Правила поведения в субботу. Что можно и что нельзя делать в шаббат

В Государстве Израиль, большая часть населения придерживаются иудаизма. Согласно этому вероисповеданию, Бог создавал землю шесть дней, а в седьмой день Творец отдыхал, это же Он завещал людям. Седьмой день у евреев называется шаббат.

Шаббат начинается с закатом солнца в пятницу и продолжается до заката солнца в субботу. В данный период нельзя заниматься почти никаким трудом. Субботних запретов у иудеев тридцать девять и их нарушение считается большим грехом.

Запреты разделены по нескольким категориям. Одиннадцать запрещённых работ относятся к изготовлению хлеба, а именно: посев рассады, пахотные работы, сбор урожая, связывание снопов, молотьба колосьев, очистка зерна от остатков соломы, очистка зерна от мусора, сортировка зерна, помол зерна, приготовление теста, собственно выпечка изделий из теста.

Ещё одиннадцать запрещённых работ относятся к процессу изготовления ткани из овечьей шерсти или льна: обстригание шерсти, отбеливание шерсти, вычёсывание шерсти, покраска шерсти, изготовление пряжи, заправка нитей в ткацкий станок, установка на станке продольных нитей для основы ткани, собственно сам процесс изготовления ткани, распускание ткани, завязывание узлов, развязывание узлов, шитьё, разрыв ткани.

Ещё семь субботних запретов касаются изготовлению изделий из кожи и предваряющим этому процессам. Запрещено: охотиться, убивать животных, свежевать туши животных, обрабатывать кожу, разглаживать кожу, раскраивать кожу, разрезать кожу.

Оставшиеся запреты на такие виды работ: написание двух букв, стирание двух букв для нового их написания, строительство, разрушение, разжигание огня, тушение огня, последний удар молотком, перенос вещей из частной территории в общественную.

Единственным поводом, при котором можно нарушить субботние запреты, не совершая греха, является спасение своей или чьей-либо жизни. Малые дети и сумасшедшие могут не соблюдать шаббат, не опасаясь греха в любом случае.

Все перечисленные запреты не стоит понимать буквально. Запрещены не только описанные действия, но и все логичные производные от них. Например, под последним ударом молотком стоит понимать любое действие, которое станет окончательным, приведёт что-либо в состояние готовности: настройка музыкальных инструментов, починка автомобиля и тому подобное. Сбор урожая касается не только зерновых, но и любого сорванного или выкопанного плода.

Кроме всего этого, чтобы «дети Израиля» случайно не нарушили какой-либо запрет, существуют дополнительные ограничения призванные своевременно остановить человека и не дать ему сделать грешное действие в шаббат.
На всякий случай под субботние запреты попадают очень многие действия и работы. Например, нельзя: включать электрооборудование, фотографировать, писать письма, бриться и многое другое. При этом не запрещено переставлять мебель в комнате или переносить другие тяжести в пределах дома.

Таким образом, можно понять, что запрещёнными являются не все физические действия как таковые, а только те, в результате которых что-то возникнет, измениться или исчезнет. То есть, запрещено в шаббат изменять окружающий мир, включая творческие старания. В свою очередь, пользоваться тем, что создано до наступления шаббата никто не запрещает. Включённый в пятницу свет или зажжённый огонь не будут нарушениями субботы, если огонь не гасить, а свет не выключать.

Опираясь на это, были придуманы некоторые небольшие уловки, которые позволяют израильтянам не нарушать шаббат, используя некоторые удобства. Многие лифты в многоэтажных домах Израиля в субботу работают в специальном режиме – чтоб иудеи не нажимали кнопок, лифт постоянно ездит вниз-вверх, останавливаясь на каждом этаже. Многие включают одну из конфорок на кухонной плите ещё в пятницу, и она горит всю субботу. Существуют даже службы работников не иудеев, которые готовы выполнять всю запрещённую работу.

В этом году в день Девятого ава - с вечера 21 июля по вечер 22-го - около полутора тысячи евреев поднялись на Храмовую гору. Как сообщило иорданское информационное агентство Petra, это вызвало неудовольствие властей Иордании.

Министр по делам СМИ Иордании Джуману Гунаймат назвала восхождение «провокацией, устроенной экстремистами и поселенцами, вторгшимися на Храмовую гору». По словам госпожи Гунаймат, этим евреи нарушили святость данного и места оскорбили чувства верующих мусульман, а израильское правительство не выполнило обязательств «уважать места отправления данного религиозного культа, в соответствии с нормами международного права".

"Скорее, надо говорить о дискриминации евреев", - отвергла эти обвинения в беседе с «Деталями» Маша Зболинская (Писецкая), пресс-секретарь Юридического форума в защиту Эрец-Исраэль. И посоветовала взамен обратить на запреты, распространяемые сегодня именно на еврейских посетителей.

Мы обратили. Вот эти запреты - неписанные (то есть не закрепленные ни в одном законе или правилах), но оттого не менее незыблемые. Ограничения вводит полиция, руководствуясь единственной целью - свести к минимуму возможность обострения ситуаций здесь, в месте, к которому прикованы взгляды всего мира. О том, что некоторые действия проводить запрещено, посетители узнают лишь постфактум - когда стражи порядка на месте запрещают им это делать, потому что заранее полный список запретов им (включая евреев-туристов) тоже никто не предоставляет. Юридический форум пытался выяснить, есть ли юридический статус у этих запретов. Выяснилось, что речь идет исключительно об распоряжениях, не имеющих юридических оснований. Тем не менее они исполняются неукоснительно.

Вот что запрещено евреям при посещении Храмовой горы:

  1. Поднимать израильской флаг
  2. Совершить поклоны
  3. Молиться
  4. Совершать движения и перемещения, которые могут выглядеть, как молитва
  5. Приносить сюда священные книги и предметы культа
  6. Восходить на гору через ворота, предназначенные только для подъема сюда мусульман.
  7. Уносить камни или почву с этого места
  8. Срывать листья или оливки с масличных деревьев, которые растут здесь
  9. Отделяться от группы, да и вообще как-то выделяться
  10. Отклоняться от постоянного маршрута, по которому следуют группы еврейских посетителей, и подниматься по ступеням, ведущим к "Куполу скалы"
  11. Проводить обряд обручения ("кидушин")
  12. Приносить карты и путеводители, особенно те, на которых обозначено месторасположение мест, святых для иудеев
  13. Садиться на землю, да и вообще присаживаться где-либо, кроме специально отведенных для этого мест
  14. Пить воду из находящихся тут кранов ("фонтанов")
  15. Фотографировать действия, которые полиция может счесть провокацией.

Список, как можно предположить, неполон. Но далеко не все готовы соблюдать эти полицейские запреты. Маша Зболинская, например, все же провела со своим избранником Александром Хаимом Зболинским, ныне покойным, обряд обручения на Храмовой горе. А друзья сфотографировали это действо, "которое полиция могла счесть провокацией". Случилось это в мае 2009 года, и то был один из первых в мире обрядов обручения, проведенный именно там.

Мы с моим будущим мужем уже тогда были активистами ассоциации «Место встречи», которую мы создали в 2007 году совместно с Анной Антопольской, чтобы знакомить русскоязычных репатриантов с Храмовой Горой, Иудеей и Самарией. И мы решили приурочить обряд «кидушин» - то есть, «обручения», «посвящения» - на Храмовой горе ко Дню Иерусалима, - вспоминает она. - Конечно, поднять хупу – свадебный балдахин - нам бы точно никто не позволил, поскольку обряд «кидушин» надо было провести скрытно. Так что хупа у нас прошла в тот же вечер в одном из поселений Самарии. Сами мы такой сложный процесс не смогли бы организовать, нам очень помогли Ицхак и Талья Имас, тоже бывшие активистами ассоциации "Место Встречи", позже убитые в теракте.

- И как вам все это удалось организовать?

Мы сыграли в своего рода «Зарницу». Муж налил в бутылочку из-под виноградного сока вино, потому что сок можно было проносить, а вино – нет, из-за того, что вино может быть частью ритуала. А кольцо он подвесил на цепочку. После проверки нас впустили, ничего не заподозрив, и двенадцать человек - ведь следовало в любом случае соблюсти «миньян» - поднялись на Храмовую гору.

Но это, как говорится, был первый этап. Самым главным было провести обряд, чтобы не заметили охранники, и надеть на палец обручальное кольцо. Если бы что-то пошло не так, нас ждали бы серьезные неприятности.

Но Всевышний помог: внезапно мы увидели группу молодых ребят, а в центре стоял импозантный пожилой мужчина и что-то увлеченно им рассказывал. Мы подошли поближе, познакомились, и оказалось, что этот человек был одним из тех, кто освобождал Храмовую гору. Он сказал, что следует давней традиции: раз в году, в День Иерусалима, приводит сюда молодежь и рассказывает о былых боях, о том, какой ценой досталась Израилю та победа.

«Что же, не согласитесь ли вы поучаствовать еще в одной операции?» - спросили мы, и объяснили, чего от него просят. И он включился моментально - как заправский актер. Стал рассказывать еще увлеченнее, жестикулировать, повысил голос, показывал буквально в деталях, как проходил бой, где кто стоял, кто куда бежал, где находились израильтяне, где арабы... И тем самым отвлек на себя внимание арабских охранников, которых там было очень много и которые смотрели на него, как завороженные, внимая ему с колоссальным интересом. Это было удивительно - ведь, казалось бы, это не их герой, а их противник! Мы его потом спросили, чем вызван такой интерес. Он объяснил, что арабы уважают не только собственных героев, но и чужих - солдат, которые воевали на другой стороне.

И вот все охранники сгруппировались вокруг него - а пока шел весь этот спектакль, мы быстро завернули за угол. Меня схватили, заставили что-то быстро выпить и что-то сказать, поскольку времени было мало. А затем произнесли заветные слова – «Мекудешет, мекудешет» - «Посвящаешься, посвящаешься…»

- В Вашей группе был раввин?

Конечно, иначе ритуал был бы недействительным. И я стала всем показывать обручальное кольцо на пальце, и все стали кричать «Мазл тов, мазл тов!».

Но тут, как мне кажется, охранники поняли, что они что-то упустили. Они ходили вокруг нас кругами, шептались между собой - но ничего сделать не могли. А потом уже в СМИ попало сообщение, что пара провела обряд обручения на Храмовой горе, несмотря на все запреты.

- Не боялись?

Нет, мы были молодые и веселые, и нас ничего не пугало.

- А сегодня, с одной стороны - протест иорданского министра, с другой - наши многочисленные запреты. «Что за комиссия, Создатель»?!

Приводя группы посетителей на Гору, с запретами, о которых вы говорите, мы сталкиваемся постоянно. Их, на самом деле, немыслимое количество. Нельзя даже шепотом произносить еврейскую молитву - за это могут задержать. Нельзя проносить с собой молитвенники, ритуальные принадлежности. Порой задерживают даже христиан…

- Их-то за что?

Что они входят на Храмовую гору с крестиками на шее. Приходилось наблюдать, как их шокирует подобная претензия.

Причем эту ситуацию мы создали сами, своими руками - вернув Храмовую гору ВАКФу в качестве жеста доброй воли. Широко известен факт, что принятию решения способствовал легендарный Моше Даян, и что это был своего рода политический акт. Однако мало кто знает, что Даяна вдохновило полученное им письмо ультраортодоксальных раввинов. Они объединились и обратились с совместным посланием, требуя вернуть Храмовую гору в арабское владение. Для Даяна это был сигнал, что народ Израиля, похоже, не слишком готов распоряжаться попавшей к нему в руки святыней, это и утвердило его во мнении совершить «акт дарения».

Арабы в Иерусалиме празднуют решение убрать магнометры (металоискатели) от входов на Храмовую гору. 2017 г. Фото: Алекс Либак

- Почему раввины поступили столь странным образом?

Здесь надо понимать специфику отношений национально-религиозного лагеря с ультраортодоксами. Нередко они противостоят друг другу, причем в гораздо большей степени чем светскому обществу. И один из вопросов, по которому у них, образно говоря, идет чуть ли не гражданская война – это вопрос о Храмовой горе.

Помимо опасений, что можно по неведению забрести на запретное место, у них есть и другое опасение - что, тем самым, снизится статус Западной Стены, и тогда они, в какой-то степени, потеряют свою паству. Когда доступ на Гору был открыт, сотни и сотни людей ежедневно устремлялись туда, чтобы увидеть это святое место воочию. Это было поистине народное шествие, и раввины-ультраортодоксы поняли, что им придется подстраиваться под новую ситуацию - значит, надо менять философию и объяснять, как себя вести. А они были к этому не готовы. И, кроме того, они боялись, что складывающаяся явно не в их пользу ситуация усилит национально-религиозный лагерь, который призывал к активности во всем, что связано с Храмовой горой.

Все эти причины в совокупности и привели к решению направить обращение Моше Даяну, которому оно оказалось просто на руку.

- Но мы говорим не о теологических запретах, а о вносимых полицией и не подкрепленной законами. Они продиктованы исключительно соображениями безопасности…

Знаете, эти инструкции вряд ли призваны только обеспечить безопасность евреев. Надо видеть, как вообще происходит подъем на Храмовую гору. Идут иностранцы - они быстро проходят, их особенно не задерживают. Мусульман тоже весьма оперативно пропускают, без особых проволочек. Появляется еврейская группа, как правило, большинство в ней - религиозные люди. Ее тотчас оттесняют в сторону, и, по нашему опыту, проверка порой может длиться больше часа. А потом, что тоже бывает, могут вдруг сказать: знаете, а время входа на гору уже закончилось! Я не знаю, какое-то все имеет отношение к безопасности евреев, но это унизительная, по сути, процедура, посредством которой людям дают понять, что они там, на Горе – нежелательные элементы.

- Полиция утверждает, что меры предосторожности направлены на недопущение столкновений между евреями и мусульманами…

На мой взгляд, это обычная демагогия. Не раз евреев, поднявшихся на Храмовую горе, встречали мусульманские женщины, которым было поручено кричать, провоцировать, швырять в них камни. С другой стороны, евреи ни в какой агрессии замечены не были, зато еврею достаточно немного здесь помолиться - и он может загреметь в тюрьму.

- А посетителей-евреев становится из-за этого меньше? Или больше?

Ситуация, безусловно, улучшается. Я помню времена, когда на Храмовую гору практически невозможно было попасть - не то, что сегодня. Да и инцидентов с полицейскими теперь намного меньше. Но нам еще предстоит устранить многие нелепые запреты и избавиться от надуманных претензий.

Марк Котлярский, "Детали". Фото: Эмиль Сальман
На снимке: во время бракосочетания на Храмовой горе. Фото из архива Маши Зболинской (Писецкой)

«Шабат шалом» - это приветствие, которым любой еврей встречает наступление субботы. В субботний день евреи прекращают любую деятельность и садятся за праздничный стол. Откуда пошла традиция и что она означает, рассмотрим далее.

Происхождение праздника

Согласно Священным Писаниям, Творец создал мир за шесть дней, а в седьмой отдыхал. Для евреев праздник был установлен через Моисея более 3000 лет назад. До исхода из Египта смысла в празднике не было, поскольку рабы не отдыхали, а господа не имели потребности в отдыхе, они не работали.

Заповедь о Субботе вошла в еврейский закон при заключении завета на Обязанность ее соблюдения была установлена не только для евреев, но и для всех, кто живет рядом с ними.

В этот день евреи стараются не думать о теле и пище, а устремляют свои взоры к небесному, вечному. Они посещают синагогу и собираются всей семьей за накрытым столом.

Особенности празднования

Соблюдение Субботы начинается с пятничного вечера. С наступлением евреи говорят всем: «Шабат шалом!» Эти слова означают пожелание умиротворенной Субботы каждому встречному еврею. Буквальный перевод «Шабат шалом» - «Субботний мир».

В пятничный вечер хозяйка дома зажигает свечи и молится за детей. Отец особыми словами освящает бокал вина. В этот день используется специальный хлеб - хала. После произнесения молитв семья приступает к трапезе. Запрещены любые суетные разговоры. Свечи создают особую атмосферу, за столом поются праздничные песни. В доме воцаряется мир и покой.

Окончание Шабата - после захода солнца в субботу, то есть празднование длится примерно 25 часов.

Субботние ритуалы

С приветствия «Шабат шалом» начинается субботний покой. Обязательными ритуалами при соблюдении еврейской Субботы являются следующие:

  • Зажигание свечей. Как уже было сказано, это делает хозяйка дома со словами благословения. Зажигаются минимум две свечи.
  • Молитвы. Вечером в пятницу мужчины посещают синагогу для произнесения молитв.
  • Праздничная трапеза. После посещения мужчинами синагоги все члены семьи садятся за стол для торжественной трапезы. Отец благословляет детей, поются гимны.
  • Освящение дня - кидуш. Отец освящает день особыми словами за бокалом вина. При этом халы накрыты салфеткой. После благословения все присутствующие говорят «амен». Затем глава семьи пьет вино и дает отпить всем присутствующим.
  • Омовение рук. Каждый участвующий в трапезе должен омыть кисти и вытереть их с произнесением слов прославления Творца.
  • Трапеза. На столе кроме угощений обязательно имеются две халы, накрытые салфеткой. Они напоминают о двух частях небесной манны, которые Бог давал евреям перед субботним днем. Отец семейства молится и режет халу, макает в соль, ест сам, а затем дает присутствующим. Далее можно вкушать остальные яства.
  • Завершение Субботы. Оно наступает вечером с заходом солнца. За трапезой и бокалом вина произносится особая молитва, Суббота завершается.

Что значит «Шабат шалом» для еврея? Это особые слова, ведь еврейский праздник Субботы - это вечное установление, символ завета между Богом и человеком.

Накануне Шабата евреи убирают в доме, покрывают стол скатертью, нарезают туалетную бумагу, готовят праздничные блюда, пекут халу.

Субботние нюансы

Туристам, оказавшимся в Израиле, нужно учитывать несколько моментов:

  • В пятницу вечером завершают работу все заведения: магазины, кафе, музеи. Открытие их произойдет после окончания Шабата - в субботний вечер, либо утром в воскресенье.
  • Городской транспорт не работает в субботу. Если нужно доехать, можно сделать это на такси или арендованном автомобиле.
  • Лифты в субботу открываются на каждом этаже, чтобы евреи могли не нажимать на кнопку и не нарушать заповедь. Такие лифты существуют в большинстве израильских гостиниц.
  • Экстренные и медицинские службы работают в субботний день. Евреи считают, что для спасения жизни человека можно нарушить заповедь.

Чего еще нельзя делать в субботу? Согласно традиции, евреям запрещена любая творческая работа, в результате которой преобразуется окружающий мир. Запрещено зажигать огонь, включать электричество, ездить на автобусе. А вот нетворческие виды деятельности разрешены. То есть порезать овощи, почитать книгу можно.

Духовное и земное значение

«Шабат шалом» произносится с вечера пятницы и в течение всего субботнего дня. Эти слова и пожелание «мирной Субботы» обращает человека к его наивысшей миссии на земле. Отвечают на пожелание в большинстве еврейских общин так: «Шабат шалом у меворах!» («Субботы мирной и благословенной!»).

Изначально Суббота напоминала человеку о его Творце и об избавлении от рабства.

По сей день Субботний покой останавливает человека в его земной суете, дает возможность отдохнуть, пообщаться с семьей и друзьями, насладиться природой, восстановить силы. Суббота позволяет человеку насладиться плодами своего труда. Еврейская Суббота - великое достижение для человека, дающее возможность осознать события жизненного пути и обратиться к Богу.

Почему нельзя есть бутерброд с колбасой и сыром, работать в шабат и верить в Иисуса? Пост об основных принципах еврейского самосознания для тех, кто не хочет прослыть невеждой в приличном обществе.

1. Законы кашрута

Традиция питания, к которой привыкли русские люди, совершенно не приемлема для евреев, и это то отличие, которое выделит иудея в любой бытовой ситуации. Кошерное питание в самолетах действует не просто так: если на продуктах нет знака кошерности от раввината, правоверный еврей не может их употреблять. Это такой же закон из Торы ("Не вари козленка в молоке его матери" – прямая цитата оттуда), как и запрет есть свинину, которому надлежит повиноваться, не рассуждая о смысле. Считается, что он слишком глубок для нашего обыденного понимания, но медики сходятся во мнении, что в действительности для нашего организма такой принцип питания только к лучшему. Запрет на смешение мясного и молочного настолько строг, что даже хранить эти виды пищи в одном месте не желательно. Поэтому в большинстве израильских офисов, даже если в компании не так уж много религиозных сотрудников, на кухне всегда будут два холодильника – один для мясного, второй для молочного.

2. Почему нельзя работать в шаббат

Шабат – одна из центральных святынь и ценностей еврейского народа, которые значительно отличают его от других. Туристы, которые впервые посещают Израиль, обычно удивляются, что даже для них никто не делает исключение (кроме нескольких мест в Тель-Авиве) и к вечеру пятницы вся страна сворачивает "лавочку". Это не значит, что все евреи религиозные, но главный закон, данный народу на горе Синай тысячелетия назад, стоит во главе угла. Если у русских большие праздники раз в году, у евреев самый главный праздник – каждую неделю. По Торе запрещается не только работать, но также пользоваться любыми электронными устройствами и совершать действия, которые с обывательской точки зрения совершенно с трудом не связаны: отрывать туалетную бумагу, пользоваться зонтом в дождь, доставать косточки из рыбы или арбуза и т.д. В основе своей этот закон возник как память о том, что Бог создавал мир шесть дней, а на седьмой отдыхал. Именно отделением субботы от всех остальных дней евреи демонстрируют то, что следуют путем Творца.

3. Кто может считать себя евреем

Несмотря на заблуждение многих, что только наличие еврейской мамы можно считать основанием для человека называть себя евреем, израильское гражданство получают люди, которые зачастую даже не помнят своих еврейских дедушек и бабушек. Таким образом есть два аспекта, определяющих принадлежность человека к еврейскому народу: светский и религиозный. Любой желающий имеет право перейти во второй, т.е. считаться евреем по религиозными законам, даже если в нем нет ни капли еврейской крови. Процесс обращения в иудаизм называется "гиюр" и при его успешном прохождении человек имеет право получить гражданство Израиля.

С государственной же точки зрения евреями считаются все, у кого хотя бы один кровный родственник до четвертого поколения был евреем (еврейкой) по матери, и при условии, что человек не перешел в другую религию (атеистом быть можно). На практике это означает, что хотя бы одна из четырех прабабушек должна быть еврейкой, тогда человек может претендовать на получение израильского гражданства.

4. Почему евреи не признают Иисуса

Главное, что отличает иудаизм от других религий и в частности от христианства, в том, что это монотеизм, т.е. вера в единство Бога и в то, что молиться нужно ему напрямую, без участия посредников в виде святого духа, например, икон или Иисуса Христа. При этом евреи верят в приход Мессии. Это будет человек, который принесет полное физическое и духовное избавление еврейскому народу и вернет всех евреев на их землю. Евреи не признают христианского спасителя хотя бы потому, что его миссия закончилась неудачей: Иисуса избили плетьми, публично унизили и позорно казнили. И уж тем более он не может быть подобным Богу или сравнимым с ним, так как иудаизм – религия, основанная на служении народа только Богу.

5. Почему евреям делают обрезание

Еще одно отличие евреев от других народов, которое часто обсуждают в кино и сериалах, относится к чисто физическому аспекту и заключается в обязательном обрезании мальчиков на восьмой день после рождения. Это одна из 613 заповедей, которые должен соблюдать еврей (оцените, насколько "повезло" в этом плане христианам, у которых есть всего 10 законов). Таким образом евреи свидетельствуют факт своего союза с Богом испокон веков, а уже в наше время медики доказали, что это полезно и с гигиенической точки зрения.

Какой из фактов кажется вам наиболее необычным? С радостью поясню любой вопрос, касающийся еврейской культуры.

Практически на каждой экскурсии по Иерусалиму меня спрашивают: "Таня, что такое шабат?" Предлагают порой свои варианты, весьма ошибочные. Иногда даже проводят аналогию с шабашем. Поэтому я решила написать на эту тему для тех, кто собирается приехать в Израиль.

Шабат - это седьмой день недели, который у евреев по сути является праздником. Уже за день до Шабата евреи начинают желать друг другу "шабат шалом" то есть "мирной субботы" или "здравствуй суббота". Главное правило субботы (шабата) - человек не должен работать. Не правда ли, чудесное условие. Но все не так-то просто, поскольку, у евреев называется работой в шабат то, что у вас с ней может совершенно не ассоциироваться. Например, писать (хотя, читать можно, но религиозную литературу), или развешивать белье, или включать/выключать свет, даже шнурки завязывать нельзя. Легче сказать, что можно делать. Но то, что можно, для еврея вполне достаточно, поскольку нужно посвятить этот день Богу и семье. Вы можете подумать, что невозможно посвятить день семье, если нельзя по-человечески приготовить еду и повезти детей в парк аттракционов? Но, оказывается, куда важнее для семьи: любовь, общение и внимание. А для этого в Шабат есть все условия.

Шабат евреи встречают шабатней трапезой. Женщина зажигает свечи, муж читает благословение на Шабат, разливается шабатнее вино (похожее на кагор) либо виноградный сок, преломляется хала - специальный хлеб для Шабата. Вся семья сидит вокруг стола и встречает Шабат - общаются, кушают, поют песни. Шабат начинается с заходом солнца в пятницу и заканчивается в субботу, также, с заходом солнца. Для еврея, соблюдающего традиции, Шабат - Священный день, поэтому его не только встречают, но и провожают. Церемония называется "Авдала" от слова "отделить" - нужно отделить святой день от будней.

Шабат для еврея - одна из десяти главных заповедей, полученных Моисеем на горе Синай (читаем библию), которые необходимо выполнять. В Израиле традиция очень сильна и многие евреи соблюдают субботу.

У Шабата есть мощная философская, духовная подоплека. Существуют очень много трактовок значения Шабата. Но основа следующая:

В Библии сказано, что Господь создавал все сущее 6 дней, а на седьмой день он отдыхал от процесса созидания. "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат ) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал " (Быт. )

Так он завещал и евреям: "Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу" (Исх. )

И по сей день евреи стараются по мере возможностей и желания соблюдать Священную Субботу. А значит и турист, прибывающий в Израиль и например, желающий побывать на экскурсии в Иерусалиме с гидом по Иерусалиму или без, должен учесть несколько моментов.

1. Уже в пятницу, ближе к вечеру, начинают закрываться большинство заведений в городе: магазины, рестораны, многие музеи. Откроются они либо на исходе субботы (вечером), либо на следующий день (в воскресенье).

2. Общественный транспорт в Шаббат не работает, поэтому при планировании дня нужно это учесть. Если вы остановились не в Иерусалиме и хотите приехать на экскурсию по Иерусалиму в пятницу, то планируйте первую половину дня, чтобы успеть на последний автобус до начала Шабата или приезжайте на своем транспорте (как вариант, на экскурсионном трансфере). Если у вас запланирована экскурсия в Иерусалиме на субботу - рассчитывайте либо на такси, либо заказывайте экскурсию с трансфером (удобно, не дешево), либо возьмите в аренду машину накануне и приезжайте на ней.

3. Шабатний лифт. Очень забавно слушать недоумевающих туристов, которые не подозревая того, воспользовались таким лифтом. Дело в том, что дабы не нажимать кнопку лифта в Шабат (не нарушать заповедь - не работать и не зажигать огня), были созданы лифты, которые в шабат передвигаются самостоятельно, постоянно, останавливаясь на каждом этаже. Такие лифты есть во многих израильских гостиницах и туристы порой начинают паниковать попав в него. Так вот: не паникуйте - лифт вас доставит на нужный этаж, но времени у него возьмет больше, чем обычно. Кстати, как правило, есть в гостинице и обычный лифт, для туристов - не евреев.

4. Ну и, конечно же, если вам посчастливилось побывать на экскурсии в Иерус алиме в пятницу или субботу, то обязательно посетите Стену Плача (Западную Стену). Особые, незабываемые впечатления вы получите, если будете там на кануне Шабата, часиков в 4 - 6 пополудни, в пятницу.