Рост и вес майи плисецкой в молодости. Майя Плисецкая: «Если прибавляется вес — сижу не жрамши! Начало карьеры Майи Плисецкой

Ушла эпоха. Майя ушла в мае...

Осмысливая феномен Майи Плисецкой и в целом-русского и советского классического балета, да и искусства в целом - задумываешься и пытаешься понять, в чем состояла магия великого искусства уходящей эпохи.

Майя Плисецкая... Кто хоть раз на сцене и даже на телеэкране увидел ее Кармен Бизе-Щедрина в хореографии Альберто Алонсо-даже не понимая ничего в балете-запомнит эту МИСТЕРИЮ навсегда! Кто понимает оперное искусство:поразится балетной трактовке оперной героини Кармен Майей Плисецкой в этом красное марево, в котором протекает все действо балета.

Майя Михайловна даже говорила, что напрасно Жорж Бизе написал Кармен как оперу:настолько его музыка балетная, столько в ней хореографии. И Родион Щедрин сделал переложение для балета, а кубинский хореограф Альберто Алонсо-хореогафию-и на свет явилась МАЙЯ-КАРМЕН! Сама М.Плисецкая, отвечая на "Линии жизни" канала "Культура", на вопрос, что она считает главным своим достижением, ответила:Кармен!
Не Одетта-Одиллия, не Лебедь Сен-Санса, не Жизель.

"То что я сделала в искусстве-это Кармен".

И это истинно так. Подсчитано, что уже много лет каждый день года в мире где-то ставится балет "Кармен" Бизе-Щедрина. Как, впрочем, и опера Бизе "Кармен". Поразительна судьба творения Жоржа Бизе по новелле Проспера Мериме. Сбывшееся пророчество Петра Ильича Чайковского после освистания премьеры:"Пройдет время, и "Кармен" Бизе станет самой популярной оперой в мире". Так и вышло. А мы добавим, что слова Чайковского распространились и на балет:Бизе, не написав балет на музыку Кармен, вошел в историю и как автор самого популярного балета в мире. И это благодаря Р.Щедрину, А.Алонсо, но главным образом-гению Майи Плисецкой.

А ведь ее возраст в год появления Кармен Бизе-Щедрина был таков, что ее сверстницы уже давно сошли с балетной сцены, ибо короток век балетного артиста. Майе было 50! И здесь Майя доказала, что талант и профессионализм ломает все рамки! Она танцевала до 60 с лишним лет! "Мою жизнь в балете продлил Родион Щедрин"-признавалась она. Ибо танцевала довольно авангардные для классической хореографии балеты по Чехову("Дама с собачкой"), балет "Анюта" Гаврилина. И-Кармен! И балетные миниатюры.

Я помню свое потрясение от Кармен Майи Плисецкой. И:любопытный просмотр Кармен Анастасии Волочковой в бытность ее короткой шумной балетной биографии до окончательного перехода в шоу-бизнес и полной утраты балетной формы. Помпы было много, Волочкову прочили во вторую Плисецкую.

Волочкова ворвалась, как свежий ветер, дерзко и красиво. Но...не хватило запала и трудолюбия. И увлекли дешевый пиар и легкие деньги от фотосессий в плейбоях.
К слову сказать, ее Кармен уже не так впечатлила, хотя и было нечто новое. Слишком высокая и грузная для балета, и это могло стать причиной раннего ухода из балета. Мода на балерин "модельной внешности", то есть слишком рослых, чуть не баскетбольных параметров-убивает классический балет.

И чтобы убедиться в этом лишний раз-посмотрите сами на ю туб миниатюру "Умирающий лебедь" Сен-Санса, прелестнейший 4-минутный ч/б фильм с озером с лебедями, 1959г., Лебедь-Майя Плисецкая. И для сравнения: "Умирающий лебедь "Сен-Санса Ульяны Лопаткиной 2013г, в цвете и высоком качестве записи. На сцене Большого.

Смотря сегодня снова Лебедь Плисецкой, я словно слилась с пластикой Плисецкой, следя за каждым ее движением, этой непередаваемой словами кантиленной плавности танца, изысканности и томности, с которой Майя так замечательно воплощает лебединую пластику. И строгий черно-белый фон без единой лишней детали создают такую цельность восприятия танца Майи!

А теперь посмотрите Ульяну Лопаткину, ныне прима-балерину Большого, первое имя в мире русского балета.
Боже, какая угловатость плеч для балерины! Какие длинные и бесформенно-тонкие ноги-то ли дело красивые ноги Майи!
Какая тощая.
И потом, посмотрев в комменты, читаешь то же:
Мышцы и кости видно, некрасиво как!
И ироничное:Этот лебедь умирает от истощения.

Но Лопаткина соoтветствует новым "модельным" модам, пришедщим в балет с модных подиумов. Смешение жанров однако ведет к деградации высокого искусства классического балета. Ведь первым звездам подражают, и вот уже на балетных подмостках утверждается идеал балерины, резко противостоящий канонам классического балета, формировавшимся веками! Другие моды роста(небалетно-длинные!), другие пропорции тела-другая пластика. Резкая и угловатая. Рваность танца, нецельность и отсутствиве художественного образа. Пока Лопаткина танцевала своего Лебедя-я не раз одергивала себя от того, чтобы:не отвлекаться! Внимание было близко не то, что к танцу Плисецкой!..

«Я диеты не соблюдала! Я ела всегда много. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно. Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно – просто из-за репетиций не успевала поесть».-говорила М.Плисецкая. Это она только для отмазки кинула однажды то, что приклеилось к ней:Диеты?...Нет никаких. "Сижу не жрамши!"-иронично процитировала Галину Вишневскую, а приняли на полном серъезе, как откровение от великой балерины. На самом деле, на хроническом недоедании в балете, как и в жизни, далеко не пойдешь, только болезни стяжаешь. Вот и соблюдался сам собой баланс между большими нагрузками и восполнением энергии и нормального веса едой. Танцующая Майя в лучшие годы не выглядела худосочной, а очень красивых форм. Взгляните на фото выше. Какие линии рук, ног, тонкость талии, соразмерность фигуры, какая горделивая стать и царственность!Даже многие первые балерины и танцовщики не могли в прошлом похвастать таким совершенством, а нынешний эталон "модельной" внешности(рост под 2 метра, худосочость и угловатость, непропорционально длинные ноги-то что так ценится в "модельном бизнесе"), рассчитанный больше на пиар и обложки журналов, чем собственно балет-это нечто несуразное. Майя хоть и бравировала в интервью своей прирожденной "ленью", но по сути была прежде всего умной балериной, ум в владении своим телом: никогда не перерабатывала до истощения сил, и в этом, как и в еде, соблюдая не драконовские диеты и режимы, а разумный баланс, не изнашиваясь преждевременно. Итог: 50 лет на балетной сцене! Рекорд. А взглянем снова на ее Кармен, которую она начала танцевать в непостижимом для балерины возрасте:такой фигуре и юные топ-модели позавидовали бы. Не случайно ее даже в ее старости так любили наряжать Карден и другие мэтры от кутюр французской высокой моды.

Ну и еще."У балерин не бывает детей!" Это жреческое требование(как к жрицам!)Балета-ныне нарушается. И первая в русском балете вслед за американским-здесь снова Ульяна Лопаткина. Дай бог ей материнского счастья, конечно, но танцующая прима-балерина, уходящая в декретный отпуск-это нонсенс! И дурной пример. За которым стали следовать, ибо в СМИ невежественные журналисты Лопаткину хвалили за этот "подвиг". Мол, какая молодец:и в балете первая, и матерью стала, сломав устаревшие каноны. И другим балеринам нужно последовать. Волочкова последовала, как писали в прессе и по ТВ "чтобы не отстать от Лопаткиной"(одно время они соперничали.) Но после родов Лопаткина потеряла изрядную долю технических возможностей несмотря на по прежнему распиаренное имя, а Волочкова совсем сошла со сцены, едва достигнув 30-летия, при всем внимании к ее персоне и возможностях-вряд ли, добровольно.

Однако, или балет-или материнство. Многие знаменитые примы потом имели детей, чуть запоздавших по обычным меркам, после балета. Но не посреди его! Ибо вернувшаяся после родов Лопаткина сама же и жалуется, что и выносливость уже не та, и строгость линий, и полетность поубавилась. И целый ряд наиболее сложных технических элементов балета уже просто не даются. Это ее собственное, Ульяны Лопаткиной, признание, сделанное в цвете балетных лет после возвращения на сцену
И это не редкий грустный пример несовместимости одного с другим, а закономерная плата за нарушенные табу искусства жриц. Если балеринам веками запрещалось рожать-то не от балды, а потому что балет-это больше чем искусство, это Жертвенный Алтарь. И балерины-неземные существа, парящие в поднебесьях, и платья-пачки не зря воздушные, и на пуантах едва касаясь пола, часами танцуют, сдирая до крови пятки и за вечер сменяя несколько пар пуантов. О какой девической грациозности и легкости и полетности, выносливости, может идти речь у рожавшей балерины! Балетная хореография и балетный уровень владения телом рассчитан на девические пропорции и грацию. Идеальный рост балерин(158-максимум 169)не менялся веками-потому что он идеально соответствовал требованиям балетной техники. Майя Плисецкая сказала в интервью, что в прежнее время слишком рослых не брали в балет вообще, а сейчас с традиционно-нормальным балетным ростом не берут даже в кордебалет. Пропорции у нерожавшей и рожавшей никогда не будут одинаковыми никакими упражнениями и восстановление формы может быть только частичным с далеко не той уже техничностью и художественным результатом. Даже многие оперные певицы не рискуют рожать, боясь потери голоса, хотя в опере это не настолько строгое табу, как в балете. А Лопаткина еще говорит в интервью, что берет пример с американских многодетных(!!)балерин, одна даже вернулась аж после четвертого ребенка. Можно себе представить уровень американского балета, на безрыбье и рак рыба....Но это же РУССКИЙ БАЛЕТ! Кто в теме-знает разницу.

Вот почему Майя Плисецкая-ПОСЛЕДНЯЯ ВЕЛИКАЯ БАЛЕРИНА! Это эталон на все времена.

VIVA, МАЙЯ!

Одна за другой в один год ушли:последняя оперная Primadonna СССР Елена Образцова и последняя великая русская балерина prima-balerina assoluta(абсолютная прима-балерина)Майя Плисецкая. Воистину:уходит целая эпоха византийского по величию русского и советского искусства.

В этой статье я много уделила внимания вопросу, вынесенному в заголовок:почему Майя Плисецкая последняя великая балерина? Прежде всего, потому что деградируют и трансформируются каноны балета. Майя же едва не последней воплотила неповторимый стиль русского балета. Того, чья слава так велика, но которое, увы, уходит...

Планирую после нового пересмотра спустя время-написать статью о Кармен Майи Плисецкой. О Кармен Елены Образцовой см. в ссылках выше. Великий оперный и балетный образ. Великие и вдохновенные Артистки:Елена Образцова и Майя Плисецкая.

Они стали Дивами, вдохновляющими Образами Искусства на много поколений-пока будет живо Искусство.

Лебедь. Музыка Чайковского на озере из балета "Лебединое озеро". На сцене-музыка Сен-Санса "Лебедь" из сюиты "Карнавал животных", хореография Михаила Фокина, 1907г.
А то был спор в комментах, Чайковский или Сен-Санс. Оба:))

Моя статья памяти Е.Образцовой:


Елена Образцова. Великая и земная


Ра Мессерер, звезда немого кино Мать Майи Плисецкой

С двумя фото известной актрисы немого кино и описание ее короткого, но по своему интересного пути в искусстве и ее роли в кино-театральной династии Мессерер-Плисецких, вершиной которого сияет Майя Плисецкая.

Убыль веса - 8-10 кг

Срок применения - 15 дней.

По знаку зодиака - Скорпион.

Какой вес и рост были у Майи Плисецкой?

Основные параметры фигуры:

Уже с самого начала карьеры ей приходилось придерживаться строго распорядка питания. С возрастом у великой балерины выработалась своя система питания. В шутку она называла ее "Сижу не жравши!"

Знаменитая балерина Майя Плисецкая может служить ярким примером разумного отношения к своему здоровью. Сочетание правильного питания, физических нагрузок и позитивного мышления позволило ей длительное время сохранять замечательную работоспособность и отлично выглядеть.

Режим питания Майи Плисецкой довольно прост. Она старалась не употреблять в пищу такие продукты, как: сдоба, сахара, рафинированные продукты, жирные блюда, колбасы и копчености. Предпочтение отдает малокалорийной и простой пище / /. Кроме этого она старалась не есть много за один раз и не ела на ночь.

Ну, а для экстренного похудения Май Плисецкая использовала следующую довольно жесткую, но эффективную диету. На этой диете можно сбросить от 8 до 10 кг за 15 дней.

Основные правила диеты Плисецкой

Из меню необходимо исключить следующие продукты: мясо, яйца, молочные продукты, специи, томаты, картофель, шоколад, кофе. Рыбу можно есть лишь изредка. Приветствуются чечевица, брокколи, овес, ячмень.

Примерное меню 15-дневной диеты Майи Плисецкой:

В перерывах можно основными приемами пищи можно употреблять овощи или несладкие фрукты. Так же рекомендуется пить не менее 1,5-2 литров воды в сутки.

Для того, что бы закрепить достигнутый результат можно повторить такую диету через два месяца.

Майя Плисецкая завещала развеять свой прах над Россией. Она прожила долгую и наполненную жизнь. Прима-балерина Большого театра СССР и известная на весь мир балерина, она стала символом своей эпохи, эталоном и примером для подражания.

Семья и детство Майи Плисецкой

Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной еврейской семье. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет - младший брат Азарий, будущий хореограф.

У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом.

Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого кино». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин. Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей.


А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой.

В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР.


Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.

В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа. Ее вместе с новорожденным ребенком (младшим сыном Азарием) поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент. И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву.


Среднего сына Александра приютил дядя Асаф, а 12-летную Майю удочерила ее тетя Суламифь. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее.

Начало карьеры Майи Плисецкой

Первое значимое выступление в Большом театре у Майи Плисецкой прошло накануне рокового для Советского Союза дня. Меньше чем за сутки до начала Великой Отечественной войны на сцене филиала Государственного Академического Большого театра состоялся выпускной концерт хореографического училища.

Майя Плисецкая - «Лебедь» (фильм-балет 1975)

Но война внесла свои коррективы в дальнейшую судьбу примы. С сентября 1941 года семья Майи Плисецкой была в эвакуации в Свердловске. К сожалению, в городе невозможно было продолжить обучение или заниматься балетом.

Чтобы закончить свою учебу 16-летняя девушка решилась сбежать в Москву, где даже в войну продолжались занятия в Московском хореографическом училище. Она снова была зачислена, но на этот раз - сразу в выпускной класс на курс Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой. В 1943 году обучение было закончено, и Майю сразу же приняли в штат Большого театра.


Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете «Шопениана», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты.

Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно. К примеру, в балете «Спящая красавица» она была сначала феей Сирени, затем феей Виолант, а потом уже Авророй. В «Дон Кихоте» балерина станцевала почти все женские партии и, наконец, получила роль Китри.

Майя Плисецкая - Раймонда, 1959

В 1948 году Майя станцевала Жизель в одноименном балете. А после того, как из театра на заслуженный отдых ушла Галина Уланова , Плисецкая стала прима-балериной и получила сольные партии. Во всем мире признаны ее уникальный стиль танца, гибкость, пластичность и изящное движение рук. Она создала свою неповторимую манеру балета, чем снискала мировую славу.

Правда не все гладко складывалось в карьере балерины. С главным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем она не смогла поладить, и с годами это противостояние только усилилось.


В 1956 году труппа театра отправилась впервые в зарубежные гастроли в Англию, но Майя Плисецкая не получила разрешение на выезд из страны. Ее пытались обвинить в шпионаже и в течение последующих пяти лет она была невыездной. Зато балерина успешно гастролировала по стране, завоевывая любовь своих соотечественников. В 1959 году Плисецкой было присвоено звание народной артистки СССР.

Кинокарьера Майи Плисецкой

В 1952 Майя Плисецкая впервые появилась в кино. Ее можно увидеть в картине «Большой концерт» Веры Строевой. Ну а затем последовали роли в кинофильмах-балетах: «Лебединое озеро», «Сказка о Коньке-Горбунке» и «Анна Каренина». Приму Большого пригласили в фильм-оперу «Хованщина». Балерина участвовала и в экранизации балетов «Айседора», «Болеро», «Чайка», «Дама с собачкой». В 1974 году ее пригласили вместе с солистом Большого театра Богатыревым для теленомера «Ноктюрн» на музыку Фридриха Шопена из балета «В ночи» хореографа Джерома Роббинса.

Майя Плисецкая - Болеро

В 1968 году балерина сыграла Бетси в экранизации романа «Анна Каренина» Зархи. С работой Плисецкая справилась на отлично, несмотря на различие работы на театральной сцене и на съемочной площадке. В некоторых фильмах у нее были даже роли с текстом. Например, в балетах Бежара. Также Плисецкая снялась в роли Дезире в ленте «Чайковский» Таланкина. Затем Вайткус позвал танцовщицу на роль музы Чюрлениса в картину «Зодиак».

В 1976 году актриса сыграла звезду балета в телефильме «Фантазия» по повести Тургенева «Вешние воды». Роль Полозовой ей удалась блестяще. Хореографические дуэты поставил балетмейстер Елизарьев.


После художественных фильмов стали снимать документальные. Главная роль снова доставалась Плисецкой. Телевизионщиков стала интересовать судьба артистки, становление ее карьеры, разные грани личной и творческой жизни. Самые яркие документальные фильмы о Майе Михайловне: «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» и «Майя Плисецкая». Кроме того, ее творчеству посвящены и ленты «Майя» режиссер Сакагуши для японского ТВ и «Майя Плисецкая» режиссер Делюш для французов. В ленте «Майя Плисецкая assoluta» он показал балерину в танце и там неизменно были «лебединые» движения рук, которые прославили Майю на весь мир.


Впрочем, сама Майя полагает, что танцевать надо всем телом. Должны участвовать ноги, голова, корпус и, естественно, руки. «Важно танцевать музыку, а не под музыку», - говорит балерина. Творческий девиз знаменитости можно описать так: никому не подражай, превращай движения в музыку. Кстати, в танце Майи Плисецкой никогда не было видно набросков, которые сделали ее предшественники. Балерина всегда реагировала на соло музыкальных инструментов и подчеркивала акценты, иногда движением брови или взглядом. Танцевальная карьера Майи Михайловны оказалась удивительно долгой - она оставила сцену лишь в возрасте 65 лет.

Дальнейшая карьера Майи Плисецкой

Балерина не только выступала на сцене театра, но и взяла на себя роль постановщика. В Большом театре она выступала в качестве балетмейстера для спектаклей Родиона Щедрина «Анна Каренина» (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). И сама же исполняла в них главные женские партии.


Стиль танца балерины стал общепринятым каноном. Неожиданный поворот в судьбе примы случился в 1983 году. Ей предложили быть худруком балета Римского театра оперы и балета. На этом посту Майя была полтора года, периодически приезжала в Рим. Она поставила «Раймонду» для открытой сцены в Термах Каракаллы, представила свою «Айседору» и организовала «Федру».

В 1985 году Плисецкая была удостоена звания Героя Социалистического труда. А с 1988 по 1990 года она возглавила Испанский национальный балет в Мадриде. Для испанской труппы она возобновила балет «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля (балетмейстер - Александр Горский) и ввела в репертуар «Кармен-сюиту». Здесь же она начала сотрудничество с Монсеррат Кабалье . По предложению последней Плисецкая выступила в постановке оперы-балета Джакомо Пуччини «Вилиса». Также балерина станцевала «Умирающего лебедя» под аккомпанемент живого голоса оперной певицы.


В 1988 году Майя Плисецкая выступала в заглавной партии, поставленного специально для нее художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро, балете «Мария Стюарт» Эмилио де Диего.

В январе 1990 года Плисецкая станцевала свой последний спектакль в Большом театре. Им стала «Дама с собачкой». Уйти из Большого Театра балерине пришлось из-за разногласий с художественным руководителем, продолжающихся с самого начала ее карьеры.

Но балерина не оставила сцену, а продолжила участвовать в концертах и давать мастер-классы. В 1990-е годы Плисецкая продолжила сотрудничество с выдающимися хореографами мира: с «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара. В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» Плисецкая исполнила главную партию на премьере балета «Безумная из Шайо» на музыку Щедрина. А свой 70-й юбилей она отпраздновала на сцене, исполнив номер «Аве Майя», поставленный для неё Морисом Бежаром.


Несмотря на свой почтенный возраст, балерина вела активную общественную деятельность. В 1994 году она организовала международный конкурс артистов балета под названием «Майя» и была председателем жюри этого конкурса. А через год была избрана почетным президентом труппы «Имперский русский балет».

Личная жизнь Майи Плисецкой

Как звезду Большого театра Майю окружало множество мужчин. Она писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Балерина дважды была замужем.


Ее первый муж - Марис Лиепа, тоже был солистом театра и танцовщиком. Они поженились в 1956 году, но через три месяца развелись.

Со своим вторым супругом Родионом Щедриным Майя познакомилась в гостях у Лили Брик. Балерина и композитор, казалось, не очень заинтересовались друг другом. Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Только через три года после знакомства они начали встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились.


«Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», – рассказывала Плисецкая о муже. А супруг во всем поддерживал ее и отстаивал ее интересы перед советским правительством. Именно благодаря его стараниям прима получила возможность выезжать за рубеж.

Правда, несмотря на счастливую семейную жизнь, у пары никогда не было детей. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены. Супруг ее оправдывал, говоря, что балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется. Многие балерины, утверждал он, теряли профессию из-за беременности.

Последние годы жизни Майи Плисецкой

В 1993 году Майя Плисецкая стала почетным профессором Московского государственного университета.

А через год она выпустила автобиографическую книгу «Я, Майя Плисецкая». Следующая книга вышла только в 2007 году в виде мемуаров «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах». Еще через три года она издала книгу «Читая жизнь свою...».


А в 2000 году в результате опроса фонда «Общественное мнение» ее выбрали человеком года в области науки, культуры и искусства. Так всенародная любовь проявила себя.

С начала 90х годов и до последних дней жизни прима с мужем жили в Мюнхене. Там они вынуждены были находиться из-за проблем со здоровьем. Медики, которые помогали Майе Михайловне находиться в форме, нашлись только в Германии. Также в 1993 году супруги получили литовское гражданство.


Сама Плисецкая жалела о том, что ей редко приходилось бывать на родине в последние годы. Она изредка посещала балетные конкурсы и появлялась на юбилеях коллег по цеху.

Смерть Майи Плисецкой

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Прощание с балериной прошло в Германии, а согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина, после его смерти и развеян над Россией.

Смерть Майи Плисецкой стала потерей для всего мира

Первоначально 20 ноября 2015 года в Большом Театре должен был состояться творческий вечер по случаю юбилея звезды, ее 90-летия. Теперь же в этот день будет организован вечер памяти великой балерины.

Награды Майи Плисецкой

У Майи Плисецкой несчетное количество разнообразных наград. В 1959 году ей было присвоено звание народной артистки СССР. Она также Заслуженная артистка и Народная артистка РСФСР. В 1985 году ее удостоили звания Героя Социалистического труда.


Балерина - полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Командор ордена Искусств и литературы (Франция), Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса, имеет Орден Ленина, Орден Почётного легиона (Франция), Ленинскую премию, Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой», Орден Восходящего солнца III степени (Япония), Орден Изабеллы Католички.

Она всегда была против. Против режима - дочь «изменника родины» танцевала в главном театре страны. Против идеологии - звезда советского русского балета всегда была беспартийной. Против возраста - продолжала выходить на сцену, когда по балетным меркам давно уже считалась старой. В училище ее прозвали «рыжей вороной», а на сцене - «королевой лебедей». Сама же она признавалась, что тот самый «взмах крыла» подсмотрела в зоопарке у птиц, а не у более опытных артистов. Майе Плисецкой поклонялись, ее ненавидели. 20 ноября исполняется 90 лет со дня рождения великой балерины. «Лента.ру» публикует ее самые яркие высказывания.

«Я родилась через год после смерти Ленина, а когда умер Сталин, мне было двадцать семь лет и три с половиной месяца. Возраст для балерины не юный. Половина профессиональной жизни была позади. А потом были эпохи Брежнева и Горбачева, которые мне принесли много горьких разочарований. Из-за того, что родилась на российской земле, я исчисляю свою жизнь эпохами "царствования" наших вождей. Ни одной моей коллеге из Финляндии или Франции не придет в голову соизмерять этапы своей биографии по именам президентов или премьер-министров».

«Мой дед был зубной врач, жили мы на Сретенке. Там я родилась. Я думаю, что бабушка не занималась никакими профессиями, потому что она воспитывала детей, которых у нее было очень много».

(О матери) «Она играла узбечек, а всегда в Азии были сплошные трагедии. Фильмы, как и в Индии, всегда были невероятно трагичные, просто душераздирающие. И вот, она играла прокаженную, где ее топтали лошади. Какой-то другой фильм, где ее сжигали живьем в каком-то доме. Вообще, я просто обрыдалась, хотя она сидела рядом со мной в кинотеатре, держала меня за руку и говорила: "Я здесь, я с тобой", а все равно я сердилась, что она мне мешала плакать».

«А я что - должна была говорить, что Сталин был золото? Этого не будет никогда. Ни при какой власти я этого не скажу».

«Как только у нас кого-то начинали поливать грязью, иностранцы тут же вострили ушки: "Как это такого-то притесняют? Давайте его раскрутим, поддержим!" И очень многие на этом играли - музыканты, писатели, балетные. Раз ты беглец, преследуем властью, значит, ты художественно значим, наверху положения. Это и сейчас существует».

«Мой отец, которого расстреляли в 1938 году, верил, что система человеческих отношений в новом строящемся обществе будет справедливее, чем в прошлых веках. Но десятилетия идут, а система человеческих отношений к лучшему не меняется».

«Мне иногда кажется, что сначала на свет появляется зависть, а следом рождается человек».

«Не уверена, что высшее проявление ума - это доброта. Добряки бывают и набитыми дураками».

«Я не простила своих врагов и не собираюсь этого делать. С какой стати? За что мне их прощать, скажите на милость? Люди не меняются, это мое глубокое убеждение. И пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила».

«Когда нас с Щедриным приглашают куда-то и помещают в какую-нибудь гостиницу шикарную, на меня это давит. Как-то не привыкли мы роскошествовать».

«Я не нахожу радости в том, чтобы шиковать. Я нахожу в этом заботы. Если иметь дом, его же надо убирать, содержать. Караул!»

«В жизни я намного проще и обычнее, чем люди думают».

«По молодости я никогда не красилась - это было немодно. На знаменитой фотографии с Кеннеди в Белом доме у меня совсем нет макияжа - мне тогда это и в голову не приходило».

«Вот я вам приведу пример - Пьер Карден. Он от природы элегантен, поэтому он и своих клиентов одевает элегантно. Поэтому я уже много лет одеваюсь только у него. Он фантастически чувствует стиль. Он не думает: "Вот я сейчас встану и буду элегантным". При этом сам может ходить в чем попало - в своих вещах, конечно, но пальто может быть с завернутым внутрь воротником, или пуговица на животе расстегнута, потому что он вечно спешит».

«Я люблю зеленый, желтый, красный. И черный очень элегантный. И все остальные цвета тоже».

«Хлеб с маслом - лучшее, что придумали люди».

«Да, пиво люблю!»

«Я ела всегда много. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно. Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно - просто из-за репетиций не успевала поесть».

«У балетных вообще диеты нет, потому что много работают, все сгорает, и просто некогда толстеть».

Фото: Генриетта Перьян / Russian Look

«Вначале было слово, так считается. А я думаю, что вначале был жест, потому что жест понимают все, а слово не все».

«Однажды я сказала Славе Ростроповичу, что Родион подарил мне "Даму с собачкой". Он говорит: статуэтку? Я говорю: нет, балет!»

«Ваганова делала балерин почти из ничего. Даже с никудышными данными они знали, как надо делать. Многие, кто тогда были наверху положения, сегодня танцевали бы в кордебалете».

«На каком-то из первых балетных конкурсов я оказалась в жюри рядом с Улановой. И вот одна танцовщица поднимает ногу практически в прямой шпагат, за ухо. Уланова наклоняется ко мне и говорит: "Девочка ошиблась адресом". И танцовщица не прошла на третий тур».

«Некоторых вещей я не понимаю. Потому что учили в московской балетной школе неважнецки - а танцуют в театре хорошо. Хотя если анализировать, то понятно - мир открыт, смотрят других, смотрят себя на видео, а это лучший педагог».

«Сейчас танцуют лучше. У нас черт знает какая форма была у балерин. Маленькие коряги, каракатицы. А сейчас девочки как модели. Мужской танец вырос неслыханно».

«Раньше мы говорили: "Балет - это не художественная гимнастика". Сейчас балет и гимнастика сравнялись по сложности. Но, следуя за техникой, многие забывают про эмоции. Из танца ушла душа».

«Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом».

«(Елизавета) Гердт говорила: ты висишь на палке, как белье на веревке».

«Если можно было сделать комбинацию один раз, я делала ее один, а не десять. Не всегда получалось фуэте, иногда выходило, иногда нет. Ну и что! И даже сейчас я думаю, что благодаря своей лености я сохранила ноги».

«Я никогда не стремилась танцевать инфантильные роли».

«У меня 165 сантиметров, рост средний, нормальный, смотря как считать, потому что по сравнению с маленькой это действительно немало. Но по сравнению с тем, какие теперь, когда до метра восьмидесяти доходят, тогда я маленькая».

«У Бежара я танцевала, у Ролана Пети. Вот интересно: я абсолютно признаю Баланчина. Но лично не хотела бы у него танцевать. Это не мое, у него слишком абстрактный танец. Когда я танцевала "Умирающего лебедя" в Индии, никто не спрашивал, про что этот танец - все понимали. А когда танцевала па-де-де из "Дон-Кихота", спрашивали. А я и сама не знаю, про что это. Про тридцать два фуэте. Это техника, а люди любят понимать, сопереживать».

«Я танцевала по крайней мере десять версий "Лебединого озера", а везде было написано: Петипа».

«Я бы не сказала, что я уж очень дисциплинированный человек. Конечно, я не разогревалась перед спектаклем горячим душем, как одна прима-балерина, но я помню, как Елена Михайловна Ильющенко мне кричала: "Боже мой, уже третий звонок, а она еще только красит ресницы"».

«Обладать кистью живописца - вот чего бы мне хотелось. Но я этого никогда не пробовала. Это, знаете, как в анекдоте: "Вы играете на скрипке?" - "Не пробовал, но, наверное, играю"».

«Лиля Брик была невероятно противоречивым человеком по отношению абсолютно ко всем. Без исключения. В это противоречие попала и я. Она и Эльза, ее сестра, - это были две умнющие ведьмы, которые находили удовольствие в том, чтобы постоянно портить жизнь друг другу».

«Наглость - она обескураживает».

«Я с детских лет не в ладах с неправдой. Она меня коробит пуще красной тряпки. И в искусстве, и в жизни».

«Я очень требовательная. И к себе тоже. А если считают, что это плохой характер, что я могу поделать? Измениться труднее, чем за волосы себя поднять».

«Я себя грызу. Всегда».

«Когда я вижу сейчас голых, таких, сяких на сцене, я радуюсь и потираю руки: вот вам, ешьте! Нам-то ничего не разрешали! Ведь получалось, что коммунисты в шубах делали своих детей…»

«В горбачевские времена после ухода из Большого, а потом вовсе со сцены я оказалась перед проблемой: все, что заработала в Большом, превратилось в ничто. Нам с Родионом надо было позаботиться о хлебе насущном. И мы принимали предложения, поступающие из разных уголков мира, я участвовала в работе над спектаклями, он писал музыку».

«Пробок стало еще больше. Сколько уже на моей памяти было дано обещаний их убрать, но ни одно не выполнено. Я не привыкла опаздывать. И во всем мире не опаздываю, а в Москве не получается».

«Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное - у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?»

При написании текста были использованы материалы следующих изданий: «Известия» , «Эхо Москвы» , «Комсомольская правда» , «Театрал» , «Домашний» , «Познер Online» .

Убыль веса - 8-10 кг

Срок применения - 15 дней.

По знаку зодиака - Скорпион.

Какой вес и рост были у Майи Плисецкой?

Основные параметры фигуры:

Уже с самого начала карьеры ей приходилось придерживаться строго распорядка питания. С возрастом у великой балерины выработалась своя система питания. В шутку она называла ее "Сижу не жравши!"

Знаменитая балерина Майя Плисецкая может служить ярким примером разумного отношения к своему здоровью. Сочетание правильного питания, физических нагрузок и позитивного мышления позволило ей длительное время сохранять замечательную работоспособность и отлично выглядеть.

Режим питания Майи Плисецкой довольно прост. Она старалась не употреблять в пищу такие продукты, как: сдоба, сахара, рафинированные продукты, жирные блюда, колбасы и копчености. Предпочтение отдает малокалорийной и простой пище / /. Кроме этого она старалась не есть много за один раз и не ела на ночь.

Ну, а для экстренного похудения Май Плисецкая использовала следующую довольно жесткую, но эффективную диету. На этой диете можно сбросить от 8 до 10 кг за 15 дней.

Основные правила диеты Плисецкой

Из меню необходимо исключить следующие продукты: мясо, яйца, молочные продукты, специи, томаты, картофель, шоколад, кофе. Рыбу можно есть лишь изредка. Приветствуются чечевица, брокколи, овес, ячмень.

Примерное меню 15-дневной диеты Майи Плисецкой:

В перерывах можно основными приемами пищи можно употреблять овощи или несладкие фрукты. Так же рекомендуется пить не менее 1,5-2 литров воды в сутки.

Для того, что бы закрепить достигнутый результат можно повторить такую диету через два месяца.