Компьютерные игры: взгляд психоаналитика. Почему люди играют Зачем люди играют в компьютерные игры

Почему люди играют? Человек с самого детства предрасположен играть в игры. Изначально, это веселый и простой способ познания мира, затем отличный вариант времяпровождения или способ выплеснуть эмоции. Ни для кого не секрет, что среди заядлых игроков в компьютерные игры есть зрелые и состоятельные личности. Некто выбирает азартные игры, другие более безопасные варианты.

Так почему же игры так привлекают?

Все мы отлично знаем о людях, которые тратят свои деньги на лотерейные билеты, игровые автоматы, ставки. Хоть шанс победы и мизерный, они продолжают снова и снова играть в свою игру. Если спросить, зачем люди играют в азартные игры, то можно ответить, что ради возможного заработка и шанса разбогатеть. Однако на самом деле, в большинстве случаев, причины далеки от стремления к приличному состоянию.

Как правило, игроки делятся на дисциплинированных и недисциплинированных. Первый тип людей отлично понимает, что шансы на победу минимальны и могут остановиться до того как игра ударит по их состоянию или загонит в долги. Люди второго типа занимаются самообманом, внушая себе при каждой ставке, каждом броске костей или шарика рулетки, что именно этот раз будет победным. Они уверяют сами себя, что вот-вот игра расплатится с ними за все деньги потерянные до этого момента. Но заветная победа не приходит к ним, и игроки идут на следующую попытку. Любой, кто лично знает заядлого игрока, подтвердит, что, даже выиграв приличный куш, тот продолжит играть дальше. Это говорит о том, что человеком движет не жажда победы, хоть он и уверяет себя в этом, а нечто иное.

Играющие люди регулярно подвергаются наблюдению и изучению разнообразными учеными. Пытаясь найти первопричину, было открыто несколько подсознательных мотивов, вызывающих в человеке желание играть. Психолог Майкл Эллери считает, что причиной зависимости от азартных игр, все-таки, служит алчность. Желание резко получить кругленькую сумму задурманивает рассудок, игрок накручивает себя, уверяя в победе, и идет на риск. Но большинство людей отлично знают цену деньгам, говорит Эллери, и покуда они не выиграют пару тройку раз, привязанность не сработает.

Не одержавший еще ни одной победы в азартной игре, не имеет чувственного опыта в этом вопросе и ему легче отказаться от следующей ставки. Однако, после второй, третей, пятой победы мозг привязывается. Как и после приема кокаина или героина, во время победы и получения награды организм вырабатывает гормон «допамин». Тот, в свою очередь, активирует участки головного мозга, отвечающие за удовольствие. Человеческий организм быстро подсаживается на «гормон счастья» и начинает требовать его снова и снова. Однако, чувство победы, хоть и без награды со временем может вызвать привязанность даже к безобидным играм. Игорные заведения отлично понимают, как работает . По этой причине они всегда позволяют новичкам совершить ряд красивых, но недорогих побед. После этого игрок оказывается на крючке.

Игра симулирует экстремальную ситуацию

Е. Гофман, а позднее и Т. Лозковски провели ряд исследований и наблюдений, которые привели к открытию новых причин, по которым люди играют. Смысл любой игры в том, что кто-то побеждает, а кто-то проигрывает. Это создает своего рода напряжение и ситуацию, связанную с рисками. Именно данная сторона игры, по мнению ученых, привлекает людей ведущих тихую, скучную жизнь без встрясок и эксцессов. А так же, по той же причине, играют и люди постоянно подверженные риску.

В ситуации с первым типом игроков все достаточно ясно. Они компенсируют недостаток эмоций в своей жизни через различные игры. Но почему же играют те, у кого и без этого слишком много рисков? Люди, ведущие напряженную и нервную жизнь, не могут без этого, находят продолжение своей жизни в играх. Но, в то же время, они ощущают разрядку, когда весь риск заключен в одном моменте: одной партии, одном броске камней, одном матче. По окончании игры все заканчивается и, вне зависимости от победы или поражения, им становится легче, нервы расслабляются.

Психологические потребности – не единственная причина любви к играм

Социолог М. Уокер высказал мнение о том, что не только подсознательные желания могут служить причиной, по которой люди играют. Он выделил ряд обстоятельств, влияющий на предрасположенность к игре. Культура тех мест, где вырос или живет человек, может диктовать одобрительное отношение к играм. Не которые люди начинают играть ради того, чтобы завести определенные выгодные знакомства. Повлиять на выбор человека может и окружение, склоняющее его играм, или род деятельности, требующий выплескивать негативные эмоции. Игра – отличный способ выжать из себя все тревоги. Некоторые люди имеют сложности с физическим возбуждением, или оживлением эмоций. Так, напряженная игра стимулирует их недостатки путем всплеска гормонов.

Привлекательность компьютерных и настольных игр

Причины хорошего отношения к разнообразным играм лежат в сфере положительных эмоций. Каждый человек с самого детства любит активно фантазировать и представлять различные ситуации. дают возможность переработать фантазии в некое подобие опыта. Так же, современная игровая индустрия изобилует проектами с прекрасными сюжетами. Все люди любят узнавать что-то новое, всем нравится чувствовать эмоции, от которых захватывает дух. Сценарий, видеоряд и музыкальное оформление видеоигр предоставляют такую возможность. Так же, каждый человек любит преодолевать трудности и побеждать. Любая игра, будь то компьютерный шутер или затяжная партия в шахматы, удовлетворяет эту эмоцию. Так же люди любят стабильность, а все игры построены на постоянных нерушимых правилах. Именно движение в прогнозируемой среде приносит человеку ощущение комфорта. Еще одной причиной может служить желание оказаться в компании. В подобном случае преследуется тяга к общению, а не к игре. В редких случаях игры используют для саморазвития, тренировке определенных навыков. Чаще всего это делают спортсмены.

Таким образом, можно отметить, что любовь людей к азартным играм скрывается в психологической привязанности, потребности эмоциональных потрясений либо их социальной нише. Что касается компьютерных и настольных игр, то здесь утоляются потребности в положительных эмоциях. Однако, даже такие игры вызывают легкое подобие зависимости.

О пользе или вреде компьютерных игр написано очень много. Кто-то защищает такое времяпрепровождение, а кто-то считает чуть ли источником всего зла на земле. Почему же люди играют в компьютерные игры? Что их привлекает?

Ответ на этот вопрос можно найти в человеческой психологии. Принято считать, что игрушки в режиме онлайн – это удел подростков.

Но, это далеко не так. Уйти от реальности в виртуальный мир может каждый человек, независимо от своего социального статуса, семейного положения и сферы деятельности.

Почему компьютерные игры привлекают?

В виртуальной жизни легко почувствовать себя другим. Ощутить эмоции, которых никогда не будет в «реале», или же, наоборот, уйти от их избытка. Есть несколько типов игр, которые привлекают людей с определенными чертами характера.

1. Я – герой или играем в Лару Крофт

Сюжеты таких игр позволяют представить себя бесстрашным и мужественным, тем, кто спасет мир. Или же умной и привлекательной дамой, которая рискует жизнью ради открытия артефактов и невероятных находок. Футболки, майки, трусы, сланцы, кружки, сумки, украшают символикой этой игры, подчеркивая таким способом свое увлечение.

Такие сюжеты для человека – как наркотик. Он уже не может не рисковать и распутывать загадки. И чем больше он «уходит» в игру, тем меньше у него возможностей ощутить такие эмоции в реальной жизни.

2. Победить всех монстров!

У многих игрушек контекст очень агрессивный.

Нужно уничтожить побольше врагов или убить чудовище. Тут игроку позволяется ощутить азарт, силу и свою непобедимость (ведь он же собрал максимум «жизней»!). Как результат – он чувствует удовольствие от сокрушения существ в виртуале. Такие игры вызывают агрессию и в реальной жизни, даже если такое поведение не свойственно человеку.

Данный тип компьютерных забав привлекает тех, кто в обычной жизни робкий и мирный. Ведь в виртуале можно проявить всю скрытую агрессию. Такие игры позволяют выразить все то, что человек скрывает в реальности, ведь если чувство подавлять, оно становится лишь сильнее. Виртуальная ситуация если и опасна, то все равно не по-настоящему. Тут нет страха и чувства вины, которые являются несовместимыми со злостью. Для некоторых людей агрессивные сюжеты игр – это попытка научиться управлять своей агрессией. И нужно сказать, что иногда это удается.

Если вы и решили сыграть в компьютерную игру, не забывайте хоть иногда смотреть на часы, ведь обычная жизнь не ждет и очень-очень быстро проходит.

Наверняка вы не поверите мне на слово. Ведь мы привыкли, что игры ассоциируются с бесполезным занятием, которое приносит удовольствие только детям и странным взрослым, которые играют вместо того, чтобы содержать семью, общаться с друзьями и ездить на рыбалку по выходным. Я правильно выразил ваши мысли?

Для начала я приведу вам исследование , проведенное Университетом Северной Каролины, которое доказало, что взрослые люди, играющие в компьютерные игры, более счастливы и меньше подвержены депрессии, чем те, кто не признает игры.

Стоит ли верить этому исследованию? Думаю, да. Хотя бы потому, что исследования, которое бы доказывало негативное влияние игр на эмоциональный фон человека, нет. Конечно, все мы слышали о геймерах, которые теряли сознание от того, что сутки проводили в играх. Но это, скорее, исключения из правил, чем норма.

Вдобавок к этому исследованию я хотел бы привести 10 причин, почему взрослым стоит играть в компьютерные игры.

Вы установите связь со своим внутренним ребенком

Лишь некоторые из нас после работы занимаются чем-то интересным для себя. И постоянные мысли о работе (особенно нелюбимой) приводят к депрессии и скуке.

Вы можете выбрать себе любое хобби, которое вам по душе. И если это игры, то почему бы и нет? Вспомните, как много вы играли в детстве. Создав такую связь с собой в детстве, вы поймете, что можно получать удовольствие от многих вещей, не только от игр.

Игры помогают побороть стресс

Чем старше мы становимся, тем больше проблем и обязательств сваливаются на нашу голову. Кредиты, долги, проблемы на работе - все это создает стрессовые ситуации. В первую очередь вам нужно понять причину стресса и избавиться от нее. А компьютерные игры могут помочь вам расслабиться и на некоторое время отвлечься от ежедневного стресса.

Они развивают воображение

Любой, кто когда-либо играл в компьютерные игры, может сказать, что они заставляют работать воображение, ассоциировать себя с главным героем и внимательно следить за сюжетом. Поможет ли это вам в реальной жизни? Пожалуй, да. Ведь всем нам нравятся люди с богатым воображением.

Игры - отличная тема для разговора

Вы удивитесь, но множество людей играют в компьютерные игры. И в следующий раз, когда вы будете на вечеринке, попробуйте ненароком спросить у своего собеседника об этом. И если он любит играть, у вас найдется хорошая тема для разговора.

Вы научитесь находить баланс между работой и развлечениями

Если вы не можете отвлечься и играете сутками напролет, то дело не в том, что игры плохие. Дело в вас. А игры - всего лишь один из способов отвлечься от проблем в жизни. Не было бы их, вы бы нашли что-то другое. Постарайтесь отыскать золотую середину между развлечениями и обязанностями.

Игры развивают зрительно-двигательную моторику

Исследования доказывают, что люди, играющие в компьютерные игры, имеют лучшую моторику и координацию. Таким образом, вы развиваете свои физические навыки. Многие виды деятельности требуют хорошей координации и моторики. К примеру, вождение.

Времяпрепровождение с друзьями

Если вы устали ходить в одни и те же места со своими друзьями, попробуйте разнообразить ваш досуг компьютерными играми. Это может укрепить ваши отношения и поможет не отдалиться от друзей.

В играх всегда есть цель

В играх всегда есть цель, будь то выход на новый уровень или иное достижение. Это делает ваше времяпрепровождение более интересным и захватывающим.

Упражнения можно превратить в игру

Тренировки в и на - это замечательно. Но иногда они становятся слишком монотонными и надоедают. В таких ситуациях гаджеты вроде Kinect или Wii могут стать отличной отдушиной.

Ужасные минуты ожидания в прошлом

Очереди в банках, больницах и других заведениях иногда сводят с ума. Именно в таких ситуациях увлекательная игра на вашем смартфоне, планшете или консоли может помочь не только интересно провести время, но и сэкономить нервные клетки.

Какое место в вашей жизни занимают игры? Считаете ли вы их детской забавой, или все же это хороший способ провести время?

Строятся все новые парки развлечений, выпускаются все новые компьютерные игры, на телевидении множатся викторины и прочие соревнования, кто-то увлекается историческими реконструкциями, а кто-то с упоением катается на самокатах и роликовых коньках... Похоже, за последние два десятилетия игры решительно захватили мир взрослых. Что это – регрессия к инфантильному поведению, желание порадовать своего «внутреннего ребенка» или стремление уйти от чересчур жесткого социального регламента? «Настроение игры – это настроение отрешенности и восторга, священное или праздничное, – писал философ Йохан Хейзинга в книге «Человек играющий»*. – Оно дает нам ощущение радостного подъема и позволяет снять напряжение. Игра – это мощный источник энергии, она по самой своей сути исполнена позитивных эмоций».

Продуктивное занятие

Те из нас, кто вносит элементы игры в рутинную работу, более успешны, чем те, кто замыкается только на выполнении своих прямых обязанностей. Это, в частности, доказали голландские ученые, уговорив руководство одной страховой компании позволить части служащих иногда играть в компьютерные игры на работе. Выяснилось, что сотрудники, поиграв, начинали трудиться с большей эффективностью и получали от работы удовлетворение большее, чем их коллеги, не участвовавшие в эксперименте**. Хотя компанию, которая согласилась бы на проведение «игрового» эксперимента, психологам пришлось искать довольно долго. И немудрено – в том, что сочетание игры и работы способно повысить продуктивность, убежден далеко не каждый. Еще в XIX веке всякое времяпрепровождение, которое не ведет к прибыли, объявлялось праздностью. Даже Чехов в «Вишневом саде» противопоставлял «бездельницу» и уходящую натуру Раневскую и труженика, человека новой России Лопахина. Общество согласно было терпеть лишь азартные игры – и то потому, что в них есть шанс получить прибыль: по воле случая игрок может обогатиться.

Важная потребность

«Люди, глубоко усвоившие социальную модель индустриальной эры, считают своим долгом иметь печальный вид, чтобы их воспринимали всерьез, – говорит социальный психолог Юбер Жауи (Hubert Jaoui). – Для них быть взрослыми значит не улыбаться, не играть, не плакать, не испытывать эмоций. В конечном итоге эти «реалисты-рационалисты» оказываются подавленными людьми, склонными к пассивности и фатализму. Напротив, люди творческие знают, что реальность гибка и подвижна. Так что они с удовольствием с ней играют, непрестанно ее пересоздавая. Если относиться к жизни слишком серьезно, то мы сами себя лишаем шанса ее изменить».

Значит ли это, что играть – это наше естественное занятие, а вовсе не проявление регрессии или инфантилизма? «Это наша потребность, которая фундаментально важна для поддержания нашего психического здоровья и способности к творчеству, – подтверждает Юбер Жауи. – Без игры наши рассуждения становятся шаблонными, эмоции иссякают...»

Мы знаем, что игра чрезвычайно важна для ребенка, и не только потому, что позволяет развить воображение, логику, физическую ловкость. «В игре ребенок символически переходит в мир правил человеческих взаимоотношений», – писал психолог и педагог Даниил Эльконин***. А что же у взрослых? «Игра – это реализация наших творческих возможностей, которые в жизни зачастую остаются не востребованы, – объясняет транзактный аналитик Вадим Петровский . – Мы достигаем тех целей, которых не было в планах, но они были в нашем потенциале. Игра дает возможность неограниченной фантазии и творчества. Все может стать всем, и мы можем стать всем, причем здесь и сейчас. И это колоссальное удовольствие». Вот в чем разница между детьми и взрослыми: дети играют, чтобы познать свои возможности и построить свою личность, а мы, взрослые, – чтобы о себе забыть и себя превзойти.

4 психологические функции игры

Все игры, несмотря на их великое множество и разнообразие, философ Роже Кайуа (Roger Caillois) разделил на четыре категории в зависимости от того, преобладает ли в игре состязательность, случайность, симуляция или... головокружение.

«AGON . Целая группа игр представляет собой состязание, борьбу, где искусственно создается равенство шансов и противники сталкиваются друг с другом в равных условиях, которые обеспечивают точную и неоспоримую оценку одержанной победы. К ним относятся как командные, так и индивидуальные соревнования: теннис, бокс, футбол, легкая атлетика. К тому же классу относятся игры, в которых противники располагают в начале точно одинаковыми по числу и ценности исходными ресурсами. Отличными примерами могут служить шашки, шахматы, бильярд.

ALEA . По-латыни так называется игра в кости. Это слово обозначает любые игры, которые основаны на решении, не зависящем от игрока и никак не подконтрольном ему, то есть в которых требуется переиграть не столько противника, сколько судьбу. В них не только не стремятся устранить несправедливость случая, но именно его произвол и образует единственную движущую силу игры. Наиболее чистые примеры этой категории игр – кости, рулетка, орлянка, баккара, лотерея.

MIMICRY . Тип назван так по аналогии с мимикрией насекомых. В этом случае игра заключается в том, чтобы стать вымышленным персонажем и вести себя соответствующе. На карнавале человек в маске не пытается кого-либо убедить, что он настоящий маркиз, тореадор, краснокожий… а старается напугать других и воспользоваться окружающей вольностью, которая сама вытекает из того, что маска скрывает социальную роль и высвобождает подлинную личность. Так и актер не пытается убедить зрителей, что он «вправду» король Лир...

ILINX . «Водоворот» по-гречески. Включает в себя такие игры, которые основаны на стремлении к головокружению и заключаются в том, что игрок на миг нарушает стабильность своего восприятия и приводит свое сознание в состояние какой-то сладостной паники. Такие ощущения вызывают разные аттракционы, прежде всего американские горки, качели и карусели. Взрослые имеют в своем распоряжении различные танцы – от учтиво-светского, но и коварного вихря вальса до разных видов неистового лихорадочно-конвульсивного дерганья. Примерно такое же удовольствие они получают, упиваясь высокой скоростью, например на лыжах, на мотоцикле или в открытой машине».

Спасение от повседневности

«Заходим в дом. Пол усеян свечными огарками, стены пестрят жуткими надписями. В свете фонарей все выглядит нереальным. Как декорация. Трудно поверить, что в Москве, в большом парке, где днем гуляют дети, а вечером целуются парочки, находится… такое», – рассказывает 40-летняя Анна, участник игры «Дозор», суть которой в гонках по ночному городу, поиске заветных указаний и... получении мощной дозы адреналина.

Игра позволяет взрослым вырваться из повседневности, чтобы на какое-то время полностью погрузиться в иную обстановку. И чем сильнее на нас давят социальные нормы, тем больше нам необходимо такое бегство. «Игра дает нам возможность почувствовать ту свободу, которой мы лишены в реальности, – считает Вадим Петровский. – Отягощенные обязанностями перед другими людьми и самими собой, подконтрольные начальству, коллективу, родственникам, мы часто ощущаем себя марионетками, которых дергают за ниточки. А игра позволяет хотя бы на время перестать зависеть от социума и делать то, что не позволено нам наяву. Более того, в игре мы можем кого-то сразить, над кем-то смеяться, кем-то манипулировать… Если в жизни нам позволено так мало, то в игре позволено все». Вот чем объясняется нынешний успех ролевых игр, костюмированных исторических шоу или пейнтбола, где подростки и взрослые часами стреляют друг в друга шариками с краской.

Свобода «внутреннего ребенка»

Прелесть игры еще и в том, что у играющего нет возраста. «Когда я играю со своими детьми, я каждый раз восхищаюсь возможностью опять ощутить себя такой же живой, открытой, эмоциональной», – признается 38-летняя Анна. Эта спонтанность – проявление нашего «внутреннего ребенка», того состояния нашего «Я», которое чувствительно, уязвимо, эмоционально и самодостаточно одновременно. «Это встреча с собой, с тем «Я», с которого все начинается в младенчестве, – поясняет Вадим Петровский. – Тогда в собственных глазах мы обладали абсолютным могуществом, владели собой и всем миром, который зажигался и гас в зависимости от того, закрывали мы или открывали глаза. Играя, мы словно возвращаемся в те детские ситуации, где были счастливы и безусловно испытывали удовольствие».

Прислушаться к «внутреннему ребенку» бывает очень важно в моменты конфликта или личного кризиса, когда человек несчастен или растерян. В этом случае усвоенная привычка играть позволяет легче восстановить с ним контакт и обрести эмоциональное равновесие. «Благодаря своей интуиции и непосредственности наш «внутренний ребенок» сможет найти верные решения, в то время как взрослый заперт в рамках дозволенного, ограничен своими страхами и предрассудками, – продолжает Вадим Петровский. – Важно и то, что контакт с «внутренним ребенком» восполняет нашу потребность в ощущении целостности самого себя в прошлом, настоящем и будущем, целостности цивилизации, природы и космоса, нашей причастности ко всему и растворении во всем».

Наконец, игра еще и продлевает молодость! Мы стареем в соответствии с тем образом старости, который сами себе создаем. Мы становимся жертвами собственных стереотипов, когда связываем ее лишь с болезнями, слабостью, утратой возможностей. Но это не обязательно так! Выходит, как только человек перестает получать удовольствие от игры, он начинает стареть...

* Й. Хейзинга «Homo Ludens. Статьи по истории культуры» (Прогресс Традиция, 1997).

** Подробнее см. на сайте Университета Утрехта (Нидерланды), uu.nl

*** Д. Эльконин «Психология игры» (Владос, 1999).