускай он самостоятельно записывает туда все, что считает нужным. Это занятие прекрасно развивает творческие способности, навыки письма, речь и фантазию.
В этот период важно предоставить ребенку возможность записывать свой голос или производить видеосъемку своих выступлений. Пускай ваш малыш делает это как можно чаще. Такие занятия развивают творчество, фантазию и уверенность в себе. К тому же такие записи - прекрасная память.
В 5-6 лет предоставьте малышу учебники начальной школы. В этом возрасте дети великолепно и быстро усваивают школьную программу.

Кормим по Тюленеву...:

Комлечтение - это одна из важных разработок автора. Суть заключается в том, что начиная с введения прикорма (шесть месяцев) во время кормления ребенка демонстрировать ему картинки с различными изображениями. Теперь это будут не только буквы, но и другие объекты. Отлично подойдут карточки с крупными изображениями и подписями к ним. Выбирайте картинки с продуктами. Важно во время демонстрации картинки очень четко произносить название предмета. Сопровождайте озвучивание эмоциями, характеризующими вкусовые и прочие качества изображенного объекта.
Не стоит использовать много картинок. Скрепите между собой 3-4 картинки, сделайте мини-книжечку. 2-3 такие книжечки вполне хватит на один год занятий кормлечтением.
Темп чередования картинок вам подскажет малыш. Если он, смотря на картинку, радуется, то смело можете переходить к следующей. Если же малыш проявляет недовольство - не меняйте картинку. Он ее еще не запомнил.
В промежутках между приемами пищи закрепите эти картинки в поле зрения ребенка (в кроватке), чтобы он всегда мог на них смотреть или трогать их.

Пишем-пишем...:

Снова автор обращает внимание родителей на то, что важно учить не только буквы, но и составлять из них слова. Придумывайте различные игры, в которых будет использовано умение составлять слова. Например, пишите письмо от папы, дедушки. И читайте его малышу.
Письмо прекрасно поддерживает интерес малышей к занятиям. Своеобразный прием родителей - это написание писем-пожеланий (например, письма с просьбами, письма Деду Морозу, волшебнику и т.д.).
С четырехлетнего возраста заказывайте ребенку написание сказок. Пускай он их придумывает и печатает на компьютере.

Игры с буквами:

Очень важно уделять вниманию играм с буквами. Автор рекомендует почаще возвращаться к игре такого плана: расположите около малыша буквы из азбуки или карточки и попросите его принести вам определенную букву. Так малыш не только будет лучше запоминать буквы, но и станет больше двигаться.

Прогулки-путешествия...:

Если вы используете для развития своего малыша методику П. Тюленева, то не должны гулять с ребенком просто так. Помните, во время каждой прогулки вы отправляетесь в "путешествие"!

Разновидности "путешествий" по Тюленеву:

Юный географ. Вместе с ребенком прокладывайте маршрут, нарисуйте карту, обращайте внимание на достопримечательности, важные географические объекты;
- Юный Дарвин. Замечайте, рассматривайте и записывайте всех животных, которых встретите на придуманном маршруте;
- Юный мичуринец. Во время этого "путешествия" изучайте и записывайте всех представителей растительного мира, которые встретятся на вашем пути;
- Я - Петр I. Во время такого "путешествия" обращайте внимание на технику, сооружения, предприятия, расположенные по ходу вашего маршрута.

Такие прогулки прекрасно будут увеличивать словарный запас вашего ребенка и сформируют в нем лидерские качества.

Что автор запрещает?:

Чтобы методика была по-настоящему эффективной П. Тюленев ввел следующие запреты в процессе выполнения его рекомендаций:

Отучите ребенка все тянуть в рот в целях безопасности;
- Не разрешайте дотрагиваться до горячих и опасных предметов в доме;
- Не стимулируйте раннее хождение: малыш должен достаточное время ползать;
- Домашние животные в доме не ускоряют развитие детей. Родители должны сделать выбор;
- Все, что может мешать малышу усваивать материал, должно исключиться;
- Запрещен просмотр телевизора, в частности, программ, сильно возбуждающих малыша;
- Запрещается включать музыку в первой половине дня;
- Запрещено использовать одновременно другие методики раннего развития.

Положительные стороны методики П. Тюленева:

O Методика позволяет развить в раннем возрасте в ребенке навыки чтения и письма;
o В процессе использования методики происходит тесный контакт родителей и малышей, что очень важно в раннем возрасте;
o Расширяется кругозор малыша во время занятий по карточкам и прогулок-путешествий;
o Все время бодрствования ребенка максимально задействовано занятиями, которые проходят в игровой и ненавязчивой форме;
o Все формы обучения (пишущие машинки, карточки, азбука, прогулки) учитывают интересы малышей на каждом этапе развития;
o Методика не содержит строгих игр и занятий. В большей степени ребенок развивается, играя со специальными наглядными материалами;
o Отсутствие насилия и принуждения в методике;
o Использование методики возможно любым родителям и не требует от них никаких специальных знаний и навыков;
o Методика адаптирована под ранний возраст. Это неоспоримое преимущество, поскольку именно в этом периоде происходит наиболее интенсивное развитие навыков и способностей детей;
o Методика не требует огромных затрат времени. Основное развитие ребенок получает, погружаясь в развивающую среду, которую создают родители. К тому же занятия проходят во время кормления, прогулок и домашних дел.

Недостатки методики П. Тюленева:

Не всегда оправданные ограничения, которые являются в большинстве случаев очень категоричными;
- Чрезмерная нацеленность на результат, что не позволяет всегда учитывать возрастные и личностные особенности малышей;
- Сильная привязанность к строгому соблюдению рекомендаций. По утверждению автора, в случае отклонения от его правил, результата от использования методики можно не дождаться;
- Автор ограничивает области познания малышей. К примеру, он сильно ограничивает возможность пробовать предметы на вкус, заводить домашних животных, под присмотром родителей испытывать "опасные" предметы;
- Интеллектуальное развитие заглушает остальные его виды, в том числе и физическое. Автор убежден, что ранняя ходьба - это очень опасно и вредно для здоровья и развития ребенка;
- Методика занимает все свободное время мамы и малыша. У них не остается времени на свободные действия и на простое общение, не по регламенту и нормам;
- Полное погружение в методику грозит тем, что малыш хоть и научится рано читать и писать, но не приобретет не менее ценные навыки общения с окружающими и не сможет познать мир во всем его многообразии.

Умейте правильно выбирать методику развития малышей. Пускай обучение будет ненавязчивым и живым!