Сырная седмица (Масленица). Масленица отмечается на протяжении семи дней перед датой начала великого поста Что можно кушать во время масленицы

Есть ли какие-то установления, регламентирующие работу, труд в дни поста, и если есть, то с чем они связаны? Можно ли выполнять домашние дела и т. п.? Вопрос касается как длительных, так и однодневных постов.


Правила христианского благочестия предполагают благоговейное отношение к чтимым праздникам, которое выражается в том числе и в отказе от повседневной работы. Само слово «праздник» происходит от прилагательного «праздный», то есть свободный от какой-либо заботы. Однако такое благоговение не должно быть чрезмерным и не должно распространяться на дела, без которых невозможно обойтись. Господь Иисус Христос не раз указывал иудеям, у которых почитание субботы предполагало отказ даже от таких невинных занятий, как срывание колосьев или перемещение пешком на значительное расстояние, что такое отношение к празднику не угодно Богу.

Православный человек, почитая праздник, должен отказаться только от тех дел, которые он может сделать в другой день, но не от тех, которые необходимо сделать сегодня. К таким домашним делам, исполнение которых в праздники не является грехом, относятся, например, приготовление пищи, уход за больными, кормление домашних животных, исправление аварийных ситуаций. А вот стирку белья, ремонт, уборку жилища, наказание детей следует перенести на другой день. При этом время, освобожденное от работы, не должно тратиться на неполезные для души занятия: пьянство, карточные игры, пересуды и просмотр телевизионных сериалов, а, напротив, использоваться для молитвы, духовного общения, чтения книг.

Дни поста, за исключением тех, которые являются праздничными (Воздвижение, Вербное воскресенье, иногда Благовещение, Усекновение главы Иоанна Предтечи и т. д.), напротив, должны быть наполнены трудом, который при этом приобретает особую аскетическую ценность.

Можно ли в Великий пост вкушать соевые продукты?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного
и Животворящего Креста Господня г. Вольска:

Поскольку соя является бобовым растением, то, разумеется, нет никаких оснований отказываться от вкушения в постные дни тех продуктов, где она присутствует в своем естественном виде. Однако вкусовые особенности сои позволяют использовать ее для имитации продуктов животного происхождения, начиная соевым майонезом и «молоком» и заканчивая соевыми котлетами и «колбасами». Как известно, смысл поста состоит не в формальном исключении из рациона продуктов животного происхождения, а в отказе от чувственных удовольствий. Поэтому есть в пост гуляш из сои - значит не понимать смысла поста или, что еще хуже, пытаться, подобно древним фарисеям, обмануть себя и Бога.

Всегда считал, что Масленица - это когда едят блины и веселятся. А что такое Масленица с точки зрения Православия?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного
и Животворящего Креста Господня г. Вольска:

Масленая неделя, Масленица - просторечное название Сырной седмицы - последней перед Великим постом недели. В ее продолжение не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу.

Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу - в этом христианская составляющая Масленицы. Масленица - это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.

Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть.

«Конечно, масленица - это время, когда по традиции люди ходят в гости, общаются за трапезой. Но не стоит разрушать себя пьянством или опасными играми ни в какое время, тем более в эту покаянную неделю, подготавливающую человека к Великому посту»,- отмечает зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Почему мы, когда держим пост, то не едим, например, мясо, яйца, молоко и т.д.? Это Господь повелел воздерживаться именно от этих продуктов, или святые отцы установили?

Отвечает протодиакон Михаил Беликов, клирик кафедрального Духосошественского собора:

Пост - время духовного очищения и освящения, время воздержания от страстей и грехов и упражнения в добродетелях, изменения себя к лучшему, время духовного усовершенствования. Одним из важных средств для достижения этих целей с древнейших времен является воздержание в пище. Пост был установлен еще в Эдеме: Господь запрещает первым людям вкушение определенных плодов. В Ветхом Завете есть много указаний на пост: постился Моисей на Синае 40 дней, постился Илия, пророки, Давид, мать пророка Самуила. Постились израильтяне в дни народных бедствий. Посты христианские установлены прежде всего в подражание Иисусу Христу, постившемуся 40 дней, и святым апостолам (Деян. 10 , 9, 30; Рим. 13 , 14; 1 Кор. 9 , 27; 2 Кор. 6 , 4-5; Кол. 3 , 5).

Относительно запрещения вкушения мяса в пост прямых указаний в Священном Писании нет, но то, что и в Ветхом Завете в посты воздерживались от мяса, видно из косвенных указаний: Моисей, например, во время своего поста хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34 , 28), не говоря уже о мясе. У древних земледельческих народов мясо вкушалось редко, в основном в праздничные дни, поэтому, естественно, вкушение мяса не могло быть допустимо во время поста. Первые христиане восприняли иудейские постные обычаи. Приблизительно до IV-V веков главным критерием поста был не столько род пищи, сколько кратность и время вкушения. В посты пищу вкушали один раз в день в вечернее время, а в некоторые дни не вкушали совсем и даже не пили воду.

Повеление о невкушении в посты мяса, яиц и молока основывается на древнем предании Церкви и оформляется как закон в правилах святых апостолов, святых отцов и в постановлениях Вселенских и Поместных соборов.

Посредством поста мы стремимся достигнуть состояния блаженства и совершенства, в котором пребывали наши праотцы в Эдеме, а творец первоначально благословил в Эдеме Адаму и Еве употреблять в пищу древесные плоды и растения (Быт. 1 , 29). Мясная пища неуместна в пост, поскольку является тяжелой, приводит к разгорячению крови и к пресыщению, что способствует возбуждению греховных страстей.

В пост мы оплакиваем и пытаемся преодолеть свои согрешения и осознаем, что именно грехи человеческие привели Господа на Голгофу, где он, как Агнец Божий, воспринял заклание на Кресте, а потому, в символическом смысле, мы отказываемся от вкушения в пищу «закалаемых», то есть животных, претерпевших насильственную смерть, а также не вкушаем и производное от «закалаемых» - яйца и молоко.

Прочитали, что на Афоне благословляют употреблять в пищу во время Великого поста морепродукты (кальмаров, креветки и т. п.), так как они не мясо и не рыба. Действительно ли их можно употреблять в пищу во время поста?

Отвечает иеромонах Варфоломей (Денисов), клирик Архиерейского подворья-храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»:

Верно, в большинстве афонских монастырей в субботние и воскресные дни разрешается употреблять в пищу во время Великого поста перечисленные Вами морепродукты. Подобная традиция существует и в некоторых наших, русских монастырях. Думаю, что тем более это дозволение может распространяться и на мирян. Однако стоит всегда помнить, что первая и Страстная седмицы Великого поста, а также понедельники, среды и пятницы являются днями сугубого воздержания, в которые не дозволяется вкушать не только морепродукты, но даже и растительное масло.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6172&Itemid=80

Масленица – это символ окончания долгой морозной зимы, символ прощания со снегом и метелями. Масленица – первый весенний праздник, и пусть еще кругом лежат сугробы, все равно солнце кажется ярче, воздух – теплее, а зима – уже чем-то далеким и прошедшим.

Какого числа масленица в 2017 году

М асленица – не только светский, но в первую очередь церковный праздник. Поэтому время празднования масленичной недели напрямую зависит от даты Пасхи. От начала Масленицы до Пасхи ровно 56 дней, то есть неделя самой Масленицы и 49 дней Великого поста. Несложно подсчитать, что дата Масленицы в 2017 году выпадает в феврале. С 20 февраля по 26 февраля вся страна будет справлять масленичную неделю перед началом Великого поста.

Что можно есть на масленичную неделю

Масленица в православии называется Сырной, иначе Мясопустной неделей. Так масленичная неделя называлась из-за списка продуктов, которые можно есть перед длинным Великим постом. Запрещалось есть мясо – любое и в любом виде, отсюда и Мясопустная неделя. Однако разрешены были яйца, рыба, молочные продукты – сливочное масло, сыр, что и дало второе название празднику – Сырная Седмица .

Масленичная неделя сопровождается веселыми гуляньями, активными играми и щедрыми угощениями. Конечно, первое, что приходит на ум при слове «Масленица» — это блины. Круглые, золотистые, символ весеннего солнышка, блины на Масленицу принято печь каждый день и угощать ими всех друзей и знакомых. Блины с маслом, блины с припеком, с икрой, с капустой, брусникой, сметаной, джемом, творогом, картошкой – в каждой семье был свой рецепт блинов, и ходить друг к другу в гости со своими фирменными блинами было принято на Руси практически повсеместно.

Масленичная неделя, что означает каждый день

Каждый день масленичной недели имеет свое значение, смысл и свои традиции.

Понедельник – «Встреча»

Первый день веселой седмицы, первый блинный день. Первые блины было принято раздавать нищим для поминовения усопших. Понедельник был посвящен подготовке к празднованию Масленицы – сооружались ледяные крепости для боев, ставились карусели. В день «Встречи» стартовала большая масленичная ярмарка, с потешными балаганами, выступлениями скоморохов и дудошников и прочими развлечениями. Но главным действием понедельника было воздвижение чучела Зимы – соломенной фигурки в длинном сарафане, которую через семь дней торжественно сжигали.

Вторник – «Заигрыш»

Название говорит само за себя – молодежь развлекалась заигрыванием друг с другом, катанием на санках и качелях. Повсеместно угощались блинами, устраивали потешные бои и взятия ледовых крепостей.

Среда – «Лакомка» или «тещин день»

На третий день масленичной недели теща приглашала любимого зятя отведать ее фирменных блинов со сметаной. Категорически запрещалось ссориться, тещи обязаны были всячески угождать зятьям.

Четверг – день «Широкого разгула»

Начало основных Масленичных празднеств. Шумные, веселые, гуляния проводились поистине на широкую ногу. За оставшиеся четыре дня до Великого поста народ старался наесться и блинов, и всего остального «скоромного» — ведь со следующей недели будут запрещены все животные продукты.

Пятница – «Зятьевы блины»

В этот день масленичной недели уже зять звал тещу в гости отведать блиночков. Теща обычно являлась не одна, а с целой толпой подруг – и всем женщинам зять обязан был угодить.

Суббота – «Золовкины посиделки»

В гости к молодой семье приходили сестры мужа. Девушки обменивались подарками, угощались – опять-таки! – блинами, советовали по поводу замужней жизни. Мужчин на такие посиделки, как правило, не звали.

Воскресенье – настоящий Масленичный разгул

Ярмарка, кулачные бои, ледовые крепости, катания, потехи и забавы – Масленица отмечалась с полным размахом. Но самым важным в этот день, разумеется, было сжигание чучела Зимы. Соломенная фигурка, которую в понедельник торжественно водружали в площади, в этот день сжигалась с песнями и плясками. И с последними искрами сгоревшего чучела заканчивалась Масленица. В понедельник начинался суровый Великий пост.

Икона «Страшный суд». Новгород,
XV век, Третьяковская галерея

Тре-тье вос-кре-се-нье под-го-то-ви-тель-но-го пе-ри-о-да к Ве-ли-ко-му по-сту име-ну-ет-ся в Пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре Неде-лей о Страш-ном су-де, или Неде-лей мя-со-пуст-ной. Пер-вое на-зва-ние про-дик-то-ва-но те-мой еван-гель-ско-го чте-ния за Ли-тур-ги-ей - о бу-ду-щем Страш-ном су-де жи-вых и мёрт-вых; вто-рое - пред-пи-са-ни-ем Цер-ков-но-го уста-ва: не упо-треб-лять по-сле это-го вос-кре-се-нья мя-са.

Что зна-чит «мя-со-пуст»?

Сла-вян-ский тер-мин «мя-сопу ст» (греч. апо кр-эос , лат. carnis privium - ли-ше-ние мя-са ) озна-ча-ет пре-кра-ще-ние вку-ше-ния мя-са. Неде-ля мя-со-пуст-ная - это вос-кре-се-нье за 56 дней до Пас-хи. За ним сле-ду-ет ещё од-на - по-след-няя пе-ред Ве-ли-ким по-стом седми ца - «сыр-ная», или, в про-сто-ре-чии, - «мас-ле-ни-ца» (в на-род-ном ка-лен-да-ре она вклю-ча-ет в се-бя ещё и Про-щё-ное вос-кре-се-нье в ка-че-стве за-вер-ша-ю-ще-го ак-кор-да ли-хих на-род-ных гу-ля-ний). Стро-го со-блю-да-ю-щие ди-е-ти-че-скую сто-ро-ну по-ста от-ка-зы-ва-ют-ся на этой неде-ле от мя-са и едят толь-ко яй-ца и мо-лоч-ные про-дук-ты (от-ку-да и на-зва-ние этой неде-ли). В этом - по-след-няя сту-пень под-го-то-ви-тель-но-го воз-дер-жа-ния.

Мас-ле-ни-ца - хри-сти-ан-ский празд-ник?

Об-ра-зо-ван-ный хри-сти-а-нин (да и каж-дый че-ло-век) дол-жен знать, что мас-ле-ни-ца в сво-ей ос-но-ве - празд-ник со-всем не хри-сти-ан-ский! На-про-тив - это древ-ний язы-че-ский празд-ник про-во-дов зи-мы и встре-чи вес-ны, со-глас-но по-сло-ви-це: «Мас-ле-ни-цу про-во-жа-ем, све-та солн-ца ожи-да-ем». Это - свое-об-раз-ный «се-вер-ный кар-на-вал», вак-ха-на-лия, со-про-вож-да-ю-ща-я-ся необуз-дан-ным ве-се-льем, зу-бо-дро-би-тель-ны-ми дра-ка-ми, иг-ра-ми и хмель-ны-ми пи-ра-ми (это то, что у нас все-гда хо-ро-шо по-лу-ча-ет-ся). В до-хри-сти-ан-ские вре-ме-на по-доб-ные гу-ля-ния с «уми-ло-стив-ле-ни-ем» язы-че-ских бо-гов со-про-вож-да-лись да-же че-ло-ве-че-ски-ми жерт-во-при-но-ше-ни-я-ми: вспом-ним о на-ших хри-сти-ан-ских пер-во-му-че-ни-ках - ки-ев-ских ва-ря-гах Фе-о-до-ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред-ста-вим, что они вос-крес-ли, ока-за-лись на на-шей мас-ле-ни-це и уви-де-ли стран-ные на-ря-ды хмель-ных гу-ляк, пры-га-ю-щих во-круг ко-ст-ра с язы-че-ским идо-лом ста-ру-хи-зи-мы и бли-на-ми в ру-ках... Му-че-ни-ки ре-ши-ли бы, что на Ру-си всё ещё тор-же-ству-ет язы-че-ство, ко-то-рое рев-ност-но на-саж-дал князь Вла-ди-мир в на-ча-ле сво-е-го прав-ле-ния, а кре-ще-ние на-шей мно-го-стра-даль-ной стра-ны так и не со-сто-я-лось!) По-это-му су-ро-вый го-лос Свя-той Пра-во-слав-ной Церк-ви, воз-ве-щая о Страш-ном Су-де, зо-вёт к по-ка-я-нию и предо-сте-ре-га-ет от язы-че-ской мен-таль-но-сти, до сих пор жи-ву-щей в на-шем со-зна-нии.

По-сле кре-ще-ния Ру-си «от-ме-нить» мас-ле-ни-цу (как и неко-то-рые дру-гие язы-че-ские иг-ри-ща, на-при-мер, «Ива-нов день») так и не смог-ли: наш на-род го-тов от-ка-зать-ся от мно-го-го, но толь-ко не от бес-ша-баш-ных гу-ля-нок и за-сто-лий с тра-ди-ци-он-ным во-про-сом: «Ты ме-ня ува-жа-ешь?» По-это-му Цер-ковь вы-нуж-ден-но сов-ме-сти-ла эту неде-лю вак-ха-на-лий с по-след-ней под-го-то-ви-тель-ной сед-ми-цей пе-ред Ве-ли-ким по-стом, чтобы хоть как-то кон-тро-ли-ро-вать про-ис-хо-дя-щее и не до-пус-кать про-дол-же-ния ко-щун-ствен-но-го раз-гу-ла во вре-мя Ве-ли-ко-го по-ста. При этом обы-чай по-ми-нать на хмель-ной тризне пред-ков бли-на-ми (это аст-ро-ло-ги-че-ский со-ляр-ный знак) был пе-ре-осмыс-лен как за го-ве-нье - празд-нич-ную тра-пе-зу на-ка-нуне по-ста. Гре-ки и дру-гие хри-сти-ане не мо-гут по-нять, по-че-му наш бо-го-слу-жеб-ный (!) - а не толь-ко «на-род-ный» - ка-лен-дарь об-зы-ва-ет пра-во-слав-ную сыр-ную сед-ми-цу, име-ю-щую по-лу-пост-ный по ра-ци-о-ну, но вполне по-ка-ян-ный по сво-е-му на-зна-че-нию ха-рак-тер, язы-че-ским тер-ми-ном «мас-ле-ни-ца» (хо-тя бы и в скоб-ках). Тем са-мым, в гла-зах про-сто-го на-ро-да, име-ну-ю-ще-го се-бя «пра-во-слав-ным», санк-ци-о-ни-ру-ет-ся как сам «кар-на-вал», так и свя-зан-ные с ним язы-че-ские об-ря-ды и зло-упо-треб-ле-ния. В хра-мах зву-чит пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, а на ули-цах - язы-че-ские ри-ту-аль-ные за-кли-на-ния и визг-ли-вые ча-стуш-ки, осквер-ня-ю-щие слух цер-ков-но-го че-ло-ве-ка.

Сыр-ная сед-ми-ца или мас-ле-ни-ца?

«Сыр-ная сед-ми-ца - пред-две-рие и на-ча-ло по-ста»

Пра-во-слав-ный Цер-ков-ный ка-лен-дарь име-ну-ет по-след-нюю седми цу (неде-лю) пе-ред Ве-ли-ким по-стом сы-ропу стно й (а на-род - мас-ле-ни-цей). Смысл этой сед-ми-цы - в по-сте-пен-ном пе-ре-хо-де от обы-ден-ной жиз-ни к ве-ли-ко-пост-ным «по-дви-гам», ко-то-рые, ко-неч-но же, у каж-до-го хри-сти-а-ни-на свои - и опре-де-ля-ют-ся его по-лом, воз-рас-том, со-сто-я-ни-ем здо-ро-вья и про-фес-си-ей. В сре-ду и пят-ни-цу да-же не со-вер-ша-ет-ся Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия (это в знак по-ка-ян-ной скор-би), а служ-бы су-точ-но-го цик-ла, со-дер-жа-щие и по-ка-ян-ную мо-лит-ву пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, по-чти со-от-вет-ству-ют ве-ли-ко-пост-ным. Всё это, со-глас-но за-ме-ча-тель-но-му вы-ра-же-нию свт. Ти-хо-на За-дон-ско-го, - «свет-лые предпу тия по-ста»!

Но на-род - не толь-ко «про-стой» и «необ-ра-зо-ван-ный» (эта от-го-вор-ка ныне смеш-на) - про-во-дит это «на-ча-ло уми-ле-ния и по-ка-я-ния» вполне по-язы-че-ски - в шум-ных гу-ля-ньях и со-мни-тель-ных за-ба-вах.

Один из ино-стран-ных пу-те-ше-ствен-ни-ков, по-се-тив-ших Рос-сию в XVII ве-ке, мо-сье Одер-бон, с удо-воль-стви-ем но-си-те-ля за-пад-ной ци-ви-ли-за-ции кон-ста-ти-ро-вал (по-доб-ных сви-де-тельств мно-го): «В это вре-мя у рус-ских по-чти бес-пре-рыв-но про-дол-жа-ет-ся об-жор-ство и пьян-ство; они пе-кут паш-те-ты, то есть ола-дьи и бли-ны из мас-ла и яиц, за-зы-ва-ют к се-бе го-стей и упи-ва-ют-ся мё-дом, пи-вом и вод-кой до упа-ду и до бес-па-мят-ства. В те-че-ние всей мас-ле-ни-цы толь-ко и слыш-но, что то-го-то уби-ли, то-го-то бро-си-ли в во-ду…».


«Взя-тие снеж-но-го го-род-ка»
В. Су-ри-ков, 1891 г.

Со вре-ме-нем ма-ло что из-ме-ни-лось. Вспом-ним кар-ти-ну Ва-си-лия Су-ри-ко-ва «Взя-тие снеж-но-го го-род-ка» или хре-сто-ма-тий-ное изо-бра-же-ние боя «стен-ка на стен-ку» в филь-ме «Си-бир-ский ци-рюль-ник». Мно-гие про-сто-душ-ные лю-ди от-но-сят-ся к этим лу-боч-ным кар-тин-кам про-шло-го с но-сталь-ги-че-ским при-ды-ха-ни-ем и все-рьёз счи-та-ют, что всё это - «су-гу-бо по-пра-во-слав-но-му»; что так и сле-ду-ет «го-то-вить-ся» к Ве-ли-ко-му по-сту: на-пить-ся до без-об-ра-зия, сло-пать (про-сти-те за от-кро-вен-ный гла-гол!) как мож-но боль-ше бли-нов, ста-ра-ясь не уме-реть от за-во-ро-та ки-шок (что дей-стви-тель-но слу-ча-лось), уме-ло раз-бить ближ-не-му нос или вы-вих-нуть че-люсть, а по-том «по-ка-ять-ся» - по-па-рить-ся в Чи-стый по-не-дель-ник в бань-ке, дабы смыть с се-бя мас-ле-нич-ные из-ли-ше-ства, и с чув-ством хо-ро-шо ис-пол-нен-но-го «пра-во-слав-но-го дол-га» бу-хать зем-ные по-кло-ны.

Ко-неч-но же, это язы-че-ская раз-гуль-ная об-ряд-ность, во мно-гом ис-кус-ствен-но воз-рож-да-е-мая сей-час под ви-дом воз-вра-ще-ния к «на-род-ным тра-ди-ци-ям». Оче-вид-но, мно-гим, же-ла-ю-щим ко-щун-ствен-но смыть с Ру-си во-ды дне-пров-ской ку-пе-ли, хо-чет-ся вер-нуть-ся непре-мен-но к до-хри-сти-ан-ским «на-цио-наль-ным ис-то-кам». Неуди-ви-тель-но, что на-шу стра-ну, в ко-то-рой за де-вять сто-ле-тий не смог-ли утвер-дить-ся хо-тя бы эле-мен-тар-ные нор-мы хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-ве-де-ния, по-стиг-ли столь тяж-кие на-ка-за-ния в XX сто-ле-тии. Это и был «Страш-ный суд», к сча-стью, ещё не окон-ча-тель-ный; но ра-зум-но ли ис-пы-ты-вать Бо-жие дол-го-тер-пе-ние? Ещё один «Страш-ный суд» для на-ше-го об-ще-ства, си-дя-ще-го на «по-ро-хо-вой (ядер-ной и тер-мо-ядер-ной) боч-ке» мо-жет стать в пря-мом смыс-ле Страш-ным (уже без ка-вы-чек) и по-след-ним. Всё за-ви-сит от спо-соб-но-сти по-ка-ять-ся (то есть на биб-лей-ском язы-ке - «пе-ре-ме-нить со-зна-ние») и хо-тя бы по-пы-тать-ся жить по-хри-сти-ан-ски. К со-жа-ле-нию, вме-сто то-го, чтобы «на се-бя обо-ро-тить-ся» - вспом-нить сло-ва Спа-си-те-ля о том, что Отец Небес-ный зна-ет о каж-дом из нас всё (да-же во-ло-сы на на-ших го-ло-вах со-счи-та-ны!) и что без Его по-пуще-ния ни-че-го не про-ис-хо-дит, - мно-гие на-ши «рев-ни-те-ли» от-ма-хи-ва-ют-ся от про-мыс-ла Бо-жия и ви-нят во всех на-ших бе-дах раз-ных внеш-них су-по-ста-тов (их име-на хо-ро-шо из-вест-ны). Здесь есть над чем за-ду-мать-ся, осо-бен-но в пред-две-рии Ве-ли-ко-го по-ста.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ло-же-ние

Свя-ти-тель Ти-хон За-дон-ский (†1783) о мас-ле-ни-це

«Сыр-ная сед-ми-ца есть пред-две-рие и на-ча-ло по-ста. А по-то-му ис-тин-ным ча-дам Церк-ви сле-ду-ет в Сыр-ную сед-ми-цу по-сту-пать во всём го-раз-до воз-дер-жан-нее. Слу-ша-ют ли, од-на-ко, хри-сти-ане сла-дост-ных пес-ней люб-ве-обиль-ной Ма-те-ри сво-ей? Она за-ве-ща-ет в эти дни бо-лее бла-го-го-веть - а они ещё боль-ше бес-чин-ству-ют. Она за-по-ве-ду-ет воз-дер-жи-вать-ся - а они ещё боль-ше пре-да-ют-ся невоз-дер-жа-нию. Она по-веле-ва-ет очи-щать те-ло и ду-шу - а они ещё боль-ше осквер-ня-ют их. Она ве-лит се-то-вать о со-де-ян-ных гре-хах - а они при-бав-ля-ют но-вые без-за-ко-ния. Она вну-ша-ет уми-ло-стив-лять Бо-га - а они ещё боль-ше про-гнев-ля-ют Все-выш-не-го. Она на-зна-ча-ет пост - а они ещё боль-ше объ-еда-ют-ся и упи-ва-ют-ся. <…> Са-мое празд-но-ва-ние мас-ле-ни-цы - есть де-ло язы-че-ское. У языч-ни-ков был лож-ный бог Вакх (изоб-ре-та-тель хмель-но-го пи-тья), ко-то-ро-му они учре-ди-ли осо-бен-ные в го-ду празд-ни-ки (так на-зы-ва-е-мые вак-ха-на-лии ) и про-во-ди-ли эти празд-не-ства во вся-ких непо-треб-ствах и мер-зо-стях. Смот-ри-те, не так ли хри-сти-ане про-во-дят мас-ле-ни-цу, а рав-но и мно-гие празд-не-ства? <…> А я ещё раз ска-жу, что, кто про-во-дит мас-ле-ни-цу в бес-чин-ствах, тот ста-но-вит-ся яв-ным ослуш-ни-ком Церк-ви и по-ка-зы-ва-ет се-бя недо-стой-ным са-мо-го име-ни хри-сти-а-ни-на» (цит. по: Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. М., 1993. Т. 1. С. 543-544).

Оторвись душа моя,
Да поешь блинцов,
Пусть простит же Бог меня,
К Масленице я готов!

Самый веселый русский праздник после Нового Года - русская Масленица.
Это по-настоящему радостное событие в году, наполненное шутками, песнями, играми.
Постараюсь рассказать немного о Масленице, и может быть, Вы начнете отмечать ее так, как это делали раньше, ведь этот праздник на самом деле у нас в крови.

Русская масленица – один из самых любимых народных праздников в нашей стране.
Масленичная неделя начинается за семь дней до Великого Поста.

Свое начало Масленица берет с самых древних времен. Этот праздник удивительным образом отмечается до сих пор во многих европейских странах.
Сначала он был всеобщим праздником, который предвещал приход весны, открывал Новый Год и начало сельскохозяйственных работ.
Со временем русская Масленица стала просто веселым народным праздником.

Есть такое понятие, как Широкая Масленица - период с четверга по воскресенье, когда проводятся главные праздничные гуляния.
В последний день в Прощеное воскресенье на городских и сельских площадях собирается народ от мала до велика.
С танцами и играми поедаются блинцы, согреваются чаечком и водочкой.
Заканчивается все сжиганием чучела Зимы.

На Широкую Масленицу запрещалось работать, заниматься домашними делами, потому что этот праздник из языческого перешел в религиозный.

Русская масленица – Что же она значит?

    В эти дни народ с шумом прощался с зимой и встречал долгожданную весну.

    Масленица входит в религиозный православный календарь и означает подготовку к Великому Посту. Церковь не запрещает такую языческую традицию, как сжигание чучела Зимы и приветствует всенародное разгулье и веселье перед Великом Постом.

    Главным атрибутом русской Масленицы является блин.
    Горячие, поджаренные блины должны были не только согревать всех, но и зазывать солнышко, чтобы поскорее пришло тепло, полились ручьи, а весна подарила хороший урожай, ведь как посеешь, так пожнешь. Блины, как бы, играли роль помощников солнца и должны были помочь прогнать зимушку.

    Гуляния и походы в гости тоже обязательны.

    Примета:
    Если русская Масленица отмечается, как положено, с блинами, играми и весельем, то год будет удачным, богатым и радостным.

    Название "масленица" происходит не только от слова "масло", которым смазывают блины. Оно имеет более важное значение и происходит от слова "умаслить". Блин олицетворял солнце и смазывая его маслом, люди умасливали солнышко, чтобы оно поскорей позвало весну и тепло. Весну наши предки очень любили, уважали и почитали, потому что весна, как говорили - кормилица. Русская Масленица показывает нам всю эту любовь и радость прихода весны.

Русская масленица – Что можно кушать?

русская Масленица — блинчики с начинкой

    Все кроме мяса.

    Не многие знают одну важную особенность в выборе пищи на масленичной неделе. А особенность такова, что нельзя кушать мясо. Так запрещает нам наша церковь. Да, именно за неделю до Великого Поста мясо тоже не едят.
    За то можно все остальное:

    Рыбу
    Икру
    Грибы
    Молочные продукты
    Масло
    Хлеб
    Сахар
    Сыр
    Яйца
    Овощи и фрукты
    Орехи

    Блины - главное кушанье.

    Русская Масленица встречается в первую очередь блинами. Вы можете сделать, например, тонкие блинчики с начинкой или дрожжевые блины.

    Ели очень много блинов, потому что мясо запрещалось. Мясной белок насыщает нас на долгое время, а тут тебе, пожалуйста, можно отвести душу на блинчиках и есть, сколько сможешь. Все любят блины со сметаной, с вареньем, с медом или со сгущенкой. А сколько блинчиков с начинками! Блины с грибами, с рыбой или с творогом ничуть не хуже фаршированных блинов с мясом. А блины с красной икрой - настоящий деликатес.

Есть и другие блюда на масленицу: пироги, ватрушки, оладья, торты, сырники, запеканки, кексы. А мясо можно заменить очень полезной рыбой. Вы можете приготовить вкусную запеченую рыбу.

Да, ели, как говорится, на убой, за то в пост все калории испарялись.

Милые хозяюшки, если Вы еще не научились делать блинчики, то спросите, как жарить блины у мам, бабушек. У всех в семье, как правило, есть свой домашний рецепт.

Русская масленица – это веселье и гулянья

русская Масленица — катания на санях

На городских площадях устраивалось множество веселых конкурсов, катания на санях с песнями и частушками под гармонь, катания с гор, кулачные бои – потеха не только ради согревания в морозы, но и чтобы показать свою удаль.

Действительно, русская Масленица – это настоящий праздник для всех православных людей.
Самое интересное, что и для детишек, и для старшего поколения масленица одинаково интересна. И для каждого человека она своя.
Дети могут играть во все зимние игры: кататься на санях, лыжах, коньках, захватывать снежные городки, играть в снежки. Таким образом благодарить зиму за веселые зимние развлечения и прощаться с ней.
Молодежь может не только, как дети развлекаться катанием с гор и лепить снежные городки, но и кататься на санях, участвовать в разных конкурсах. Главное, можно было познакомиться с девушкой или с парнем. Думаю на масленице можно найти себе достойную пару, где все улыбаются, шутят и веселятся.
Очень любил русский народ кулачные бои, в них участвовали не только молодые ребята, но и взрослые мужчины. Особенно любили наблюдать за этим цари, когда можно было увидеть воочию силу, терпение и характер настоящего русского мужика.
Женщины и мужчины также не прочь, как дети, поиграть в снежки, покататься с гор. Но главное на масленицу – это сани!
Катались с песнями под гармошку.
Русская Масленица без плясок, катаний на санях, хороводов, шуточных и веселых конкурсов не проходила. Все смеялись, шутили, всюду царило безумство и разгул души.
И все это под блины с чаечком и русской водочкой.

Напоминает Новый Год, правда? И не зря, потому что раньше Новый Год приходил именно в марте, когда природа снова оживала, а люди начинали готовиться к работам на земле, ведь это было их основное занятие. Масленица и была в те времена Новым Годом.

Дети резвились, женщины пели и плясали, мужики бились и пили, и все объедались блинами с икрой, целовались и улыбались друг другу.
Вот такая она русская Масленица – веселая, по-русски широкая и настоящая!

Желаю всем самой веселой, вкусной и радостной Масленицы!

Масленица отмечается на протяжении семи дней перед датой начала Великого поста, за семь недель до Пасхи. Церковное название праздника – Сырная седмица.

Другие названия праздника: Сырная неделя, Масленая неделя, Масляница, Маслена, Блинница, Мясопуст.

Масленица – древний славянский праздник, который сочетает в себе элементы языческой и христианской культуры. Всю неделю люди устраивают развлечения, катания на санках, гадания. Популярная традиция и неотъемлемый атрибут праздника – выпекание блинов. Масленица символизирует проводы зимы и встречу весны. Она ассоциируется с блинами и народными гуляниями.

Масленица дата в ближайшие годы:

В 2019 году с 4 по 10 марта.
В 2020 году с 24 февраля по 1 марта.
В 2021 году с 8 по 14 марта.

История Масленицы уходит корнями в древнеславянские времена, когда люди исповедовали языческую религию. Этот праздник проводил границу между зимой и началом весны. Его празднование начиналось в день весеннего равноденствия (22 марта) и длилось около недели. На Масленицу прославляли природу, землю и продолжение рода, зазывали богатый урожай, вспоминали умерших предков. После распространения христианства духовенство придало празднику новый смысл. Масленица начала называться Сырной седмицей и стала служить подготовкой к Великому посту перед Пасхой. Время ее проведения изменяется в зависимости от даты Пасхи.

Масленица является неделей народных гуляний. Этот период связан с отдыхом и развлечениями перед Великим постом. Большинство традиций празднования пришло с древнеславянских времен. Проводимые на Масленицу обряды сочетают в себе элементы языческой мифологии и христианства. Наиболее популярная традиция – выпекание блинов. У древних славян блины олицетворяли солнце и служили поминальным блюдом. Славянские народы чтят традиции своих предков и готовят на Масленицу это блюдо. В городах устраиваются ярмарки и базары, на которых можно отведать праздничные угощения и принять участие в развлечениях.

Любимые забавы в этот период: катание на санках, качелях, рукопашные бои. Молодые девушки собираются в компании и устраивают гадания. Верующие христиане посещают службы в храмах. В последний день Масленицы происходит ритуальное сожжение чучела. Эта традиция связана с провожанием прошлогоднего урожая и зазыванием плодородия.

Каждый день Масленицы имеет свое имя и ритуалы.

Понедельник – «Встреча», пишет сайт Rosregistr. В этот день хозяйки начинали печь блины, первый из которых отдавали нищим для почтения памяти умерших. В некоторых регионах было принято готовить вареники с сыром и сметаной, ватрушки, оладьи. Хозяйки угощали ими приглашенных родственников и гостей.

Жители сел ходили по дворам, держа в руках чучело Масленицы, пели песни. Дети посещали дома, хозяева давали им вещи для дальнейшего сжигания.

На площадях населенных пунктов устанавливались горки, качели.

Утром свекровь со свекровью отправляли невестку в дом ее родителей, а вечером сами навещали их.

Вторник – «Заигрыши». В этот день молодежь начинала устраивать катания на санках, снежные забавы, соревнования на протяженность спуска с ледяных горок. Проводились смотрины невест.

Среда – «Лакомка». День сопровождался поеданием традиционного блюда – блинов, изготовленных из различных сортов теста с разнообразными начинками. Устраивались блинные соревнования – определяли, у кого они получились вкуснее всего. Также в среду было принято ходить в гости к теще с угощениями.

Четверг – «Перелом Масленицы (Широкий разгуляй)». День был наполнен гуляниями с утра до вечера, вождением хороводов, кулачными боями. Хозяйки пекли изделия из муки в форме птиц. В четверг запрещалось шить.

Пятница – «Тещины вечерки». Зятья угощали блинами своих тещ, которых приглашали в гости нарядные посланники.

Суббота – «Золовкины посиделки». В субботу было принято приглашать в гости золовку (сестру супруга) и вручать ей подарок, а также просто навещать родственников и друзей.

Воскресенье – «Прощеное воскресенье (Проводы, Целовник)». В церквях в воскресенье проходят богослужения, предваряющие Великий пост.

В этот день люди просили прощения, забыть плохие поступки. Ритуал завершался поцелуем и поклоном.
Было принято посещать могилы родственников и приносить им в качестве угощения блины.
Люди парились в банях, чтобы смыть грехи.
Вечером существовала традиция сжигать на окраине деревни чучело Масленицы. Такой обряд символизировал встречу весны.
Масленица заканчивалась уборкой: мытьем посуды, сжиганием остатков праздничной еды.

Сырная седмица передует Великому посту, поэтому в праздничные дни для верующих христиан существуют гастрономические ограничения. Последнее воскресенье перед праздничной неделей именуется «мясным». Это последний день, когда разрешается употреблять в пищу мясные продукты. На Масленицу можно кушать рыбу, молочные продукты (молоко, сыры, масло, сметану, сливки), яйца. Считается, что подобный рацион сформировался до распространения христианства. К началу весны у крестьян заканчивался запас мяса и начинался период отела скота. Молочные продукты служили альтернативой белковой пищи.

  • Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Масленица объедуха, деньгам приберуха.
  • Если на Масленицу стоит морозная и ясная погода, то лето будет теплым и дождливым.
  • Тот, кто на Масленицу не будет развлекаться и веселиться, проведет год в тоске и грусти.
  • Если на Сырную седмицу испечь много блинов, то год будет благополучным и урожайным.
  • В середине праздничной недели теще следует угостить зятя блинами, чтобы в доме присутствовали мир и взаимопонимание.
  • Тонкие блины на Масленицу предвещают легкую жизнь, а толстые – трудности.
  • Теща зятя в среду привечает: на протяжении масленичной недели пекут блины в обильном количестве и угощают ними друзей, родственников и знакомых. Однако среда является особенным днем. Каждая теща должна в этот день пригласить в гости зятя и угостить его самыми вкусными блинами. Если между зятем и тещей хорошие отношения, то это просто дань традиции. Однако если между тещей и зятем натянутые отношения – это повод для примирения.
  • Кто на угощения скупится – за год разорится: в праздник Масленицы принято готовить и веселиться от души! Каждый хозяин, который заботиться о благополучии своего семейства на протяжении всей недели должен быть готов к визитам даже неожиданных гостей. Принято считать, что именно нежданные гости приносят в дом счастье и удачу.
  • Сколько блинов напечешь, столько дней солнечных привлечешь: форма блинов ассоциируется с солнышком. Считается, что каждый блин, испеченный на масленицу, представляет собой один солнечный день года. Поэтому каждая хозяйка старалась испечь как можно больше блинов. Однако при этом нельзя и перебарщивать. В том случае, если блинов будет слишком много – урожай погибнет от засухи, если же недостаточно – сгниет из-за обилия дождей.
  • Масленичные гулянья – санные катания: традиционно на Масленицу устраивают катания на санях. Интересно, что эту традицию соблюдают не только жители деревень, но и городские. Для знатных людей эта традиция предоставляла возможность выставить напоказ своих лошадей, а для женщин – похвастаться драгоценностями.
  • В свистульку дуй – птиц зазывай: эта примета воплощалась по большей части детьми, которые изготавливали деревянные свистульки в виде птиц. Было принято считать, что детвора, дуя в самодельные свистульки, призывает перелетных птиц. Подобные свистульки можно увидеть и в настоящее время с одним существенным отличием – теперь их делают из пластмассы.
  1. Первую порцию блинов нужно отдавать бедным людям, чтобы хозяйство не пришло в упадок, а урожай в нынешнем году был хороший. Также считается, что отданные блины нищим приносят покой вашим умершим родственникам.
  2. Вторую порцию блинов тоже нельзя есть. Её нужно отдать сиротам, бездомным людям. Тогда ваше молодое поколение будет здоровым и счастливым, а ваша жизнь станет безмятежной и спокойной.
  3. Если блины получаются красивыми, румяными и вкусными, то следующий год будет мирным и спокойным. В противном случае в дом придут беды и несчастья.
  4. Чем больше будет испечено блинов, тем богаче будет урожай в наступившем году.
  5. Чем больше блинов испечёте, тем больше будет солнечных дней в году. Но перебарщивать не стоит, потому что в итоге может получиться обратная реакция: будет зной и засуха и урожая не будет. Поэтому важно знать меру и не переборщить.
  6. Если после Масленицы остались недоеденные блины, то их оставшееся количество означает, что столько лет ещё придётся сидеть в девках.
  7. Если блины получаются с припёком посередине, то значит, муж будет вам верен. Если же припёк сбоку, то будет он ходить налево.
  8. Если блин пристал к сковороде, то в нынешнем году девушка замуж не выйдет, будет жить в родительском доме.
  9. Если края блинов получаются ровные, то замужество будет счастливым. Если же кривые, то стоит задуматься, нужно ли выходить замуж за выбранного человека.