Можно ли переучить левшу и  стоит ли? Можно ли переучивать левшу? Нужна ли переучивать ребенка левшу.

В мире насчитывается 10-17 % леворуких людей. Что касается России, то их количество неуклонно растет с каждым годом. Связано это с особенностями отечественной системы образования, ведь до 1985 года левшей заставляли писать исключительно правой рукой. Сегодня же ситуация кардинально изменилась и «уникальных» учеников больше никто не пытается переучить. В нашей статье расскажем о том, каковы психологические особенности леворуких детей, насколько сложно им адаптироваться в мире, «заточенном» под правшей, хорошо ли они учатся в школе и нуждаются ли в помощи. Остановимся детально на каждом из указанных выше вопросов.

Кто такие левши?

Большинство людей на нашей планете является правшами. Однако в результате особенностей развития головного мозга ведущей может стать не правая, а левая рука, что тоже считается вариантом нормы. Связано это с разной активностью полушарий головного мозга.

Человек-левша ведущей имеет левую руку. Это указывает на доминантность правого полушария, которое называется эмоциональным. Оно отвечает за творческое мышление, мгновенное восприятие образа, интуицию, воображение. С детства такие люди растут более эмоциональными и художественно одаренными. Они лучше сверстников рисуют и лепят из пластилина, имеют музыкальные способности. Вместе с этим для них характерна задержка речи и затруднение в произношении различных звуков.

Характеристика левши предполагает выделение таких качеств, как непосредственность, доверчивость, чувственность. У этих детей смена настроений происходит моментально, в результате чего возникают плаксивость, капризы, проявления ярости и гнева, настойчивость.

Доминантность одного из полушарий головного мозга, а значит и формирование ведущей стороны тела у ребенка происходит обычно к пятилетнему возрасту. До этого момента дети могут брать в руки ложку, карандаш или ножницы и правой, и левой рукой. В это время важно не настаивать на выборе той или иной руки. Тогда доминантность установится естественным путем.

Причины леворукости

Что же способствует тому, чтобы ведущей у ребенка стала именно левая рука, а не правая? Можно выделить три основные причины леворукости у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Наследственность является главной причиной леворукости. Можно с уверенностью сказать, что в семьях, где хотя бы один из двух родителей является левшой, леворукие дети рождаются чаще всего. При этом в остальном они развиваются наравне со сверстниками и отличаются от них одной лишь этой особенностью.
  2. Поражение левого полушария. Как было отмечено выше, за леворукость отвечает правое полушарие, и наоборот. Таким образом, в результате сбоев в работе отдельных участков мозга левого полушария ребенок компенсирует одну руку другой. Сначала он начинает использовать левую руку при выполнении бытовых манипуляций, а затем при письме и рисовании. Одновременно с этим у таких детей часто отмечается задержка речи и моторики, что связано с повреждением левого полушария.
  3. Вынужденная леворукость. В этом случае ребенок становится левшой из-за травмы или подражая другим детям.

Кроме того, существует отдельная категория людей, которые могут одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Если у такого человека-левши удается обнаружить «проблему» в раннем возрасте, то его легко можно будет сделать праворуким. В этом случае причиной леворукости является отсутствие межполушарного взаимодействия, что является одной из особенностей развития мозга.

Психологические особенности

Леворукому ребенку адаптироваться в мире, где все предусмотрено для правшей, совсем непросто. Как правило, первые проблемы подстерегают детей и их родителей уже в школе. Многие вещи им даются сложнее, чем их праворуким сверстникам. Это напрямую связано с психологическими особенностями левшей:

  1. Фонематический слух. Способность различать различные звуки у леворуких детей формируется медленнее, чем у их праворуких сверстников. Обычно они начинают говорить позже, но при этом часто сложными и длинными предложениями.
  2. Восприятие пространства. Левши достаточно плохо ориентируются в пространстве, у них плохо развита зрительная память, моторная координация. Часто такие дети долго не могут запомнить, какая рука у них левая, а какая правая.
  3. Ориентирование во времени. Не стоит удивляться, что ребенок-левша никак не может определить время на часах со стрелками. Он может долго воспринимать их в зеркальном отражении.
  4. Контроль над психической деятельностью. Леворуким детям удается без труда изобретать все новые способы овладения миром правшей. Выстраивать словесные ряды и изображения им намного сложнее традиционным для правшей способом. Именно поэтому нужных результатов они достигают обходным путем.

Ребенок-левша легко попадает под влияние своих одномоментных чувств и настроений. У него преобладает такие черты темперамента, как гнев, робость, совестливость, повышенный уровень тревожности. Но то же время они способны зарабатывать больше своих праворуких коллег. Среди них много художников, музыкантов, актеров, спортсменов и деятелей искусств.

В чем заключается уникальность левшей?

То, что леворукие люди отличаются от праворуких - это факт, который, кстати, породил немало мнений об их гениальности и исключительности. И в каждом левше действительно имеются определенные задатки. Задача родителей состоит в том, чтобы принять особенности левшей, вовремя выявить их способности и постараться развить их. Тогда ребенок в будущем сможет добиться высоких результатов во всем.

Среди левшей встречается немало одаренных и поистине гениальных людей. Наиболее известными личностями являются Александр Македонский, Наполеон, Чарли Чаплин, Аристотель, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Джулия Робертс, Николь Кидман, Анжелина Джоли и многие другие.

Способности к обучению

При воспитании левши всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости. Такое же отношение к ребенку требуется и в процессе его обучения. Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому родителям в процессе обучения, как дома, так и в дальнейшем в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни.

Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются. Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать следующие рекомендации психологов:

  • соблюдение распорядка дня;
  • обязательный сон и отдых в дневное время;
  • небольшая по времени продолжительность занятий (не более 15-20 минут для ребенка возрастом 3-5 лет).

У левшей сложнее формируются привычные для людей навыки. Их трудно научить все делать по общепринятому шаблону, например, чистить зубы по утрам, застилать постель, переодеваться после улицы в домашнюю одежду, складывать свои вещи на место и т. д. Такие дети плохо запоминают порядок действий, правильное написание букв. Если вы хотите научить ребенка красиво рисовать или писать самостоятельно, обязательно приобретите трафарет или специальные прописи для детей. Только в этом случае у малыша будут получаться аккуратные изображения или буквы. Сегодня в специализированных магазинах можно купить даже гитару для левшей. На таком инструменте научиться играть ребенку будет гораздо проще.

Возможные проблемы в школе

Психологи считают, что дети с доминирующей левой рукой имеют некоторые сложности в школе. По крайней мере в процессе обучения левшам следует уделять больше внимания чтению, письму и счету по сравнению с правшами. У таких ребят имеются определенные нарушения зрительного восприятия и памяти. В свою очередь, это приводит к появлению у леворуких детей в школе следующих проблем:

  • написание букв в зеркальном отражении;
  • замедленный темп письма;
  • неустойчивый подчерк;
  • путаница в геометрических фигурах, похожих по форме;
  • путаница в буквах и цифрах с похожими геометрическими элементами в написании.

С феноменом зеркальных движений знакомо большинство родителей детей, у которых левая рука является доминирующей. У одних он выражается в виде зеркального письма (ребенок начинает писать слово с конца, то есть с той буквы, которой оно заканчивается). Другие же дети зеркально рисуют, читают и воспринимают любую другую информацию. В школе решить эту проблему помогут прописи для детей с ведущей левой рукой.

Как правило, зеркальное восприятие встречается у детей возрастом до 10 лет. Если же оно сохраняется и дальше, ребенку могут потребоваться специальные занятия. Они помогут скорректировать недостатки восприятия пространства, координации и внимания.

Проблемы левши в школе часто связаны с медленным восприятием им информации. Такому ребенку потребуется гораздо больше времени на написание того же отрывка текста, чем правше. Получается, что леворукий школьник прикладывает к чистописанию больше усилий, но результат у него зачастую получается хуже. У большинства левшей подчерк не выравнивается, а остается таким на всю жизнь.

Простой тест на левшу

По результатам теста можно узнать об активности полушарий мозга ребенка, которые отвечают за то, какая рука будет у него доминирующей - правая или левая. Кстати, выполнять задания рекомендуется после того, как малышу исполнится пять лет. До этого времени ведущей у ребенка поочередно может то правая, то левая рука.

Задания теста выглядят следующим образом:

  1. Сплести пальцы рук в замок. Если сверху окажется большой палец левой руки запишите на бумаге букву L, а если правой - P.
  2. Представьте перед собой мишень и прицельтесь в нее. Если для этого вы закрываете левый глаз, оставляя открытым правый, запишите на бумаге букву P. В противном случае зафиксируйте на листе букву L.
  3. Скрестить руки на груди. Если сверху окажется кисть левой руки запишите L, и наоборот.
  4. Поаплодировать. При этом леворукие дети обычно бьют левой ладонью по правой, а праворукие выполняют аналогичные действия наоборот. В первом случае на листе следует записать L, а во втором букву P.

Записи на листе бумаге, сделанные во время выполнения теста, позволят оценить левша или правша ребенок:

  • PPPP - ребенок на 100 % является праворуким;
  • LLLL - 100 % левша.

Дальше процент доминирования правого или левого полушария зависит от того, каких букв по результатам теста окажется больше. Правши имеют отличные способности к языкам, чтению и письму. Левши - более творческие и эмоциональные люди. Они лучше других умеют мечтать и фантазировать, имеют хорошие способности к музыке и изобразительному искусству. Определить доминантность полушарий своего мозга может абсолютно любой человек, независимо от того пишет он правой рукой или левой.

Сравнение правши и левши

На протяжении многих лет психологи не перестают сравнивать способности леворуких и праворуких детей. На основании мнений специалистов можно выделить три основных теории:

  1. Психическая деятельность у левшей значительно хуже, чем у правшей.
  2. Способности у детей с доминирующей левой и правой рукой абсолютно не отличаются ни в лучшую, ни в худшую сторону.
  3. Дети-левши имеют более высокие показатели нервно-психической деятельности и способны быстрее адаптироваться к непривычным условиям внешнего мира. В качестве подтверждения этого мнения психологи приводят в пример знаменитых леворуких людей Юлия Цезаря и Александра Македонского.

Все три теории имеют право на существование и только дополняют друг друга.

Считается, что межполушарные связи у левшей не такие прочные, как у правшей. Именно поэтому они имеют более высокие творческие способности, поскольку их воображение не ограничивается жесткими рамками. С другой стороны, навыки, которые требуют взаимодействия между полушариями мозга, у них формируются медленнее. Если же оценивать эмоциональную сторону леворуких и праворуких детей, то для последних характерен положительный настрой и оптимистичный взгляд на жизни, в отличие от левшей, которые по сути являются пессимистами.

Нужно ли переучивать левшу?

Еще 20 лет назад ребенок с ведущей левой рукой в школе был редким гостем. Дело в том, что уже в первом классе его обязательно переучивали из левши в правшу. Сегодня же дела обстоят совсем иначе. Психологи рекомендуют при работе с ребенком-левшой отказаться от переучивания. В противном случае произойдет грубое и совсем ненужное вмешательство в особые механизмы деятельности мозга. Каковы же будут последствия этих действий, предсказать и проконтролировать никто не сможет.

У переученных левшей нередко наблюдаются следующие невротические симптомы:

  • нарушение аппетита;
  • бессонница;
  • головные боли;
  • страхи;
  • энурез;
  • боли в животе;
  • заикание;
  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность;
  • неусидчивость;
  • вялость;
  • навязчивые движения.

Следует отметить, что если по ряду причин происходит отказ от ведущей руки, то он должен сопровождаться задействованием второй стороны. В этом случае могут быть полезными игры с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, направленные на развитие координации движений пальцев. Такие занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут.

О вреде переучивания свидетельствуют и статистические данные. Согласно им, каждый третий школьник с заиканием - это переученный в свое время левша. Леворукие дети часто страдают неврозами. Этот вопрос глубоко изучается и по настоящее время.

Левша вполне комфортно чувствует себя в мире, где его поддерживают и не осуждают ни родители, ни учителя, ни ровесники. Такой ребенок вполне может стать полноценным членом общества. В специальных магазинах сегодня можно приобрести все необходимое для развития и обучения таких детей, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая гитарой для левшей. Это поможет ребенку занять достойное место в обществе правшей.

Родителям на заметку

Психологи подтверждают, что изменить то, что заложено природой, невозможно. Это неправильно и противоестественно. Последствия для ребенка в этом случае могут быть плачевными. А это значит, что перед родителями стоит задача помочь своему мальчику или девочки быстрее и легче адаптироваться к условиям окружающего мира.

На постсоветском пространстве не разработаны отдельные методики обучения левшей письму и чтению. Поэтому им все равно приходится приспосабливаться к миру праворуких людей. Чтобы упростить этот процесс, родители могут сделать для детей-левшей следующее:

  • организовать рабочее место так, чтобы источник света находился с правой стороны;
  • не акцентировать внимание ребенка на наклоне букв в правую сторону при письме;
  • выполнять с детьми упражнения, направленные на развитие моторики и зрительного восприятия;
  • положительно относиться к особенностям развития своего ребенка.

Все занятия с леворуким школьником должны проводиться систематически и занимать по времени не более 20 минут. Затем ему нужно дать время для отдыха, после чего можно продолжить учебную деятельность.

Характеристика левши дает представление о нем как о ребенке ранимом, эмоциональном и творчески одаренном. Задача родителей состоит в том, чтобы принять его таким, каким он есть на самом деле и развить в нем все те качества, которые заложены природой.

В предыдущих беседах мы обсудили вопросы происхождения леворукости, теории возникновения, возможные варианты развития доминантной руки и способы проведения тестирования ведущей руки. Однако, есть один важный вопрос, на котором необходимо заострить внимание – переучивать ли ребенка на правую руку, если он пишет левой? Нужно ли делать так, чтобы он был «как все»?

В этом вопросе мнения родителей и старшего поколения могут сильно расходиться. В советское время переучивали всех поголовно, чтоб все советские дети были правшами. Когда росла я – тенденции стали меняться, хотя меня бабушки тоже пытались переучить – мама настояла на том, чтобы все оставить как есть! Мою родственницу по маминой линии переучивали долго и упорно – в результате у ребенка сформировался невроз с заиканием, долго потом пришлось родителям исправлять последствия своих действий. Поэтому, вопрос переучивания стоит остро до сих пор, и споры по нему не утихнут.

Переучить или оставить все как есть?
Нет, конечно, можно прилагать нечеловеческие усилия, постоянно стоять над ребенком и заставлять его писать правой рукой, брать предметы правой рукой и все-таки научить его манипуляциям, как это делают правши. Многие для этого привязывают левую руку к телу, надевают на нее варежку, применяют другие системы отучения – но природу обмануть невозможно. Леворукий ребенок, даже переученный, все равно будет левшой. Нельзя взять и перечеркнуть все биологические сущности детей – это невозможно.

Но, до конца 90-х годов еще бытовала привычка к переучиванию детей в детских коллективах (садике и потом школе) и в собственной семье. Одним из мотивов для таких действий родителей, воспитателей, учителей и старшего поколения был девиз – весь мир сделан для правшей, все вещи приспособлены под правую руку, это поможет ребенку избегать множества проблем в будущей жизни. Конечно, понять родителей можно, особенно если они сами праворукие и всегда орудовали только правой рукой. Им даже помочь малышу писать первые буквы сложно – рука-то другая! Но, только правильна ли такая позиция?

При насильственной смене ведущей руки происходит грубейшее вмешательство в работу тонких структур головного мозга и его проводящих путей. Недаром мы говорили о том, что левая рука и леворукость завязаны на противоположное полушарие. Переучивание, порой очень жесткое и настойчивое, приводит к сильному и выраженному стрессу, возникают проявления неврозов. Самым частым из них становится астения (астенический невроз), при нем могут появляться признаки повышенной утомляемости и истощения нервных процессов, резко снижается работоспособность ребенка, его познавательные функции, память и внимание. Это будет резко снижать качество обучения, а ведь переучивать обычно начинают в период, когда ребенок и так сильно загружен занятиями и обучением.

Могут отмечаться бурные и негативные реакции на переучивание – отказ от выполнения действий, истерики, бурные выходки и приступы недовольства. В зависимости от пола ребенка неврозы могут несколько различаться. Если у девочек они в основном выглядят как понижение настроения постоянная подавленность и плаксивость, то у мальчишек они проявляются расторможенностью, агрессией, двигательным беспокойством и неусидчивостью. Зачастую у леворуких детей формируются фобические расстройства – их могут беспокоить страхи неудач, они боятся порицания со стороны бабушек-дедушек или педагогов, окружения ребенка.

Кроме того, расстройства психики выражаются в появлении ночных кошмаров и ужасных снов, они возникают в четкой связи с процессом переучивания, во сне дети переживают процесс переучивания в преувеличенном и особенно тяжелом виде, дети не высыпаются, утром встают разбитыми и со сниженной работоспособностью. За счет сложностей с разделением реалий и снов, их запоминанием, формируются дневные страхи. Они будут усугубляться насмешками сверстников или одергиванием педагогов. Появляются страхи темноты, дети начинают бояться смерти, им сложно оставаться надолго одним в помещении.

При легкой степени невроза и не агрессивной методике переучивания страхи будут кратковременными, и если новые стрессы не наслаиваются, страхи постепенно исчезают. Но, зачастую у левши возникает невроз навязчивого состояния, особенно там, в той обстановке, где к его особенности относятся как к весомому недостатку ребенка, где родителей сильно тревожит леворукость малыша, и они указывают ему на это. Если родители применяют методику запугиваний и угроз, заставляя детей делать все свои привычные действия только правой рукой, дети, даже если им неудобно, будут стараться это делать. Однако, правой рукой непривычные для нее действия плохо удаются, взрослые же начинают расценивать это как капризы, думают, что малыш просто не слушается, упрямится и тогда следуют незаслуженные наказания. В итоге родители формируют у ребенка «комплекс неудачника», напряженность, замкнутость и недоверие к миру остается потом с ребенком на многие годы.

Поэтому, старания родителей по облегчению для своего малыша дальнейшей жизни могут попросту испортить здоровье и психику ребенка с раннего возраста. При переучивании могут сформироваться не только неврозы, но и невротическийлогоневроз (заикание), могут проявиться недержание мочи и тики – облизывания губ, обгрызание ногтей, подергивания, мигания, наморщивание лба. Подобные явления родители могут не расценивать как проблему или не связывать с переучиванием, они могут принимать такое поведение за баловство или кривляния. При этом над ребенком начинают насмехаться, дразнить, воспитатели делают замечания, что закрепляет патологическое поведение ребенка в социуме. Ребенок будет стесняться своего состояния, будет становиться раздражительным, психованным и замкнутым. Тики проявляются вне связи с выполнением конкретных задач, усиливаются при нервозности или усталости.

Еще одним вариантом патологии нервной системы, развивающейся в ответ на переучивание, может стать истерический невроз – малыш перед походом в садик или школу перед важными событиями или выступлениями проявляет признаки сильного беспокойства с расстройством пищеварения, поносом и рвотой. Их могут сопровождать припадки психомоторного вида – падения с громким плачем навзничь, при этом дети руками и ногами молотят по полу, пытаясь всячески предотвратить страшную для себя ситуацию, отказаться от которой им не позволяют взрослые. Чтобы вернуть все на место, необходимо отказаться от идеи переучивания и, если ситуация зашла далеко, обратиться за помощью к неврологу и психологу.

В чем особенности в обучении левши?
Мы уже знаем на сегодня, что каждое из полушарий мозга берет на себя в процессе жизни определенные функции. Так, при обучении чтению правая часть мозга запоминает слова целиком, как мелодию или как картинку. А вот левое полушарие в это же время анализирует звуки, составление их в слоги и потом из них уже в слова. Также левое полушарие помогает изучать грамматические правила, в то время как сами образные значения слов отложатся в правом полушарии. Во время обучения именно левое полушарие мозга будет руководить поведением ребенка, оно будет влиять на способности выполнить задания, соблюдать дисциплину и контролировать способности к действиям. Полушарие сдерживает и эмоциональные порывы, если есть временный запрет на активность.

У левши больше активно правое полушарие, и им сложнее учиться в плане того, что нужно сдерживать двигательную активность – сидеть на занятии, не скакать и слушаться. Их поведение и обучение более затруднительно, чем у таких же одногодок-правшей. Эти дети более шумные расторможенные, есть ощущение, что у них внутри вечно работающий двигатель, который заставляет их везде лезть и успевать. Они многое выдумывают, страшные фантазеры и часто сами охотно верят в свои же фантазии. С левшой родителям будет сложнее, это дети своевольные, упрямые и с очень взрывным характером, эмоции у них хлещут через край и с ними сложно совладать.

Из-за подобных особенностей детей необходимо крайне тщательно подбирать для них методики обучения. Важно учитывать, что подготовка к школе для такого ребенка не должна включать привычные нам методики - навыки письма, чтения и математики. Изначально детям, рано начинающим погружаться в числа и буквы, будет сложно, так как для этого нужно задействовать подавленное левое полушарие. Если ребенка перегрузить информацией, ему становится сложно – он нервничает и растормаживается. Тогда можно получить замедление развития вместо пользы. Трудности в обучении могут привести к нежеланию учиться в школе и протестам.

Еще одна сложность у левши – это взаимоотношения в пространстве. Так как при письме они дают зеркальность, то есть по логике им нужно писать в другую сторону, то и запоминание пространства и направлений дается с трудом. Они сложно запоминают дни недели, месяцы, им труднее ориентироваться в тетради с линеечками и клеточками, сложно считать в столбик. Первоначально чтение также может вызывать у такого ребенка затруднения в понимании смысла, но это быстро проходит. Поэтому в его обучении необходимы четкие алгоритмы действий.

Есть еще много вопросов, связанных с этим уникальным феноменом – леворукостью и мы еще будем возвращаться к этой теме.

Малыш - левша. Откуда это?

Марианна Константиновна Шохор-Троцкая (Бурлакова) много лет изучает левшей, людей, для которых левая рука - ведущая. По специальности она педагог-дефектолог, один из ведущих отечественных специалистов по преодолению речевых расстройств у детей и взрослых.

В каждом детском саду, в каждой школе есть дети с недостатками речи, с заиканием, а для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные сады и школы.

В чем же дело? Неужели нарушения речи у детей нельзя предупредить, как предупреждают многие другие заболевания? Ведь это мешает ребенку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, ограничивает его в выборе интересной специальности, порождает комплекс неполноценности.

Уверяю вас, многие речевые нарушения можно предупредить или преодолеть в дошкольном возрасте. Но для этого надо знать причину их возникновения.

ОДНА ИЗ СКРЫТЫХ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ В ШКОЛЕ

Андрюша и Таня - брат и сестра, погодки. Родители решили отдать их в школу одновременно. Но вот что удивительно: пятилетняя Таня вполне прилично для своего возраста читает и пишет, а Андрюша, которому шесть лет, никак не может освоить ни чтение, ни письмо, неправильно произносит некоторые звуки. Андрюша - хрупкий, плаксивый, немного неуклюжий ребенок, ему нередко достается от сверстников. Через год идти в первый класс, а он совершенно не готов к этому. Возможно, мальчика ожидала бы судьба двоечника, если бы родители вовремя не обратились к логопеду.

Многолетний опыт работы - как со взрослыми, потерявшими речь после инсульта, так и с детьми - подсказал мне, что мальчик, скорее всего, левша. Убеждаюсь в этом с помощью несложных тестов.

Затем спрашиваю маму, не левша ли ее сын? Да, подтверждает мама, в раннем детстве он предпочитал все делать левой рукой, однако она его переучила.

А вот другой пример. Ко мне обратилась за помощью мама восьмилетнего мальчика. При достаточно высоком интеллекте ребенок постоянно получал двойки из-за того, что очень плохо и медленно читал, а также писал с невообразимыми ошибками: пропускал или переставлял буквы, слоги, не всегда чувствовал границы слов, писал их слитно (особенно слова с предлогами). Когда же дело доходило до чтения на скорость, мальчик от волнения начинал заикаться. В результате первый класс он закончил с большим трудом и лишь условно был переведен во второй.

Третий пример. Мама и папа привели на консультацию мальчика, дважды остававшегося на второй год в первом и втором классах, после чего его перевели в школу для детей с нарушениями речи. При неплохом интеллекте мальчик начал говорить в четыре года. В раннем детстве был любознателен, подвижен, несмотря на плохую координацию движений в быту и в игре (неловко брал ложку, вилку, неудачно бросал мяч и т. п.); очень любил слушать, когда ему читали сказки, басни, знал немало стихотворений. Поступив в школу для детей с нарушениями речи, мальчик одинаково неловко рисовал и писал, то и дело перекладывая карандаш из одной руки в другую. С трудом давался ему и счет в пределах десяти (стесняясь, тайком он обращался к пересчету пальцев на руках). Были сложности и с чтением. И все это при довольно обширном объеме воспринятых на слух знаний: родители (научные сотрудники) читали сыну все интересное, вплоть до энциклопедии для начальной школы.

При первом же общении с родителями выяснилось, что они оба левши, хорошо владеющие правой рукой и обучавшие сына буквально с пеленок владению правой рукой. А мальчик был упорным левшой.

Во время обследования он с интересом решал интеллектуальные тесты, соответствующие его возрасту. Но активность мальчика мгновенно исчезла, как только я предложила ему написать несложные (из трех-четырех слов) предложения, а затем прочитать текст из "Книги для чтения" для первого класса и решить несколько арифметических примеров в пределах от 1 до 20. Потекли слезы, и мама увела сына погулять, а отец в отсутствие мальчика извлек из портфеля множество тетрадей, пестревших сплошными красными двойками.

Было над чем подумать, и не только над двойками, которые сами по себе отбивали у ребенка желание учиться, но и над невероятным обилием самых неожиданных ошибок необычного школьника. Тетради я взяла для изучения ошибок, а вернувшегося ученика попыталась расположить к себе, расспросив его, что он умеет и любит делать. Оказалось, его неловкие в письме руки неплохо исполняют несложные музыкальные пьески на пианино, мастерски что-то выпиливают лобзиком. ...И вдруг мальчик, улыбаясь, заговорил со мной на каком-то непонятном языке. Я удивилась, тогда он взял книгу и начал по ней читать справа налево! А затем - то слева направо, то справа налево. Читает и хохочет, радуясь моему недоумению.

Так вот в чем дело! Редко упоминаемый в научной литературе феномен Леонардо да Винчи: спонтанно возникающее умение левшей писать справа налево, зеркально, и произносить не только слова, но и целые фразы "шиворот-навыворот". Возможности нашего мозга удивительны!

Пользуясь навыками сложного зеркального письма, Леонардо да Винчи зашифровал на несколько веков свои технические изобретения. Одновременно работая левой и правой рукой, он одной чертил, а другой писал поверх чертежа. Но то был гений! А тут несчастный ребенок, запутавшийся между своим ведущим левым глазом, читающим справа налево, и формируемыми в школе навыками письма слева направо! Хорошо, что у него оказались такие ищущие истину родители, а то ведь отбить желание учиться немудрено.

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

Проблема левшества возникла в глубине веков в связи с выполнением крестьянами различных сельскохозяйственных операций: косьба угодий, жатва зерновых, обмолот зерна цепами, пилка бревен и т. п. Именно при таком ручном труде выявлялись особенности двигательных функций левши и правши. Левша мог ненароком поранить косой или серпом ноги или руки правши, сломать пилу, запутать цепы при молотьбе и т. п. По этой причине левшей изолировали, ставили в конце "шеренги" на сенокосе или жатве. Над ними смеялись, их унижали. Мало того, находились люди, которые считали леворукость проявлением ущербности, чуть ли не уродством. Неудивительно, что в семьях, где наблюдалось левшество, младенца с момента рождения начинали жестоко переучивать с левой руки на правую, матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, насколько вредны такие действия.

Зачастую переучивали детей с левой руки на правую и в привилегированных сословиях. Чтобы малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.

Долгое время главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где превалируют правши и где все технические средства рассчитаны на праворуких людей. Многие родители переучивали детей, так как боялись, что в дальнейшем "левизна" помешает приобретению профессии. Доставалось левшам и от школьных педагогов, которые строго следовали установке - всем писать только правой рукой, а леворуких детей переучивать.

К счастью, в последние годы публикации в периодической печати о вредности переучивания левшей дали свои плоды. Отношение к леворуким людям существенно изменилось. Общество старается создать им условия для нормальной жизни. Во многих странах существуют специальные магазины для левшей, где можно купить различные приспособления, спортивный инвентарь, швейные машинки, компьютерные клавиатуры, ножи, ножницы. На заводах и фабриках есть станки для леворуких. У нас пока этого нет, но отрадно уже то, что педагоги да и многие родители понимают: "левизна" - это не каприз и не упрямство ребенка. Она объясняется особой организацией мозга. Естественно, такой ребенок требует особого подхода, большого труда и такта со стороны взрослых. Но его индивидуальность, его здоровье стоят таких забот.

ПОЧЕМУ ЛЕВША? ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ

Преимущественное использование одной части тела по сравнению с другой характерно для человека, гориллы и шимпанзе (однако недавно зоологи, изучавшие ворон, обитающих на острове Новая Каледония, установили, что для этих птиц тоже характерно правшество и левшество: превращая листья в подсобный инструмент для добычи насекомых, вороны гораздо чаще используют правую сторону клюва, нежели левую; по моим наблюдениям, кошки, играя с пойманной мышью, подбрасыва ют ее чаще правой лапой, чем левой, смею предположить, что им тоже свойственно правшество и левшество).

Существует точка зрения, что преимущество правой руки оформилось с обретением человеком речи. Человек заговорил, и усилилась активность того полушария мозга, которое управляет правой стороной тела.

Одна из первых серьезных работ по леворукости была опубликована в Лондоне в 1905 году. Ее автор английский офтальмолог и невропатолог, доктор медицины Джон Джексон придерживался социальной теории леворукости. Он считал, что это - результат привычки, а, значит, всех детей-левшей надо учить пользоваться обеими руками попеременно.

Исследование мозга леворуких и праворуких индивидуумов провел в 1871 году английский анатом Огл. Он обнаружил, что мозг левши обладает зеркальной симметрией по отношению к мозгу праворукого человека. Впрочем, некоторые современные ученые считают, что анатомические различия мозга праворуких и леворуких не столь значительны, чтобы объяснить разницу функций правого и левого полушарий и выбор ведущей (рабочей) руки.

Точного объяснения природы леворукости ученые пока не выдвинули.

Большинство придерживаются версии, что рукость зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие, контролирующее речь. Другой ген ответствен за то, какой рукой будет управлять речевое полушарие - находящейся на одной и той же с полушарием стороне или на противоположной. Действия каждой руки регулирует, как правило, противоположное полушарие. Исходя из этой теории большинство людей праворуки.

Установлено, что не последнюю роль в выборе ведущей руки играет наследственность. Так, если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребенка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, леворукий ребенок родится с вероятностью 46%.

ПРАВШИ И ЛЕВШИ, АБСОЛЮТНЫЕ И ПАРЦИАЛЬНЫЕ

Левшество и правшество могут быть абсолютными, парциальными (частичными), а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту.

Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, - примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом полушарии. Правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его ведении - зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета и других параметров окружающих нас предметов, слуховое восприятие музыки, звуков природы (пения птиц, криков животных, плеска воды и т. п., интонаций и тембра голоса), оно же ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве и т. п.

У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) - все наоборот.

Остальные 48-50% людей являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества, причем более чем у половины из них преобладает левшество над правшеством. Таких людей называют парциальными, или мозаичными (частичными), левшами. Мозаичными в том смысле, что у них доминантными (преобладающими) в реализации речевой деятельности являются не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лобная) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемежку. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке - правшой, и наоборот. У парциального левши при тестировании на признаки рукости могут не совпадать тесты на "пальцы рук в замке" и "позу Наполеона". Такая мозаика доминантных и субдоминантных по речи отделов мозга характерна для многих лиц с признаками левшества.

Как показал мой сорокалетний опыт работы со взрослыми, перенесшими инсульт или травму головного мозга, речь у парциальных левшей восстанавливается значительно лучше, чем у абсолютных правшей, поскольку реализуется зачастую обоими полушариями мозга.

ТЕСТЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ И ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА

Тестами для определения рукости у младенца являются наблюдения за тем, какой рукой он тянется к висящим перед ним погремушкам, берет игрушку; позже: складывает пирамидку из кубиков, берет карандаш, рисует, бросает мяч, держит ложку и т. д.

Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам.

Скрестите руки на груди в "позе Наполеона". Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то испытаете неудобство, так как вы либо левша, либо правша.

Посмотрите, какая рука сверху, когда вы аплодируете.

Обратите внимание на величину луночки ногтя большого пальца и мизинца, а также на венозную систему на руках. У ведущей руки луночка больше, а вены - крупнее.

Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу. Заметьте: пальцы ведущей руки обычно на 1-2 мм длиннее пальцев на другой руке.

Возьмите карандаш. "Прицельтесь", выбрав мишень и глядя на нее обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз - ведущий, и наоборот.

Ведущей ногой является та, которой вы отталкиваетесь при прыжке.

Весьма часто у многих людей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши.

Бывает и так, что у человека абсолютно одинаковые тесты для обеих рук, плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами. Они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как правой, способству ет гармоничному развитию обоих полушарий мозга.

Кстати, на Западе принято обучать детей письму как правой, так и левой рукой.

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ НАША НЕНУЖНАЯ НАСТОЙЧИВОСТЬ?

В настоящее время общепринятым считается мнение, что младенцев не следует пеленать. Как взрослому, так и ребенку необходима свобода движений. Ограничение движений ребенка тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. Вот тут-то и появляется проблема правшества и левшества у малыша. Ограничение движений левой руки у новорожденного левши сказывается на ломке заложенной природой моторной системы коры головного мозга, которая называется соматотопической проекцией. У правши соматотопическая проекция всего тела человека, прежде всего его подвижных частей и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба), генетически заложена в левом полушарии головного мозга, у левши - в правом полушарии. Пеленание левой руки у младенца-левши приводит к тому, что возникает пространственная ломка формирования движений: стимулируются движения правой, не основной руки, а основная, ведущая рука остается без стимуляции. Переучивая ребенка-левшу держать в правой руке ложку, карандаш, мы тем самым перекладываем врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата (см. схему соматотопической проекции в коре головного мозга). Развивающаяся на базе слухового восприятия речь "не знает", в каком полушарии ей "осесть", ее все время "запихивают" в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение.

Именно поэтому нередко взрослые левши, которых в раннем детстве жестоко переучивали, не умеют ориентироваться на местности, танцевать, не воспринимают мелодии (о таких людях говорят, что им медведь на ухо наступил). Дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки и, как всякий лишенный свободы человек, подвержены неврозам: либо заторможены в развитии, либо чрезмерно возбуждены, упрямы, невнимательны.

Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда как малышу надо помочь.

Настойчивое переучивание левши с левой руки на правую может привести к недостаткам произношения, заиканию, трудностям в школьном обучении, второгодничеству, нелюбви к чтению чуть ли не на всю жизнь. А бывает и похуже - к негативизму, уходу из школы и из семьи, бродяжничеству. Речь таких ребятишек долгое время остается односложной, задерживаются навыки рисования, двигатель ная пластика. А виноваты в бедах ребенка его родители, стремящиеся сделать своего младенца таким, как все, то есть правшой.

Многие левши, переученные в детстве, всю жизнь пишут и держат ложку правой рукой. Зато все, чему их не обучали в детстве делать правой рукой, даже в зрелом возрасте делают левой. Правая рука нередко остается у них менее ловкой, менее приспособленной к труду.

Приведу ряд примеров из жизни взрослых левшей. (Я уже писала, что работала в клинике с тяжелобольными людьми, потерявшими вследствие инсульта речь и разучившимися читать и писать. В неврологии это называется афазией.) Нередко с возрастом люди забывают о своем левшестве в детстве и отрицают его. Одна больная - портниха, отрицавшая, что она левша, - неожиданно вспомнила, что шьет она правой рукой, как научила в детстве мать, а обметывает петли, швы и подшивает подол только левой. Молодой человек, считавший себя правшой, вдруг во время обследования заметил: "Все делаю правой, а надписи и портреты на памятниках режу только левой рукой!" Третий больной на вопрос, кем он хотел стать в детстве, горестно сказал: "Как отец, хотел стать скрипачом, но была война, негде было достать скрипку для левой руки!" Так неожиданно взрослые люди вспоминают, что в детстве они были левшами.

ЛЕВША ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО ОН ЛЕВША

Да, технические манипуляторы созданы для праворуких, но ведь переученный левша в экстремальных условиях за рулем непроизвольно начинает "крутить баранку" левой рукой и летит под встречный транспорт.

Среди художников, поэтов, писателей, актеров, математиков, композиторов, скрипачей и виолончелистов (у которых огромная нагрузка лежит на кисти левой руки) немало левшей. Левши дали человечеству многих гениев в самых разных областях: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, В. И. Даль, И. П. Павлов, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Г. М. Вицин...

Берегите левшу, пусть он будет леворуким, но таким же свободным, как правша, таким же уверенным в своих способностях. Дайте свободу действия его рукам, и он сам научится многое делать обеими руками. Не отбивайте у него стремления учиться. Пусть ему все будет интересно. Пусть ребенок знает, что он левша: повзрослев, он будет более внимательным за рулем, за штурвалом, у пульта управления.

ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ ЛЕВШЕ?

Очень важно определить ведущую руку и ведущий глаз у ребенка до школы.

Если у ребенка ведущий глаз левый, а ведущая рука в одном или обоих тестах правая, помогайте ему освоить чтение, помечая цветным карандашом букву, с которой следует начинать читать, а позже чертой сверху вниз фиксируйте направление взгляда.

Часто дети-левши пишут печатные буквы зеркально, "в обратную сторону". Делать им замечания бесполезно. Лучше предложите ребенку по образцу конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов, а затем обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабженные стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию. Полезно вместе с ребенком проговорить план написания буквы (сначала..., затем...), обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы.

Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки ребенка-левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5-2 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо). Кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естествен но, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди. Не забывайте о том, что при письме и рисовании свет у леворукого ребенка должен падать справа.

Никаким образом не проявляйте свое негативное отношение к леворукости ребенка. В общении придерживайтесь тактики совета, а не беспрекословного приказа. Не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что все трудности временные.

Чтобы развить моторику и координацию рук и глаз у левши, включите в распорядок дня занятия спортом, лепкой, рисованием (или увлеките вышиванием, вязанием, плетением макраме, оригами).

Позаботьтесь о рациональном режиме дня, без перегрузок. Ведь леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется.

Если к пяти годам ребенок не освоил произношение звуков "л", "р", свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые - мягко, обязательно обратитесь к логопеду , так как в школе при письме он будет путать эти звуки (буквы), что скажется на успеваемости. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно решить в том же пятилетнем возрасте, до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками. И главное, развивайте у малыша желание учиться, хвалите его за малейшие успехи. Вспомните простейшие речевые игры на внимание: летает - плавает, высоко - низко и т. д. Научите ребенка читать вывески на магазинах, слышать в слове слоги с одинаковыми, утрированно произнесенными звуками (например, звонок - заноза - коза - зуб). Обращайте его внимание на длину слов, на первые и последние буквы слов, уточняйте значения слов, близких по звучанию: дом - том, бочка - почка, крыша - крыса и т. п. Отбивайте хлопками в ладони при чтении стихотворений, при пении (или танцах под пение) ритм музыки и рифмы текста, число слогов в слове. Напишите имена близких людей и попросите определить порядок отдельных звуков. Делайте все в виде игры. Когда ребенок ошибается, не замечайте этого, похваливайте за находчивость и усердие, за то, что он уже так много умеет и знает. Расскажите ему о Левше из сказки Н. С. Лескова, подковавшем блоху. Познакомьте с географической картой. Заинтересуйте биологией, ботаникой. Рассказывайте обо всем интересном. Расширяйте кругозор ребенка, но... не переучивайте его с левой руки на правую. Это не только насилие над психикой, не только унижение человеческого достоинства, но и грубое вмешательство в сложнейшую деятельность мозга. Деликатно помогите своему ребенку адаптироваться к техническим приспособлениям, сделанным для правой руки. И тогда он будет радовать вас своими успехами в учебе, любознательностью, наблюдательностью. И не будет никаких проблем с второгодничеством. А помощниками вашими станут логопед, воспитатель детского сада, учитель первого класса.

Кандидат педагогических наук М. Шохор-Троцкая.

Литература

Балонов Л., Деглин В. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. - Л.: Наука, 1976.

Бурлакова М. (Шохор-Троцкая). Речь и афазия. - М.: Медицина, 1997.

Бурлакова М. Советы логопеда. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

Вейн А. Мозг и творчество. "Наука и жизнь" №№ 3, 4, 1983.

Маркина Н. Мозг правшей и левшей - в чем разница? "Наука и жизнь" № 6, 2001.

Мозг человека. "Наука и жизнь" № 4, 1962.

Николаенко Н. Возвращение из небытия. "Наука и жизнь" № 8, 2001.

Ротенберг В. Мозг. Стратегия полушарий. "Наука и жизнь" № 6, 1984.

Хомская Е. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. - М.: МГУ, 1995.

Шохор-Троцкая М. (Бурлакова). Коррекция сложных речевых расстройств. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Бюро справок

Функции мозга

Наш мозг состоит из двух полушарий (левого и правого). Каждое полушарие делится на затылочную, теменную, височную, лобную доли, которые выполняют определенные функции.

Так, у взрослого человека-правши правое полушарие дифференцирует, опознает все неречевые предметные признаки. При этом затылочная доля принимает, перерабатывает и хранит информацию о многообразии видимого мира (форма, цвет предметов, индивидуальные черты лица, мимика, жесты и т. п.). Височная принимает и хранит информацию о всех неречевых звуках (от шума ветра до пения птиц, от технических звуков до музыкальных произведений), а также воспринимает речевую интонацию, высоту и тембр голоса. Теменная доля ответственна за весь многообразный пространственно организованный опыт человека, приобретенный с раннего детства (кинестетические навыки одевания, умывания, ходьбы, пользования ложкой, иглой и т. п.), она позволяет осязать структуру тела, его частей, на ощупь при закрытых глазах узнавать предметы. Лобная доля "следит" за выполнением неречевых действий.

Левое же полушарие у правши сугубо речевое, а точнее - речемыслительное. Левая затылочная доля принимает, перерабатывает и хранит в своей памяти абстрактные, кодовые знаковые системы (алфавиты, математические, дорожные знаки и т. п.), позволяя, например, читать и контролировать написанное слово (текст). Задние верхние отделы левой височной доли дифференцируют признаки фонем родного и иностранного языков, контролируют речь говорящего. Кроме того, левая височная доля некоторое время хранит информацию об услышанном высказывании. Человек способен точно повторить не только фразу, состоящую из семи слов и более, но и несколько коротких предложений. Теменная доля хранит в своей памяти все артикуляционные навыки, все нюансы произношения мягких и твердых звуков в сочетании с гласными или другими согласными (каждый произносимый речевой звук требует специфического пространственного расположения всех органов артикуляции: мягкого нёба, гортани, задней, средней и передней частей языка, его боковых краев, губ, щек, зубов), а также навыки различения сложных лексических единиц, синонимов и т. п. Кроме того, задние отделы теменной доли принимают участие в пространственно организованных математических операциях (сложение, вычитание, умножение и деление, разрядность чисел и т. д.). И, наконец, левая лобная доля планирует речевую деятельность, организует синтаксис высказывания, которое развертывается во времени, прогнозирует результат действия на ситуацию, порождает различные уровни речевого и абстрактного мышления, используя возможности всех других долей мозга, принимающих, перерабатывающих и хранящих в своей памяти обильную информацию о внешнем мире.

У абсолютного левши функции мозга зеркальны функциям мозга правшей.

Мозг человека в цифрах

Вес головного мозга взрослого человека составляет лишь 2% от общей массы тела.

По приблизительным подсчетам, мозг содержит 100 биллионов нейронов - нервных клеток, отвечающих за чувственное восприятие, умственную и двигательную активность человека.

В любой конкретный момент мозг омывается 15% всей крови и поглощает 20% питательных веществ и кислорода.

Тест для определения ведущего глаза

"Прицельтесь", выбрав мишень и глядя на нее обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз - ведущий, и наоборот.

Тесты для определения ведущей руки

Скрестите руки на груди в "позе Наполеона". Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей.

Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.

Помощь родителей ребенку-левше

Помогите ребенку освоить чтение, помечая цветным карандашом букву, с которой следует начинать читать.

Позаботьтесь о правильной постановке руки при рисовании и письме.

Никаким образом не проявляйте свое негативное отношение к леворукости. Учтите, оно выражается не только в высказанном вами упреке, но и в тяжелом вздохе, когда вы берете в руки тетрадь, и в нетерпении при объяснении.

В общении придерживайтесь тактики совета, а не беспрекословного приказа.

Не драматизируйте ситуацию школьных неудач.

Чтобы развить моторику и координацию рук и глаз у левши, включите в распорядок дня занятия лепкой, рисованием, оригами и т. п.

Позаботьтесь о рациональном режиме дня, чтобы ребенок не испытывал перегрузок.

Источник http://nauka.relis.ru/

Фотобанк Лори

К счастью, в наши дни левшей не воспринимают как изгоев. Они вполне комфортно живут, несмотря на то, что , а не правая.

Откуда берутся левши?

Наш головной мозг состоит из двух полушарий, которые управляют нашим телом «перекрестно»: левое полушарие отвечает за правую половину тела, правое – за левую. От степени развития полушарий зависит и то, как мы воспринимаем информацию. Те, у кого активнее левое, лучше мыслят логически, обладают способностями к анализу, хорошо запоминают иностранные слова и стихи, отлично решают арифметические задачи. У «правополушарных» людей, именно они часто оказываются левшами, лучше реакция на стресс : в трудной обстановке они редко теряются, умеют оперативно оценить ситуацию и принять правильное решение. Также у них хорошо развиты интуиция, образное мышление и творческие способности.

Среди левшей много людей искусства, политических и общественных деятелей: Барак Обама, Пол Маккартни, Сара Джессика Паркер, Джулия Робертс, Вупи Голдберг и Брюс Уиллис. Эксперты рекомендуют вспоминать об этом списке знаменитостей, когда вам вдруг захочется переучить своего ребенка-левшу.

Яркие и скрытые

Правое полушарие мозга начинает работать сразу же, как только ребенок появляется на свет, а левое развивается позже вместе с умением понимать чужую речь и говорить самостоятельно. Поэтому маленькие дети одинаково могут использовать и правую и левую кисть.

Лишь к 5-6 годам внимательные родители могут заметить, что их ребенку удобнее «работать» левой рукой.

Для того, чтобы убедиться в том, что , попросите его протереть стол, застегнуть пуговицы, ударить по шайбе клюшкой, нарисовать что-нибудь на альбомном листе. Следите за тем, какая рука используется чаще.

Впрочем, дело не только в руке. Около 15% жителей Земли являются ярко выраженными левшами. Однако бывают и скрытые. Распознать их не так легко: «ведущей» у них может быть правая рука, но при этом «толчковой» (той, с которой человек начинает идти) будет левая нога.

Если у ребенка левое ухо лучше слышит, а левый глаз – лучше видит – эти факторы также могут говорить в пользу латентной леворукости. Наконец, скрытые левши наверняка будут мыслить образами, испытывать проблемы с логическим мышлением и способностью к анализу.

Левша в школе

Чтобы ребенок-левша запомнил буквы и цифры, ему мало сказать, как они называются. Лучше подойдет метод сравнения. Скажите малышу, что двойка похожа на лебедя, а буква «А» − на домик.

Провожая ребенка в школу, сообщите учителю об особенности ребенка. Проследите за тем, чтобы сосед по парте сидел справа от вашего ребенка – не забывайте, что свет должен падать на его домашний письменный стол тоже справа.

Предупредите педагога, что не надо: вмешиваясь в работу мозга, можно создать серьезные проблемы. У детей-левшей, которых пытаются переучить, резко снижается успеваемость, может проявляться раздражительность, бессонница , иногда развивается энурез, заикание. Ребенок может столкнуться также с рядом психологических проблем: настойчиво переучивая малыша, вы как бы говорите ему: «ты неправильный, тебя надо переделать». А ведь это просто особенность, никак не мешающая в жизни.

Интеллект левшей часто даже выше, чем у праворуких. Впрочем, некоторые учебные предметы им даются с трудом. Например, левшам трудно быстро считать в уме. Рисуют и пишут они не слишком аккуратно. Почерк левши вряд ли когда-либо станет идеальным, а заставлять его решать задачи на скорость и вовсе не надо – для него эта миссия почти невыполнима.

Примите леворукость ребенка и сами, если хотите поддержать его. Для того, чтобы он лучше адаптировался к социуму, приобретайте для него специальные предметы обихода (ножницы для левшей, ручка для левшей, прописи для левшей, компьютерная мышь для левшей), которые будут способствовать безболезненному внедрению в праворукий мир.