Психология общения. Виды общения по средствам

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

32. Виды общения

32. Виды общения

Виды общения по средствам:

1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Виды общения по целям :

1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию:

1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

По опосредованности:

1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;

2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);

3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);

4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:

1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;

2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;

3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);

4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 15. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры Известны два основных вида социальных контактов: деятельность, о которой уже шла речь в отдельной лекции во втором разделе, и общение, о котором будет подробно рассказано в предлагаемой лекции.Между

Из книги Тайные возможности человека автора Кандыба Виктор Михайлович

ВИДЫ СК СК – делятся на два вида – пассивные и активные. В пассивных СК у человека наблюдаются ощущения покоя, мышечного расслабления и сонливости. Снижается физиологическая активность организма и общая сенсорная чувствительность. Пассивное СК развивается, проходя

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

17. Понятие и виды общения При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители кон-венциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Ковенциальные роли предполагают действия людей как единицу социальной

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

26. Виды общения В зависимости от контингента участников общения можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 15. Виды общения Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опо-средованности, законченности, желательности и др.В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное,

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

Из книги Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации автора Сарабьян Эльвира

Виды сценического общения. Выбор партнера Исключительная важность процесса общения на сцене заставляет нас отнестись к нему с особенным вниманием и поставить на ближайшую очередь вопрос о более тщательном рассмотрении наиболее важных видов общения, с которыми нам

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология управления: учебное пособие автора Антонова Наталья

5.2. Виды и формы управленческого общения

Из книги Хочу говорить красиво! Техники речи. Техники общения автора Ром Наталья

1. Виды общения Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой). Общение проявляется в установлении и развитии контактов между людьми. Общение формирует межличностные отношения и порождает потребность в совместной

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

Из книги 50 упражнений для развития способности жить настоящим автора Левассер Лоранс

5. Радость интимного общения или общения в компании Благодаря упражнениям предыдущих разделов вы усовершенствовали свои физические и интеллектуальные способности, а также смогли свежим взглядом взглянуть на мир, оценив его красоту.Но среда, в которой мы живем, не

Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

32. Виды общения Виды общения по средствам:1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

23. Виды общения Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованно-сти, законченности, желательности и др.В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично-групповое,

«Особенности деловой коммуникации» - Как построить вступление. Суммировать сказанное. Хороших ораторов мало. Подбирайте уместную тему. Публичное выступление. Быть эрудированной и высоконравственной личностью. Советы начинающим ораторам. Правильность выдвинутых положений. Владеть навыками. Как закончить выступление. Роль жестов в выступлении.

«Искусство делового общения» - Диалогические виды. Три позиции коммуникатора. Общение. Способы воздействия партнеров друг на друга. Модель вербального коммуникативного процесса. Политическая компетентность. Невербальное общение. Особенности. Деловое общение. Общение может происходить на различных уровнях. Деловой этикет включает две группы правил.

«Психология делового общения» - Социальные роли. Приветствие – один из самых важных знаков речевого этикета. Убеждение. Правила делового этикета. Ритуал. Внушение. Каждому человеку присущ свой стиль общения. Приветливое и предупредительное отношение. Стили общения. Способы воздействия на партнеров. Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры.

«Особенности делового общения» - Согласие и несогласие. Особенности речевого этикета. Выражения приветствия и прощания. Смех. Жест. Особенности общения через переводчика. Первым представляют «низшего» «высшему». Межкультурный аспект устного делового общения. Этнориторика. Особенности невербального общения. «Да ты с ума сошел». Необходимо учитывать реакцию партнеров.

«Деловая коммуникация» - Принципы делового общения. Приветственная речь; торговая речь. Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности. Этапы делового общения. Принцип создания условий для выявления творческого потенциала. Элементы совместной деятельности. Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия.

«Сущность делового общения» - Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуникации. Речевые действия. Особенности служебно-делового общения. Беседа. Совещание. Принципы деятельности. Установление контакта. Непродуктивные совещания. Сущность делового общения. Сферы общественной жизни. Процесс беседы. Иерархичность. Коммуникативные установки.

Всего в теме 9 презентаций

Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

Когнитивное (обмен знаниями)

Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями: поднять или испортить настроение)

Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

Деятельностное (обмен умениями и навыками, действиями, операциями)

2. По целям:

· Биологическое – необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

· Социальное – расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

3. По средствам:

· Непосредственное – с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки).

· Опосредствованное – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печать, радио, телевидение).

· Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения.

· Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Помимо этих выделяют и другие виды общения:

Межличностное общение . Отличается эмоциональным характером, т.е. отношения между людьми строятся на основе эмоциональной привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от социальных рангов и ролей. Отношения формируются «здесь и сейчас», причём содержание общения может гибко меняется, приспосабливаться к образу партнёра. Если общение будет вызывать взаимные симпатии, то оно будет продолжаться и наоборот.

Ролевое (деловые) общение – отношения, построенные на деловых, формально-эмоциональных контактах. Роли участников определяют как будет воспринят партнёр. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник – подчинённый, милиционер – нарушитель).

Соотношения ролевого и межличностного общения зависят от культурных особенностей общества. У нас преобладает межличностное общение.

Ритуальное общение – пролог к общению, но может выполнять и самостоятельную функцию. Особенность заключается в его безличности, т.е. партнер воспринимается как элемент ритуала (приветствие, извинение, разговор о погоде, банальные комплименты, поздравления).

Монологическое общение – форма общения, которая предполагает позиционное неравноправие. Одна личность выступает в качестве автора воздействия, она обладает активностью, осознанными целями и правом их реализации. Второе лицо – пассивное, если и имеющее цели, то менее значимые. Здесь проявляются субъективно-объективные отношения. Разновидностями монологического общения являются императив и манипуляция.



Манипуляция – вид общения, который предполагает воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. При манипулировании также ставиться цель добиться контроля над поведением других, но они скрываются или подменяются другими.

Диалогическое общение – равноправное общение, цель которого и самопознание и познание партнёра по общению.

Общение – это сложнейший процесс взаимодействия между разными людьми, который заключается в обмене информацией, а так же в уважении, восприятии и понимании собеседниками друг друга.

· Материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

· Когнитивное – обмен знаниями.

· Деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками. ·Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями.

· Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. По целям общение делится на биологическое и социальное:

· Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

· Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Основные виды общения :

· Деловое общение обычно включено как частный момент в какую‑либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

· Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого‑либо внутреннего конфликта.

· Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую‑то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

· Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.

Различают четыре основные функции общения :

· Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

· Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

· Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

· Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний),социального контроля (регламентации поведения и деятельности),социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.

На основном, вербальном , уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Кневербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т. д.

РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Так,деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры.Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения.Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой».Деятельностное общение, как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения.Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касаетсявербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией ), интеракцию (обмен действиями ) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера ). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества , изучается в рамках психологии общения ; использование общения в деятельности изучается социологией .

Структура общения по Г. М. Андреевой:

  • коммуникативная составляющая – непосредственно обмен информацией,
  • интерактивная составляющая – взаимодействие людей,
  • социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга.

Виды коммуникации:

Вербальная,

Невербальная:

  • кинетика (мимика, пантомимика),
  • паралингвистика (интонация, паузы, покашливания и т. п.),
  • проксемика (организация пространства и времени в общении),
  • визуальное общение (контакт глаз).

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным.

Виды общения.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

  • Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности).
  • Когнитивное (обмен знаниями). ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
  • Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями).
  • Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями).
  • Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям общение делиться на:

  • Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма).
  • Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

По средствам общение может быть:

  • Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
  • Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий).
  • Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения).
  • Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, О. должно состоять из следующих этапов :

  • Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
  • Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
  • Обсуждение интересующей проблемы.
  • Решение проблемы.
  • Завершение контакта (выход из него).

Уровни общения.

Общение можно рассматривать на различных уровнях. Все зависит от того, что берется за основу. Именно поэтому есть немало классификаций уровней общения.

Б. Ломов , выделяет следующие уровни общения:

  • макроуровень (человек общается с другими людьми согласно традиций, обычаев, общественных отношений, что сложились);
  • мезауровень (общение происходит в рамках содержательной темы);
  • микроуровень (это акт контакта: вопрос - ответ).

Каждый из перечисленных уровней может проявляться в различных ситуациях и в разных сферах: деловой, межличностной, ролевой т.д. В частности, одно дело, когда партнеры выступают, как равноправные участники общения, и совсем другое, если один из них чувствует определенную зависимость, а особенно, если начинает проявляться неравноправность в форме давления, агрессии, запугивания и т. п.

Американский психотерапевт и теоретик психоаналитического направления Э. Берн выделяет следующие уровни общения, или способы структурирования времени: ритуалы (нормы общения), провождение времени (развлечения), игры, близость и деятельность. Каждый из этих уровней имеет свои средства общения.

Анализируя особенности диалога, А. Добрович предлагает выделить семь уровней общения: конвенциональный, примитивный, манипуляционно-эффективный, стандартизированный, игровой, деловой и духовный.

  • первая фаза - направленность на партнера;
  • вторая - психическое отражение партнера;
  • третья - информирование партнера;
  • четвертая - отключение от партнера, если побудительные мотивы с ним исчезли, или возврат ко второй фазе, если они сохранились.

Вопрос №7. Основные психометрические проблемы. Психологический диагноз, его специфика и уровни постановки. Психологические тесты .

Психометрия (психометрика) (греч. «психо» душа, «метрио» измеряю) - дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений , включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики . В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности . Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно: 1) создание инструментов и построение процедур измерения; 2) развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению. Те, кто занимаются психометрией, могут быть как клиническими психологами, так и специалистами в области развития или HR. Подбор персонала.

Важнейший признак психометрических процедур - их стандартность, предполагающая проведение исследований при возможно более постоянных внешних условиях. На основании полученных данных строятся различные шкалы индивидуальных свойств и делается вывод о надежности и валидности конкретной методики или теста. В последнее время наметилась тенденция создания психометрических процедур и моделей, позволяющих учитывать как переменные ситуации, так и индивидуальные особенности испытуемых.

Психологический диагноз (греч. «диагносис» распознание) - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций , определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия . Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет ПД - установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

ПД может устанавливаться на разных уровнях. (ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ Выготский) Первый, низший - симптоматический, или эмпирический ,- ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов , на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Второй - этиологический уровень - учитывает не только наличие симптомов, но и причины их возникновения . Третий, высший - типологический уровень - состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, ее психической структуре . Пока чаще всего приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения. Диагноз неразрывно связан с прогнозом . Их содержание обычно совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь дальнейшего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Специфика ПД.

  • Д позволяет предвидеть дальнейшее развитие нарушения (прогностическая функция);
  • Д определяет особую стратегию помощи при различных нарушениях (методическая функция);
  • Д позволяет эффективно сотрудничать профессионалам, поскольку каждая диагностическая категория соответствует определенным характеристикам нарушения (коммуникативная функция);
  • использование диагноза для планирования лечения;
  • заключенная в нем информация о прогнозе;
  • защита интересов пациентов;
  • Д может помочь терапевту в эмпатии своему пациенту;
  • Д может уменьшить вероятность того, что некоторые боязливые пациенты уклонятся от лечения.

-- (минусы)

  • Д представляет «взгляд со стороны» на проблемы клиента, не принимая во внимание субъективного внутриличностного значения событий;
  • Д игнорирует сложность человека, сокращает его, упрощает его поведение и его субъективный мир;
  • Д ориентирован не на индивидуальность человека, а на сходство между людьми и представляет собой результат типизации и схематизации;
  • Д сужает поле зрения психолога по отношению к клиенту, стериотипизирует его восприятие, навязывает ему ограниченное видение проблемы клиента;
  • Д навязывает клиенту определенный способ поведения и заставляет других людей оценивать его согласно поставленному диагнозу;
  • при диагностике слишком много времени уделяется патологическим состояниям и реакциям клиента и недостаточный интерес к здоровым и творческим аспектам его жизни;
  • диагностика формирует оценочную установку в отношении клиента и побуждает давать указания, что он должен делать.

Задача ПД не только в том, чтобы выявить, какие действия протекают ошибочно, но также и то, в каких действиях индивидуум может быть успешен.

Одной из наиболее разработанных теоретических схем психологического диагноза и сегодня остается предложенная известным польским психологом Янушем Рейковским (Reykowski, 1966): При диагнозе деятельности Рейковский предлагает различать ее два наиболее общих аспекта: инструментальный (качество, скорость и адекватность действий) и аспект отношений , т. е. те характеристики, которые выражают отношение субъекта к выполняемым им действиям, к окружению и к самому себе.

Уровни постановки ПД.

  • Сбор информации.
  • Интерпретация информации.
  • Обобщение информации.
  • Попытка решения проблемы.

Психологическое тестирование - термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий. В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование».

Психологическое тестирование используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы и т. д.

Правила организации и проведения психологического тестирования описываются в рамках соответствующей области психологии - психологической диагностики.

Психодиагностика (греч. «психо» душа, и греч. «диагностикос» способный распознавать) - отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологический тест - стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тесты - краткие стандартизованные пробы, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических особенностей человека по определенным параметрам.

ИНДИВИД – это особь, отдельно существ.организм.

Отдельный человек, как сочетание его врождённых и приобретённых св-в.